Развитие интеллектуальных способностей учащихся через решение поисково – творческих задач.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

  Любому  обществу  нужны  одарённые  люди,  и  его  задача  состоит  в  том,  чтобы  рассмотреть  и  развить  способности  всех  его  представителей.  Главная  задача  семьи  и  школы  состоит  в  том,  чтобы  вовремя  увидеть,  разглядеть  способности  ребёнка  и  подготовить  почву  для  того,  чтобы  эти  способности  были  реализованы.

  Главная  задача  данного  направления – дать  ученику  возможность  развивать  интеллект  в  самостоятельной  творческой  деятельности,  с  учётом  индивидуальных  способностей  и  склонностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие  интеллектуальных  способностей  учащихся  через  решение  

поисково – творческих  задач.

      «Не  существует  сколько – нибудь  достоверных  тестов

                                                      на  одарённость,  кроме  тех,  которые  проявляются

                                                       в  результате  активного  участия  хотя  бы  в  самой

                                 маленькой  исследовательской  работе»

 А.Н.Колмогоров

  Любому  обществу  нужны  одарённые  люди,  и  его  задача  состоит  в  том,  чтобы  рассмотреть  и  развить  способности  всех  его  представителей.  Главная  задача  семьи  и  школы  состоит  в  том,  чтобы  вовремя  увидеть,  разглядеть  способности  ребёнка  и  подготовить  почву  для  того,  чтобы  эти  способности  были  реализованы.

  Детская  потребность  в  исследовательском  поиске  обусловлена  биологически,  ребёнок  рождается  исследователем.  Неутомимая  жажда  новых  впечатлений,  любознательность,  постоянное  стремление  наблюдать  и  экспериментировать,  самостоятельно  искать  новые  сведения  о  мире  рассматриваются  как  важнейшие  черты  детского  поведения.  Поэтому  приоритетным  направлением  системы  обучения  и  воспитания  является  формирование  у  учащихся  способности  самостоятельно,  творчески  осваивать  и  перестраивать  новые  способы  деятельности  в  любой  сфере  человеческой  культуры.

  Главная  задача  данного  направления – дать  ученику  возможность  развивать  интеллект  в  самостоятельной  творческой  деятельности,  с  учётом  индивидуальных  способностей  и  склонностей.

  Реализация  задачи  определяется  формулой:

ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ  = ИНТЕЛЛЕКТ

  Развивая  интеллект,  мы  можем  дать  ребёнку  мощное  орудие  для  познания  окружающего  мира,  содержащее  компоненты  саморегуляции,  адаптации  и  саморазвития.  Личность  с  развитым  интеллектом  гораздо  активнее  использует  сумму  знаний,  легче  адаптируется  к  внешним  воздействиям,  менее  подвержена  стрессам,  устойчива  к  психофизическим  нагрузкам,  обладает  навыками  саморазвития  и  логического  мышления.

  Для  стимулирования  мыслительной  деятельности  включаю  в  урок  задания  творческого  характера,  которые  усложняются  по  мере  прохождения  программного  материала,  и  увеличивается  доля  самостоятельности  при  выполнении  данных  заданий.

Специально  отбираемые  задания  должны  быть  ориентированы:

  •  Постепенное  усложнение  материала
  •  Поэтапное  увеличение  объёма  работы
  •  Повышение  уровня  самостоятельности  учащегося
  •  Интеграцию  заданий   и  способов  деятельности
  •  Привлечение  элементов  теории  для  решения  задач
  •  Обучение  способам  рассуждения  с  учётом  принципа  вариативности  задач
  •  Формирование  беглости  мыслей,  оригинальности,  гибкости  ума,  любознательности,  умения  выдвигать  и  разрабатывать  гипотезы.

Задания  подобного  содержания  можно  включать  в  каждый  урок.  Занятие  начинается:

  • Мозговая  гимнастика (2 мин)
  • Разминка  (3 – 5 мин)
  • Тренировка  и  развитие  памяти,  внимания,  воображения  (10  мин)
  • Решение  логических,  творческих  задач  (10  мин)

  Ученикам  предлагаются  следующие  задания:

1.Игры:

«Одинаковое – разное  у  двух – 1,2,3»

(Даны  рисунки  портфелей,  разных  по  форме,  размерам,  замкам  и  ручкам)

- Сколько  из  портфелей  4,5, 6, 7, 8, 9  имеют  ручку,  как  у  портфеля  10?

а)один;  б)три;  в)четыре;  г)два;  д)пять.

  Данное  упражнение  предназначено  для  развития  способности  анализировать,  совершенствовать  зрительное  восприятие  и  произвольное  внимание,  поскольку  в  этих  играх  требуется  выделять  и  сравнивать  элементы  предметных  абстракций  изображений.

2.Игры:  «Так  же  как»,  «Сходство  и  отличие»,  «Совпадение»,  «Родственники»,  «Больше,  чем»,   «Старше,  моложе...»,  «Ближе,  левее»,  «То  ли  одно,  то  ли  другое».  (см.  слайд)

Игра  «Сходство,  отличие»

Света,  Аня  и  Галя  выращивали  на  грядках  овощи:  двое – свёклу,  одна – кабачки.  У  Светы  и  Гали,  Светы  и  Ани  были  разные  овощи.  Кто  выращивал  кабачки?

а)неизвестно  кто,  б)Света;  в)Галя;  г)Аня;  д)Марина.

Игра  «Совпадения»

На  доске  цветными  мелками  написаны  слова:

МОРЕ    МАЧТА   КАРАВАЙ

  У  синего  и  белого  слов  одинаковая  первая  буква,  у  белого  и  красного – вторая.  Какое  слово  синего  цвета?

а)неизвестно   какое;  б)МОРЕ;  в)МАЧТА;  г)КАРАВАЙ.

  Эти  игры  развивают  способность  рассуждать  и  умозаключать,  совершенствуют  логическое  мышление,  поскольку  в  этих  играх  требуется  делать  вывод  из  предложенных  суждений.

3.Игра «Прочитай  многозначное  число»  способствует  развитию  умения  систематизировать,  классифицировать,  обобщать.

  Прочитайте  слова,  написанные  ниже,  найдите  те  из  них,  которые  определёнными  признаками  связаны  друг  с  другом  и  объедини  цифры,  расположенные  рядом  с  ними  линиями.  Прочитай,  какое  вышло  число.

2  часы,  6  комната,  8  точилка,  1  шкаф,  4  диван,  1  кинотеатр,  9  карман,  7  лампочка,  7  книга,  9  медведь,  0  метро,  9  газета,  8  пальто,  0  стул,  6  апельсин,  2  поле,  7  скатерть,  6  хлеб,  5  стол.  (1405)

3  дерево,  7  коридор,  8  медведь,  2  остров,  5  шкала,  9  кабан,  0  дятел,  1  плащ,  4  волк,  5  пчела,  7  окно,  3  лисица.  (8943)

4  трава,  3  коридор,  7  жёлтый,  9  тетрадь,  4  сумка,  2  белый,  1  синий,  6  сахар,  4  перо,  5  замок,  6  красный,  3  кофе,  3  зелёный,  2  ручка.  (72163)

  В  результате  многократных  изменяющихся  и  усложняющихся  упражнений  ум  ребёнка  становится  острее,  а  сам  он  -  находчивее,  сообразительнее.  У  детей  меняется  подход  к  решению  задач,  он  становится  более  гибким.  Рассуждения  учащихся  становятся  последовательными,  доказательными,  логичными.  Повышается  интерес  к  предмету,  формируется  неординарность  мышления,  умение  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  применять  знания  в  нестандартных  ситуациях.  Показателем  результативности  данной  работы  является  успешное  участие  моих  учеников  в  школьных  олимпиадах,  во  Всероссийских  конкурсах  «Кенгуру»  и  «Русский  медвежонок».  

  Своеобразным  смотром  знаний  стало  наше  участие  во  Всероссийском  интеллектуальном  марафоне  учеников – занковцев,  который  способствует  распространению  и  популяризации  идей  системы  общего  развития  Л.В.Занкова,  и  выявлению  наиболее  способных  учащихся  для  их  дальнейшей  поддержки,  оказания  посильной  помощи  в  полном  раскрытии  их  возможностей.

  Таким  образом,  использование  на  уроках  заданий  повышенной  трудности,  упражнений  творческого  характера,  вовлечение  детей  в  проблемно – поисковую  деятельность  способствует  повышению  качества  обучения,  развивает  природные  способности  ученика,  повышает  его  интеллектуальный  уровень,  воспитывает  творческую  и  мыслящую  личность.

  Учителю,  стремящемуся  развить  интеллектуальный  потенциал  ребёнка,    следует  помнить  слова  педагога – психолога  Ш.А.Амонашвили:  «Если  хочешь  воспитать  в  детях  смелость  ума,  интерес  к  серьёзной  интеллектуальной  работе,  самостоятельность,  как  личностную  черту,  вселить  в  них  радость  творчества,  то  создавай  такие  условия,  чтобы  искорки  их  мыслей  образовывали  царство  мысли,  дай  им  возможность  почувствовать  себя  в  нём  властелинами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании.

Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко-культурного мирового наследия в образование....

Организация поисковой самостоятельной деятельности ребенка -

Ряд опытов и наблюдений,которые можно использовать демонстрационно и фронтально, как на уроках, так и дома....

"Моя малая родина" Проектно-поисковая деятельность воспитанников

Познание Родины начинается с малого... Семья, дом, район,город в котором ты живешь. В 2011 году мы отмечали юбилей Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В районе к этой дате в школе №302 ...

Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников

Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

"Приёмы и методы поисковой активности младших школьников"

Данная работа полностью раскрывает приёмы и методы поисковой активности младших школьников. Здесь приводятся конкретные задания, игры, способствующие побуждению учащихся к поисково-исследовательской д...

Поисковые карты по основным предметам в начальных классах

Поисковые картысодержат слова, выражения, математические термины по  изучаемым  темам.. Применение поисковых карт осуществляется на любом этапе урока (активизации мыслительной деятельн...