Создание психологически безопасной образовательной среды в школе
статья по теме

Новикова Наталья Алексеевна

Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_blagopriyatnogo_klimata.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание психологически безопасной образовательной среды в школе»

                                                                        Новикова Н.А.,

учитель начальных классов

 

                                                                       

                                                                                 

Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания всего образовательного процесса на сонове идей признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей.

Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности. Безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и значимость этой ценности неуклонно повышается, поскольку только при её обеспечении могут реализовываться все другие ценности, человек может быть активен в постановке и достижении им целей. Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты: безопасности для физического здоровья детей (санитарно-гигиенических условий, экологических факторов, медицинского сопровождения, двигательной активности), безопасности для психического и социального здоровья.

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу. Мудрец подумал и ответил: Всё в твоих руках.»

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе — важное условие эффективности обучения и воспитания. Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.

Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58% учащихся, 28% - часто конфликтуют с учителями.

Всё это приводит к тому, что в школе ребенок не чувтсвует себя в безопасности и комфортно, а ведь задача школы — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновреенно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Как писал поэт Борис Слуцкий:

 Ничему меня не научит,

То что  тычет, талдычет, жучит.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье  детей.

На своих уроках я стараюсь не допустить у детей комплексов неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы.

Оргпсихологический момент — камертон урока. Он позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

В своей практике я использую следующие приемы: На столе у детей лежит 3 полоски: красная, синяя, зеленая. Учитель просит выбрать и показать ту, которая соответствует эмоциональному состоянию детей сейчас. Красный цвет — они полны энергии, готовы работать. Зеленый цвет — спокойны. Синий цвет — испытывают чувство тревоги, беспокойства. На доске 3 облачка — белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Учитель просит детей показать то, которое им больше нравится.

В конце урока, обычно, предлагаю такую игру: На листе бумаги дети обводят левую руку. Каждый палец — это такая позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

Большой — для меня было важным и интересным....

Указательный —по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию...

Средний — мне было трудно (мне не понравилось)...

Безымянный — моя оценка психологической атмосферы...

Мизинец — для меня было недостаточно...

В своей работе я приняла за основу поведения следующие правила, которым, думаю, должен следовать любой учитель:

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  • Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
  • Не приписывай успех себе, а вину ученику.
  • Ошибся, извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  • На уроке создавай ситуацию успеха.
  • Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
  • Хвали в присутствии коллектива, а прощая наедине.
  • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуещь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Динамика показателя «Психологическая удовлетворенность образовательной средой»

Класс

Уровень %

низкий

средний

высокий

2-в

10

70

20

3-в

3

52

45

4-в

-

5

95

Динамика показателя «Уровень психологической защищенности»

Класс

Уровень %

низкий

средний

высокий

2-в

40

47

13

3-в

6

55

39

4-в

-

15

85

Динамика показателя «Психологическая комфортность»

Класс

Уровень %

низкий

средний

высокий

2-в

5

60

35

3-в

3

47

50

4-в

-

10

90

        Можно видеть повышение уровня психологической безопасности, комфорта и удовлетворенности образовательной средой за три года. Таким образом, можно утверждать, что психологическая поддержка со стороны педагога имеет положительный результат, который проявляется в благоприятном климате детского коллектива.

   

Литература

  1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А. Баевой. – М.:СПб., Изд-во «Нестор-История», 2011. – 272 с.
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009. – 248 с.
  3. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Выпуск № 5 - 2005. – с. 7-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологической безопасности образовательного процесса посредством интегрированных занятий.

Интеграция логопедических проблем ребенка с психологическим механизмом адаптации его в социуме. Конспект занятия....

«Модель психологически безопасной образовательной среды»

Модель психологически безопасной образовательной среды • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристи...

Модель психологически- безопасной образовательной среды. Презентация.

Написана работа мной и моими коллегами, как работать с детьми с ОВЗ....

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"...

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19980533","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Психологическая безопасность образовательной среды

Круглый стол совместно с родительской общественность и педагогами...