Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе
статья (2 класс) на тему

Березина Ирина Евгеньевна

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности ЭФУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных учебников и пособий

на уроках в начальной школе (слайд 1)

Слайд 2.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».  

Джон Дьюи                                                                                                     

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности ЭФУ.

Слайд 3.

Что такое ЭФУ?

ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).

Слайд 4.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.

Слайд 5.

Каковы обязательные составляющие учебника?

  • постановка   задачи
  • предъявление информации
  • раскрытие путей решения проблем
  • обобщение и систематизация
  • закрепление и контроль
  • самостоятельная работа.

Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.

Слайд 6.

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

  1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Слайд 7.

Для чего нужна электронная форма учебника?

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

  • более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
  • более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам,
  • дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…», каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.    

Слайд 8.

Презентация электронного учебника издательства «Просвещение»

Слайд 9.

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронная форма учебника" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не наступило, хотя уже были попытки по внедрению разных типов электронных учебников, правда, результаты позволяют сказать о том, что по причине отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам еще далеко.

Поэтому на своих уроках я использую электронные приложения к учебникам, электронные учебные пособия.

Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?

Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал.

Слайд 10.

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс:

  1. наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;
  2. внедрение личностно-ориентированного обучения.

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.

Слайд 11.

Названным целям соответствуют следующие задачи:

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– индивидуализация обучения.

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием.

Слайды 12-22.

Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс, авт. Г. В. Дорофеев

Электронное приложение к учебнику «Математика» для 2 класса общеобразовательных учреждений является составной частью учебно-методического комплекта по математике для начального общего образования (авт. Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой).

Приложение содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: решения задач, тренажёры, проверочные работы, развивающие игры и многое другое. 

Всего приложение включает более 600 мультимедиаресурсов. Такая тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе.

Учитель имеет возможность проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.

(Слайд 22) Важное значение приобретают электронное учебное пособие при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников.

Слайды 23-29.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», авт. Л. Ф. Климанова, 2 класс

Отличительная черта электронного приложения к учебнику «Русский язык» для 2 класса – соответствие структуры его построения структуре учебника. Электронное приложение расширяет, дополняет содержание учебника, содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы, объединённые в рубрики: анимация, упражнения, игры, словарная работа и др.

Слайды 30-33.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс, авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

         Электронное приложение значительно расширяет и дополняет информационно-образовательное пространство УМК.

         Приложение состоит из 58 уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». 

Характерная особенность электронного приложения – широкое использование в нём материала отечественной и мировой культуры, в том числе произведений культуры народов России. Это — репродукции картин русских художников, фотографии произведений народных мастеров, архитектурных шедевров российских городов и сёл. Также широко используется богатейшее наследие устно-поэтического творчества народов России — пословицы, загадки, присловья. Всё это способствует воспитанию любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу и селу, своему Отечеству, родному языку; даёт эстетический импульс к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; помогает расширить опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал. Таким образом, опора на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры в электронном приложении решает задачу создания целостной картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук.

Слайды 34-40.

Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы»

Авторы программы: Г.О.Аствацатуров, Т.П.Аствацатурова, Л.Е.Шевченко, И.Я.Шерихова.

Программа охватывает важные и наиболее сложные для усвоения темы по курсу «Окружающий мир». Материалы мультимедийного пособия учитель может использовать на уроках при изучении новых тем, закреплении изученного, обобщении и актуализации знаний.

Слайды 41-45.

Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс, авт. Н.И. Роговцева и др.

Электронное приложение к учебнику «Технология» значительно расширяет и дополняет содержание учебника. 

Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам «Человек и Земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».

Каждый урок электронного приложения разделен на три части:

  В первой части урока представлен материал об истории возникновения предметов народных промыслов и особенностях создания изделия, которое ученики будут выполнять на уроке, а также информация о материалах и инструментах, при помощи которых создаются изделия. Это позволяет мотивировать школьников к выполнению изделия;

  Во второй части урока предлагается видеозапись процесса выполнения изделия, её можно просматривать как целиком, так и по этапам выполнения изделия. Перед выполнением изделия и/или в процессе его выполнения можно использовать вкладки, которые позволяют ученику вспомнить правила безопасного использования инструментов;

  Третья часть - это тестовые задания, позволяющие проверить знания, полученные при изучении темы.

Слайды 46-49.

Программно-методический комплекс «Мир музыки»

Программно-методический комплекс знакомит детей с основами музыкального искусства, видами музыкальной деятельности, разными жанрами музыки, обучает нотной грамоте, развивает художественно-эстетический вкус.

Рекомендуется использовать на разных занятиях: музыка, изобразительное искусство, культура, чтение, литература, развитие речи.

Программа включает четыре раздела:

Изучаем – обучающе-развивающий раздел с широким набором интерактивных демонстрационных материалов по разным темам, набором заданий для закрепления изученного.

Читаем – интерактивная книга со стихами, загадками, сказками по всем темам программы с возможностью прослушать их в выразительном исполнении.

Поем – творческий редактор, который позволяет исполнить, записать и прослушать музыкальное произведение в своем исполнении.

Слушаем – библиотека музыкальных произведений.

Слайды 50-54.

Программно-методический комплекс «Развитие речи» Авторы: Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко

Программа содержит тестовые интерактивные игры, тренажеры, звуковые материалы.

Ориентирована на работу с детьми по следующим направлениям:

- развитие речи;

- ознакомление с окружающим миром;

-обучение чтению;

- логопедические занятия.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Разделы программы:

- Неречевые звуки: знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

- Звукоподражание: знакомство со звуками животного мира.

- Речевые звуки: развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

- Развитие связной речи: обучение построению связной речи (от словосочетания до текста).

- Интерактивный раздел: формирование навыка морфемного и словообразовательного разбора слов (задания на слогоделение, составление звуковых схем).

На уроках русского языка, окружающего мира и других предметных и дополнительных занятиях могут быть использованы отдельные слайды и задания по усмотрению учителя.

Слайды 55.

Вывод

Электронные учебники и пособия:

•        облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

•        допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

•        освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

•        предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Слайды 56.

Источники:

  1. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (1СД). ЗАО «Образование - Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г.
  2. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева, С.Г.Миракова(1СД).  НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015г.
  3. Технология. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг(1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2012г.
  4. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014г.
  5. Программно-методический комплекс «Развитие речи», ООО «Новый диск», 2008
  6. Программно-методический комплекс «Мир музыки», ООО «Новый диск», 2008
  7. Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы», ООО «Новый диск», 2007
  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/17/doklad-s-prezentatsiey 
  9. http://infourok.ru/ispolzovanie-elektronnih-uchebnikov-i-posobiy-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-s-pozicii-trebovaniy-fgos-noo-423361.html 
  10. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=41615 
  11. http://www.youtube.com/watch?v=gQZucy7wz3s 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 2

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

Слайд 3

Что же такое ЭФУ ? ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника

Слайд 4

Электронный учебник -это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его больший раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Слайд 5

Каковы обязательные составляющие ЭФУ? -постановка задачи - обобщение и систематизация - раскрытие путей решения проблем - закрепление и контроль - самостоятельная работа - предъявление информации

Слайд 6

Функции учебника Источник учебной информации , раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание. 2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Слайд 7

Преимущества ЭФУ: - более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете; - более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения и поиска в учебного материала по ключевым словам; дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами, мультимедийными объектами , обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

Слайд 8

Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?

Слайд 9

С какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс: наиболее эффективная реализация знаниевого подхода; внедрение личностно-ориентированного обучения.

Слайд 10

З адачи: разнообразие видов учебной деятельности; развитие общеучебных умений и навыков ; индивидуализация обучения. расширение спектра источников учебной информации; развитие познавательных интересов младших школьников ; увеличение числа каналов восприятия учебной информации .

Слайд 11

Электронное приложение к учебнику « М атематика»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 6

Электронное приложение к учебнику «Русский язык »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 7

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Электронное приложение к учебнику «Технология»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Программно-методический комплекс «Мир музыки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Программно-методический комплекс «Развитие речи»

Слайд 7

Вывод: Облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п .; Допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося , уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями ; Освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач ; Предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Слайд 8

Источники: 1. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой , С.Г.Макеевой (1СД). ЗАО «Образование - Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г. 2. Математика . 2 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева , С.Г.Миракова (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015г. 3. Технология . 2 класс. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой , Н.В.Богдановой , И.П.Фрейтаг (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2012г. 4. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014г. 5. Программно-методический комплекс «Развитие речи», ООО «Новый диск», 2008 6. Программно-методический комплекс «Мир музыки», ООО «Новый диск», 2008 7. Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы», ООО «Новый диск», 2007 8. http ://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/17/doklad-s-prezentatsiey 9. http ://infourok.ru/ispolzovanie-elektronnih-uchebnikov-i-posobiy-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-s-pozicii-trebovaniy-fgos-noo-423361.html 10. http ://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=41615 11 .http ://www.youtube.com/watch?v=gQZucy7wz3s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке цел...

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе

2015 г    XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать коорд...

«Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе»

Уроки с поддержкой электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя ка...

Использование новых электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе

Использование новых электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе...