Роль народной сказки в воспитании детей
статья ( класс) на тему

Проценко Ирина Ивановна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, любви, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnoy_skazki_v_vospitanii_detey.docx55.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко

Автор: Проценко Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

Уровень образования: дошкольное и начальное общее  образование

Тема: «Роль народной сказки в воспитании детей»

2016 год

с. Куйбышево

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, любви, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Роль народной сказки в воспитании детей

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка  ребенком жизненных явлений"

В. А. Сухомлинский

Душа ребёнка просит сказки, чуда. Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Вы, родители, часто недооцениваете развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость. Именно поэтому сказка — самый простой способ что-то объяснить ребенку, подсказать выход из сложных ситуаций в общении со взрослыми и детьми.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский.

Сказки — пища для подсознания. Слова забываются — ощущения остаются.

Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, но и познавательный, и воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии, сказители, наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка.  Научить, не поучая тому, что хорошо, а что плохо, чего избегать, на что обращать внимание и как следует вести себя в той или иной ситуации. Не угасающий интерес к сказкам на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:

  • в сказках нет обучения и нравоучений;
  • главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
  • дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
  • тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.

Герои сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей, таких как доброта, честность, смелость, сострадание, трудолюбие, любовь и др.  Отождествляя себя с ними, ребенок постепенно начинает разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей. Очень важно понимать, какое влияние могут оказывать сказки на психику ребенка и каким,  образом мы можем использовать их в воспитательных целях.

Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

  •  Волю — сложное и многогранное качество личности.
  •  Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
  •  Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
  • Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки можно развить у ребенка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Рассказывая ту или иную сказку необходимо задуматься, чему же она учит, какие намеки вложили в нее уста народа. Допустим, «Репка» учит тому, что даже самое сложное дело можно осилить, если взяться за него всем вместе, «Колобок» — как нехорошо хвастаться и тому, что не всегда следует верить льстивым сладким речам, «Крошечка-Хаврошечка» тому, что добро побеждает зло. И это всего несколько из самых простых сказок, которые мы рассказываем самым маленьким детям. Выбирая сказку для своего ребенка неплохо было бы задуматься о том, что мы хотим дать ему посредством этой сказки. Возможно, вы поймете, что от каких-то сказок следует воздержаться, по крайней мере в младшем возрасте.

С детства нам хорошо знакомы пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее:

  • «Колобок» -  «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок»
  • «Теремок» - «Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно»
  • «Репка» - «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит»
  • «Лиса и журавль» - «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ»
  • «Курочка, мышка и тетерев» - «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи»
  • «Лисичка со скалочкой» - «Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»
  • «Лёгкий хлеб» - «Хлеб горбом достают», «Без труда не выловить и рыбки из пруда»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
    «Кто правдой живёт, тот добро наживёт», «Кто добро творит, того Бог благословит»
  • «Царевна Несмеяна» - «Не всё то золото, что блестит», «Телу - простор, душе - теснота»
  • «Морозко» - «Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются», «Без смиренья нет спасенья»
  • «Маша и медведь» - «Горе горюй, да руками воюй»
  • «Зимовье зверей» - «Согласного стада волк не берет»
  • «Заюшкина избушка» - «На чужой каравай рот не разевай; пораньше вставай да свой затевай», «И на силу найдётся пересилок»

Необходимо  помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

Читающий или рассказывающий, должен помнить некоторые правила:

  1. При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны  запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
  2. Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
  3. Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
  4. Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
  5. В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
  6. Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.

В большинстве мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, жаль Колобка, но что поделать, не болит у нас сердце и от того, что поссорились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед вами, взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, инсценировать... Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Дж. Родари и рекомендации Г. Альтшуллера, М. Шустермана и др. авторов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

«Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю» — так гласит народная мудрость. Поэтому, когда детям после прочтения сказки предлагается что-то сделать — вырезать, склеить, показать эпизод сказки с помощью мимики и жестов, они будто заново входят в сказочный сюжет, заново переживают вместе с героями, осмысливают события, делают какие-то дополнительные выводы.

Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача образовательного учреждения и семьи – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Источники:

1. Онлайн Библиотека http://www.koob.ru , «Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой»

2. http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/vospitanie/cherez-skazku/

3. http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/vospitanie-skazkoi-ili-skazochnoe-vospitanie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»

Обобщение опыта  работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)...

Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Цель:    1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...

Роль сказки в воспитании детей младшего школьного возраста.

Классификация русских-народных сказок. Их роль в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста....

Роль народных игр в воспитании детей

В последние годы этнографами собран большой фактический материал о педагогической теории и практике разных этносов, традиционных методах воспитания детей и об обрядах детского жизненного цикла. Изучен...

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о врем ени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют увидеть ребенку добро и зло....

Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется п...

Статья "Роль сказки в воспитании детей"

рекомендации для родителей и педагогов...