Формирование информационной компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья (2 класс) на тему

Галина Евгеньевна Соколова

В работе раскрываются понятия " информационная  компетенция и компетентность", освещаются способы формирования информационной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inform._kompet.microsoft_word_document_2_-_kopiya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетенции у младших школьников.

                                    … Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которой является скорее

      открытие, нежели обучение.

Канадский философ  20 века Маршалл Маклюэн

В настоящий момент происходит очередной этап технологической революции — становление информационного общества. Новые реалии ставят перед образованием новую проблему — подготовить современного человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Часто информационные технологии в школе отождествляют с уроками информатики. А ведь это понятие более широкое. Обучить ребенка информационным технологиям – значит не только обучить его работе на компьютере. Это означает, в первую очередь, обучить его самостоятельной работе с различными источниками информации.

Информационные компетенции – это требование к образовательной подготовке учащегося, умение   находить, отбирать, извлекать необходимую ему информацию. Информационные компетенции тесно связаны с информационной деятельностью, когда учащийся осваивает информационную среду, наиболее полно реализует в ней свои способности, потребности и стремления.

Если ученик  владеет информационной деятельностью, значит, у него

сформирована информационная компетентность.  Это результат образования, который выражается в овладении информационными компетенциями.

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию,  преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;

Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.

Считаю, что первоначально нужно сформировать у учащихся информационную культуру.

Самым  приемлемым средством формирования информационной культуры младших школьников являются экскурсии. Это и очные экскурсии в Елецкий краеведческий музей, музей Романовской игрушки и театры Липецкой области, а также и заочные экскурсии по достопримечательностям России и мира.

После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, а в  3-4 классе  пишут сочинения, так как сочинение – это способ выражения мыслей, своего отношения. Примерами могут служить работы учащихся:

«Экспонаты краеведческого музея»,  «Столицы государств мира», «Мой летний отдых».

В своих рисунках ребята стремятся отразить увиденное, т.е. полученную информацию передать через зрительное восприятие. А в своих сочинениях ученики не только передают полученную информации, но и имеют возможность оценить, выразить свое отношение и представить ее. Кроме рисунков и сочинений ребята выполняют и другие творческие задания.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку “путешествовать” по миру знаний. Проекты - информационная деятельность, направленная на формирование информационной компетентности.

Информационную  деятельность, основанную на личном опыте учащихся  начинаю уже в 1 классе в рамках реализации социальных проектов.

Содержательные аспекты информационной деятельности выбираю в соответствии с  возрастными особенностями обучающихся, региональными традициями, тематикой образовательного процесса. Например,

« Традиции моей семьи », « Покормите птиц зимой! » , «Моя любимая книга» «Наша малая Родина-город Елец»,   и др

В  период работы над проектами проходит познание ребенком самого себя, своих близких и родных. Полученная информация  представляется в удобном для ученика  виде.

Такие направления работы и их реализация в учебно-познавательном процессе позволяют сформировать основы информационной компетентности обучающихся и качеств личности.

Способы развития информационной компетентности учащихся :

- выполнение информационных проектов и практическая информационная деятельность

- создание схем (безопасного движения  до школы и обратно)

- создание информационных листов (правила  по противопожарной безопасности) ·   

-   создание и оформление проектов по здоровье- и энергосбережению; ·       -

-    создание информационных буклетов для одноклассников и т. д.

 - участие в информационных общественных программах «Чужих детей не бывает»

-   внеурочная  проектная деятельность учащихся как способ формирования у них мотивации к информационной деятельности.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы представления.

Из опыта работы могу сделать вывод, что информационная компетентность формирует готовность к использованию информационных ресурсов, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-личностной ориентации.

Информационные компетенции развиваются на протяжении всего периода обучения, но закладываются именно в младшем школьном возрасте. И изменения в системе образования, и жизнь требует от учащихся компьютерной грамотности. Это стало возможным в связи с появлением компьютерных средств, как в школе, так и у каждого учащегося дома.

Младшие школьники в основном воспринимают компьютер, как игровой автомат. В школе они узнают, что с помощью компьютера можно изучать материал, проверять свои знания, умения, можно найти необходимую информацию в любой области.

Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС

В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...

Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС

Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс ...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...