Методы повышения качества знаний обучающихся в ходе проведения консультаций
статья на тему

Иванова Наталия Борисовна

Работая со слабо подготовленными к школе  детьми нужно помнить, что это физически и психически развитые дети из хороших, благополучных семей. А значит взрослые (родители и учителя совместно) могут «подтянуть» их до уровня сверстников, пришедших в школу подготовленными. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_1-4klass.docx85.25 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Наталия Борисовна

Из опыта проведения консультаций в 1-4 классах общеобразовательных школ: индивидуальных и в малых группах: (2-4 человека)

Методы повышения качества знаний обучающихся в ходе проведения консультаций

 В этой статье отражен многолетний опыт проведения консультаций. Что-то из описанного ниже можно использовать на уроках в классе, что-то нельзя. Приемы и методы работы, освещенные в этой статье, применимы для различных программ и систем обучения в общеобразовательной школе.

Об организации процесса

Во время проведения консультаций очень важна рациональная организация процесса. Нужно помнить, что ребенок, приглашенный на консультацию, уже не смог освоить материал при классно-урочной системе, а значит  - для него она сейчас не рациональна.

Поэтому нет смысла организовывать консультацию, как урок для нескольких человек. При занятии с одним ребенком лучше сесть рядом с ним с левой стороны (если он левша – то  с правой), чтобы сразу видеть, что и как он пишет. При занятиях с двумя детьми, лучше посадить их за одну парту и сесть перед ней. Если вы занимаетесь с 3-4 учащимися, то имеет смысл поставить парты «углом» и сесть в центре этого угла.

Пользоваться доской вообще не стоит, так как и дети  и учитель пишут на ней медленнее, чем на бумаге, а дети, к тому же, лишены возможности контролировать свой почерк.

При вышеописанном размещении детей, все, что Вы бы хотели написать на доске, можно написать просто на листе бумаги. И – главное преимущество – Вы видите что и как пишет каждый из детей в данный момент и контролируете правильность и почерк по ходу занятия.

При известной гибкости, работая с двумя детьми и сидя между ними, можно отрабатывать с каждым отдельную тему.

Нужно не забывать о том, что, согласно исследованиям, 60-80% знаний ребенок получает в ходе самостоятельной работы, а консультации, с их возможностью видеть в реальном времени тетрадь каждого ученика, дают возможность посвятить самостоятельной работе значительное количество времени, а учителю быть консультантом при ее выполнении с наибольшей пользой для дела.

Также не следует долго работать с одним учеником, так как потеряется внимание остальных, как это часто происходит и на уроках, лучше задавать вопросы «по очереди».

О психологической стороне дела

При проведении дополнительных занятий очень важны личностные, психологические моменты, так как ребенок, пришедший на консультацию, уже чувствует свою ущербность. Он понимает: если ему требуются дополнительные занятия, значит его учеба оставляет желать лучшего. Следовательно, в первую очередь, следует внушить ребенку, что дополнительные занятия, это как раз то, чего ему не хватает  для успешной учебы, а с  ними все пойдет  на лад.

 Дети могут плохо усваивать учебную программу по разным причинам, а значит и психологические подходы должны быть разными. Если речь идет об умственно здоровом ребенке из достаточно благополучной семьи, то причины отставания в учебе в основном следующие:

  1. Лень плюс неуверенность в себе. Таким детям сам факт приглашения на консультацию служит еще и воспитательным моментом. Лениться здесь не получится и следует чаще напоминать ребенку, что «работал бы на уроке и выполнял задания добросовестно, здесь бы дополнительно не сидел». При этом нужно поднимать самооценку ребенка, ведь его лень часто держится на убеждении: «Все равно не получится, не буду ничего делать». Нужно чаще хвалить его успехи или просто его «умную голову», добиваться, чтобы он был уверен в своих силах и думал: «Ведь я это теперь могу. Сделаю лучше сам как следует, чем с учителем  после уроков сидеть»;
  2. Рассеянность, несобранность, не позволяющая во время урока усваивать  материал «без пробелов», торопливость, нелюбовь все делать «по порядку» не перескакивая с пятого на десятое. Таким детям нужно объяснить причины их пробелов в знаниях и отработать с ними четкий алгоритм необходимых действий. А так как в условиях урока они все равно будут спешить, внушить им следующее: «Если у тебя что-то не получается, остановись, вспомни алгоритм действия и начни все с начала, по порядку, не спеша».
  3. Дети – «тугодумы», которые просто усваивают материал медленнее, чем другие дети. Здесь следует объяснить ребенку, что ничего плохого в этом нет, что это его индивидуальная особенность, как цвет глаз или рост, например. Что у всех свои трудности, и он должен быть готов с этим жить и знать, что на усвоение любой информации у него будет уходить времени больше, чем у других людей. Как, например, очень высокий человек должен быть готов везде пригибаться и  регулярно стучаться головой о разные предметы.

Учителю следует помнить о том, что главная цель консультационных занятий – выявить проблемы в знаниях у конкретного ребенка и в кратчайшие сроки «подтянуть» необходимые знания до нужного уровня. Часто достаточно систематизировать для ребенка материал, который он усвоил «частями», и ученик, посетив одну-две консультации, значительно улучшит свои успехи.

Теперь о методической стороне дела.

Русский язык.

Для повышения эффективности занятий лучше практически исключить из консультаций диагностику (если ребенок приглашен на занятие, значит она уже проведена на уроках), заменив ее постоянным контролем того, что  пишет ребенок. Наоборот, следует организовать занятие так, чтобы ученик допускал как можно меньше ошибок: диктант  давать после тщательного разбора и проговаривания правил, задание для самостоятельной работы – после совместного с учителем выполнения нескольких аналогичных заданий и не раньше, чем учитель увидит, что ребенок понял способ действия.

Лучше дать ученику небольшую подсказку, чем разрешить ему допустить ошибку. Не выполнять работу за него, а хотя бы намекнуть, что Вы видите ошибку.

Все, что дети написали, следует проверять сразу: само- или взаимопроверка. Учитель может поставить галочку карандашом на той строке, где допущена ошибка (палочки ручкой вызывают у детей плохие ассоциации и использовать их на консультации не стоит).

Задача учителя – определить, что конкретно не усвоил данный ученик и отработать этот момент как следует. На уроке класс от постоянного повторения «устает», внимание снижается, здесь же ученик сохранит внимание, т.к. все вопросы задаются лично ему или по очереди..

Следует работать в контакте с родителями, особенно если ученик нуждается в регулярных дополнительных занятиях и давать им задание повторить с ребенком определенный материал. Если ребенок из благополучной семьи, то, кроме явной пользы для усвоения школьной программы, не придется тратить время на консультации на механическое усваивание.

Если ученик допускает постоянно одну и ту же ошибку на одно и то же правило, и учитель подобрал, адаптировал или сочинил текст диктанта специально для отработки этой орфограммы, можно, вместо его предварительного разбора,  просто предупредить ученика об этой орфограмме («Я подготовила для тебя диктант, где очень много твоих любимых мягких знаков»).

Мною разработана схема проверки орфограммы в словах, которая очень неплохо себя зарекомендовала, хотя и является очень упрощенной. Но для детей с трудностями в усвоении русского языка более подробные схемы слишком сложны и только запутывают их. Эту схему можно поместить на последнюю страницу тетради ученика.

ПРОВЕРКА ОРФОГРАММ

¬  - запомнить + правила

͡    - Проверять родственными символами

^  -  Запоминаем + правила

   - сущ. – по склонению

  прил. - по роду

  глагол -  1 спр. е, 2 спр. и 

Для методики Развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова последняя часть схемы выглядит так:

Все слова и термины в схеме можно сокращать при записи в тетради учащегося. Схема также может быть записана частично в соответствии с пройденным материалом. Ребенку следует  объяснить, что она является упрощенной и не отражает всех сложностей русского языка, но в большинстве слов работает.

С учеником следует разучить фразу, которая явствует из схемы: «Чтобы проверить орфограмму, нужно определить в какой части слова она находится» (Лучше, если эту фразу будет знать весь класс), поэтому разбор слова по составу нужно отработать с учеником очень тщательно, если он плохо освоил его на уроках.

Математика.

Чаще всего дети испытывают сложности  с решением задач и уравнений.

При решении уравнений следует сразу познакомить детей со смыслом записей типа «2х», «5х». Сделать это можно так: « Два икс это два раза взять по икс, то есть «хх» (записать для наглядности), а пять раз взять по икс, то есть «ххххх» (тоже записать), а теперь сложите 2х + 5х». И дети зрительно видят, как производится сложение и вычитание таких выражений. Аналогично можно объяснить умножение и деление таких выражений на число.

Перенос чисел в другую часть уравнения с противоположным знаком, если дети знакомы с понятием «частей» и «целого», можно объяснить так:  «Любую часть можно переносить на другую сторону уравнения с противоположным знаком». Если дети с этими понятиями не знакомы, то: «Переносить на другую сторону уравнения с противоположным знаком можно все числа, кроме тех, после которых стоят знаки «вычесть» и «разделить».

Порядок переноса чисел можно проследить по схеме, разработанной мною:

1) ( )

2) . :

3) + -

С этой схемой детей следует познакомить раньше, при определении порядка действий для внесения значения выражений.

Т.к. схема небольшая, ее можно при необходимости записывать на краю доски на уроке или в тетради на консультации под диктовку детей. Озвучивается она так: «В первую очередь выполняются действия в скобках, во-вторую – умножение и деление слева направо, в последнюю очередь -  сложение и вычитание слева направо».

При решении уравнений эту схему следует использовать снизу вверх, объясняя, что эти действия «всех дальше от неизвестного» и их нужно «убирать по одному, пока не доберешься до неизвестного».

Вообще не следует бояться «ненаучных» образных объяснений, т.к. ученики, с которыми вы занимаетесь дополнительно уже не поняли на уроке научное объяснение, а значит, нуждаются в другом.

В любом случае следует предупредить учащегося, что это объяснение ненаучное, но верное по сути.

Задачи в несколько действий следует учить решать «с двух сторон», то есть после составления краткой записи или схемы вычислять то, что очевидно можно вычислить сразу. Например, при решении задачи на движение, имея скорость и время, сразу можно вычислить расстояние, даже если оно не является ответом на вопрос задачи, т.к. оно может понадобиться позже для решения задачи. Остальные же действия нужно продумывать «с конца», согласно обычной методике.

Из «ненаучных» объяснений при решении задач на встречное движение и движение в противоположных направлениях очень хорошие результаты дает слово «общий». «Чья это скорость: автобуса, машины или общая? А раз общая, на какое время мы ее можем умножать ? Только на общее». При этом дается уточнение, идет речь о сближении или удалении.

При решении задач на связь трех величин хорошие результаты дает использование разработанной мною схемы:

Стрелка (…      ….) обозначает, что слова, обозначенные знаком …. должны быть одинаковыми. Например: в одной коробке 6 карандашей, количество коробок – 4.

Схема сразу показывает общность решения таких задач и основной способ их решения. Схема разработана для методики Развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, где учащиеся знакомы с понятиями частей и целого. Для других методик все компоненты можно заключить просто в прямоугольные рамочки.

Часто дети, читая задачу, просто не понимают ее смысла, происходящих в ней событий. Здесь могут помочь приемы «рисования» в воздухе или пальцем на парте, мысленная «расстановка» объектов, описанных в задаче по классу, показывание руками действий, которые производились в задаче. Очень помогают фразы: «Ты начал складывать одинаковые числа. А специальное действие для сложения одинаковых чисел какое? Умножение» и аналогичная фраза насчет деления,  «Разложили – это и есть разделили».

Ну что ж, уважаемые коллеги! Я пользуюсь вышеизложенными приемами уже много лет. При использовании их в ходе проведения консультаций достигается главная цель занятий - улучшение качества знаний обучающихся.

Пользуйтесь, если считаете нужным, и вы не пожалеете.

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

Методы и способы работы на уроке математики в 4 классе для повышения качества знаний

Методы  и способы работы на уроке математики в 4 классе для повышения качества  знаний...

Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний обучающихся

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-комм...

Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся

 Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерст...