Задания по формированию УУД.
методическая разработка на тему

Малова Лариса Сергеевна


Интересные задания для учеников начальной школы, заставляющие думать ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_formirovaniyu_uud.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по формированию универсальных учебных действий для урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

     Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью становится формирование умения учиться. Учащийся должен самостоятельно добывать знания и становиться «строителем» образовательного процесса.

      Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

      В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (по А.Г. Асмолову)

Универсальные учебные действия составляют систему в составе:

1. Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).

2. Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

3.Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем);

4. Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Существуют различные педагогические приёмы для формирования УУД. Некоторые из них я использую в своей практике.

Задание 1.

Учитель кодирует слова на доске, а дети угадывают слово и печатают его на доске перед цифрами, затем читают. Детям интересно печатать, потом прочитывать то, что они напечатали, затем анализировать слова. С каждым упражнением задания усложняются.

Карточка 1.

н а о т и

1 2 3 4 5

                      2 1 4 3 1          Антон

                       1 5 1 2             Нина

                       2 1 1 2              Анна

Вопросы к каждой карточке:

Что объединяет эти слова?

Найдите лишнее слово.

Карточка 2.

о а и к т н у

1 2 3 4 5 6 7

                        4 1 5            кот

                         4 1 6 3         кони

                         7 5 4 2         утка

Карточка 3.

а о и у с т к

1 2 3 4 5 6 7

                           1 3 5 6             аист

                           4 6 7 1             утка

                           2 5 1                оса

Задание 2.

Литературное чтение.

Зимняя песенка.

К. Кулиева

Со скалы замшелой                                              То лежу, то бегаю.

Ветер дул рожок:                                                    Сторонюсь огня.

Ты откуда, белый,                                                Мягкие и белые

 Прилетел, снежок?                                                  Лапки у меня.

Небо меня сеяло,-                                                Ветер свистнул тонко,

Прозвучал ответ.-                                                Облака клубя:

Прилетел я с Севера                                            - Словно у котёнка,

За тобой вослед.                                                   Лапки у тебя.

                                 Шёл ты вечер целый,

                                 Снилось детворе,

                                  Что котёнок белый

                                   Ходит во дворе.

Найдите в стихотворении сравнение.

Какие четыре строчки этого стихотворения могут быть загадкой?

Задание 3.

* * *

Кузнечики... А кто они такие?

Заглядывал ли ты в их мастерские?

Ты, видно, думал — это кузнецы

И в кузнях маленьких поодиночке

О наковаленки бьют молоточки,

А звон от них летит во все концы?

Но это заблужденье. Ты не прав.

Не кузница в траве, а телеграф,

Где точки и тире, тире и точки

Бегут вплотную по звенящей строчке

И наспех сообщают обо всём,

Что в поле и в лесу творилось днём.

 (М. Петровых)

Какое название можно дать этому стихотворению? Свой выбор обоснуйте.

Пофантазируйте и расскажите, о чём могут нам поведать кузнечики?

Задание 4.

* * *                                                                               * * *

Стеклянный домик на  окне                                    На окошке — пруд,

С прозрачной водой.                                                В нём рыбёшки живут.

С камнями и песком на дне                                    У стеклянных берегов

И с рыбкой золотой                                                 Не бывает рыбаков.

Сравните загадки с одинаковыми отгадками: что с чем в них сравнивается, какие разные стороны  одних и тех же предметов увидели авторы?

Нарисуйте отгадку к одной из загадок, сочините свою загадку об этом предмете, запишите её рядом с рисунком.

      Задание 5.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Лес — природное сообщество.

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Разделитесь на группы. Подготовьте рассказы о лесных ягодах - землянике, чернике, малине. Используйте информацию из заметок и из книг.

Подберите вместе с родителями стихотворения, отрывки из прозаических произведений о лесе в разные времена года, нарисуйте рисунки к этим произведениям.

Задание 6.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Домашние животные.

Работа в группах (по 4 человека).

Отметьте значком (+) только домашних (диких) животных.

Раскрасьте только домашних (диких) животных.

Распределите животных в две группы (домашние, дикие)  и объясните своё решение.

Для работы каждая группа получает рисунок с изображением домашних и диких животных.

Задание 7.

Соедини стрелками проверяемые слова с проверочными.

Г...Л...ВА                            золото                                   позолота

Г...В...РИТ                          стебель                                 стебельчатый

УК...Р...ТИТЬ                      головка                                 головы

К...Л...СКИ                          говор                                     разговор

СТ...Б...ЛЬКИ                      короткий                               короток

З...Л...ТОЙ                          колосья                                 колос

Придумать загадку по признакам.

Например: Серый, хищный, жадный ….

                    Косой, слабый, трусливый ….

                    Рыжая, хитрая, ловкая...

Задание 8.

Сочинить лингвистическую сказку. (Сочинение в форме сказки).

I часть.  Тезис. (Например: «ромашка» - имя существительное).

II часть.  Доказательство. ( Морфологические признаки слова «ромашка»).

III часть. Заключение. ( Таким образом, наблюдая за словом «ромашка» в контексте нашей лингвистической сказки, мы пришли к выводу: это слово — действительно имя существительное, так как оно проявило себя по всем морфологическим признакам, свойственным этой части речи).

Задание 9.

математики (1 класс) – даются примеры для устного счёта  

         0 + 1                    5 + 1

         2 + 1                    7 + 1

         3 + 1                    3 + 2

При решении последнего примера ребята приходят к выводу, что они ещё не умеют решать примеры такого вида. С помощью учителя формулируют тему урока (Прибавление числа 2.) и его цель (Научиться прибавлять число 2). После этого ребята вспоминают, что число 2 – это 1 и 1, поэтому к 3 можно прибавить число 2 по частям.

Задание 10.

“Преднамеренная ошибка”

Например, учащимся даётся упражнение по русскому языку; надо найти ошибки и в своей тетради сделать работу над ошибками.

Задание 11.

«Изменение точки зрения на объект»

 Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».

«Осеннее небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

- Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Затем представь, что ты – водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге; или лётчик, отправляющийся в полёт; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу. 

«В школьном коридоре кто-то уронил кожуру от банана. Миша бежал, наступил на неё и поскользнулся…»

- Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций самого Миши, учителей, школьного охранника, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки; а что по этому поводу мог бы подумать пол, сама кожура банана и др.

 «Хомячок по кличке Ероша жил дома у Серёжи уже два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из школы Сережа неожиданно схватил его рукой. Длинные и острые зубы зверька машинально впились в указательный палец мальчика…»

- Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

Задание 12

 «Составь рассказ от имени другого». 

- Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так:

«…Нам так и не удалось выехать за пределы города».

«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Задание «Сколько значений у предмета».

Детям предлагается какой-либо хорошо известный предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кусочек мела, картонная коробка, кирпич, газета и многое другое.

- Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «А что, если…?».

- Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле.

Задание «найди загаданное слово».

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен более сложный вариант. Один из детей загадывает слово и держит его в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

Задание «Вопросы домашних животных».

- Как ты думаешь, если бы домашние животные (твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

Задание 13

Задание «Найди родовое понятие».

- Из приведённых ниже понятий построй такие пары, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

насекомое                                                                  храм Христа Спасителя

книга                                                              знаменитый полководец

А.В. Суворов                                            энциклопедия

выдающаяся личность                             пчела

церковная архитектура                                            Леонардо да Винчи

Задание 14

Задание «Выявление причин и следствий».

- Определи, что является причиной, а что – следствием:

* смех, шутка;

* мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи;

* утро, солнце, пение птиц, радость;

* снег, мороз, зима, вьюга, лёд;

* жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди;

* боль, падение, перелом ноги;

* пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение.

Задание 15

1. Сравни примеры в каждом столбике. Определи, по какому правилу они составлены. Запиши ещё по одному примеру и вычисли.

10 – 4 – 2               1 + 6 – 5                  9 – 4 + 3

10 – 3 – 3               1 + 7 – 4                  8 – 4 + 4

10 – 2 – 4               1 + 8 – 3                  7 – 4 + 5

… … …                  …….                        …….

2. Объясни, как получается следующее число в каждом ряду, и продолжи ряды:

1) 10, 8, 6, … ; 3) 9, 7, 5, … ;

2) 0, 3, 6, … ; 4) 1, 3, 5, … .

Задание 16

  • В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
  • Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
  • Соотнесите предметы и звуковые модели слов
  • Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Задание 17

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны.
  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Задание 18

 Вставь пропущенные буквы:

Мал…на, в…тер, д…чка, г…рка, тр…вка

Сравни с эталоном: малина, ветер, дочка, горка, травка.

Оцени себя:

Верно вставил 5 букв – закрась кружок в зеленый цвет

Верно вставил 4-3 буквы – закрась кружок в синий цвет

Верно вставил 2-1 буквы – закрась кружок в красный цвет

Задание 19

 Вставь пропущенные буквы:

Маш…на, щ…ка, ч…лок, лыж…, рощ…

Сравни с эталоном: машина, щука, чулок, лыжи, роща

Оцени себя:

Верно вставил 5 букв – закрась кружок в зеленый цвет

Верно вставил 4-3 буквы – закрась кружок в синий цвет

Верно вставил 2-1 буквы – закрась кружок в красный цвет

       Некоторые виды познавательных заданий творческого характера позволят сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину. Так, данное упражнение можно использовать  на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

Задание 20

“Составь слово”.

В словах, которые я назову, запоминайте букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

1. Глухой – ф, звонкий –…
2. Предпоследняя буква в слове 
“ветер”
3. Стоит за буквой 
Р
4. Суффикс в слове 
“речной”.
5. Первая буква алфавита.

Ответ: весна.

Задание 21

“Развиваем логику”.

По определению назови слово:

хрустящий, зелёный, пупырчатый;

маленькая, пугливая, компьютерная;

интересная, толстая, библиотечная.

Придумайте два аналогичных примера.

Задание 22

 Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.

Задание 23

Подберите сложные антонимы, например:

Умная девочка – глупый мальчик
Хороший друг – 
Поздний вечер –
Грустная старость –
Слабый мороз –
Короткий день – 
Радостная встреча –

Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные задания на формирование УУД

В условиях введения ФГОСТ учителю необходимо отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом  формирования УДД,  использовать диагностический инструментарий успешности формиров...

Презентация "Система заданий по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 1 классе", комментарий к слайдам

Данный материал поможет учителю при подготовке к урокам по теме "Слагаемые.Сумма", можно использовать как выступление на педсовете, семинаре....

Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....

Система заданий по формированию УУД

Цель моей статьи - показать систему заданий по формированию универсальных учебных действий в рамках одной темы "Где зимуют птицы?" по предмету окружающий мир....

Интерактивные задания по формированию орфографической зоркости в школе первой ступени

Материал познакомит вас с уже накопленным опытом работы по использованию интерактивных заданий по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в школе первой ступени.  Раз...

Типы заданий, для формирования УУД

Данный материал  поможет  составить  проект  урока и правильно  расписать планируемые результаты....

Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира

Задания, способствующие формированию  познавательных УУД на уроках окружающего мира...