Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития
методическая разработка на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx66.34 КБ
PDF icon certificate-4908.pdf1.03 МБ
PDF icon document-5186.pdf1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Бабикова Екатерина Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39г. Челябинска»

Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития

В современных условиях необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия человека и природы. Резкое ускорение научно- технического прогресса вызвало массированное давление человека на природу что приводит к изменению окружающей среды. Отрицательные последствия деятельности человека наносят ущерб его здоровью. Острейшие противоречия между обществом и природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса.

Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствие своего вмешательства в природу.

В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды»,  предусматривается создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

По мнению А.И. Кочергина, экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения.

Процесс становления ответственного отношения учащихся к природе осуществляется на основе усвоения школьниками её многообразной ценности – эстетической, познавательной, экономической, практической.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусматривается формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

 В основе воспитания  экологической культуры личности лежат следующие концепции:

- экологического образования (А.Ф. Аменда, С.Н. Глазачёв, В.И. Данков-Данильян, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, Н.Н. Моисеев, Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, Н.Ф. Реймерс, Л.П. Салеева, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина);

- глобальных экологических проблем и устойчивого развития мирового сообщества (В.И. Вернандский, Э.В. Гирусов, Э.К. Дрейер, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Урсул).

Современная экология не свободна от ошибок и, в первую очередь, при определении её содержания. Объём этого широкого междисциплинарного комплекса чаще всего сужается до изучения состояния среды, окружающей человека. Всё это ставит задачу повышения уровня экологического образования как средства воспитания экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

На сегодняшний день проблема формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития разработана недостаточно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать основы  экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать основы экологической культуры. В методической разработке хочу предложить пути решения данной проблемы, так как  младшие школьники с задержкой психического развития  должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

Теоретическое осмысление проблемы формирования основ экологической культуры и анализ научно-методической литературы продиктовали необходимость построения модели формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития. Модель (рис. 1) представляет собой единство содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.

Цель – формирование основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили дать структурно-содержательную характеристику деятельности по формированию экологической культуры как педагогически организованного явления, придерживаясь ряда подходов:

  1. Аксилогический подход рассматривает человека как высшую ценность общества - это одна из основных задач экологического воспитания;
  2. Культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой и сориентирован на повышение экологической культуры, формирование у школьников личностного отношения к миру и природе;
  3. Информационно-познавательный        подход        подчиняет экологическое образование развитию как высшей цели, дает представление о единой картине мира природы;

4.        Личностно-ориентированный        подход        основан        на
сотрудничестве и взаимопомощи, для экологического
восприятия важен такой аспект, как познание через ощущение и
переживания, он направлен на становление активной позиции
личности в отношении экологических проблем;

5.        Деятельностный подход позволяет реализовать через разработку
и выполнение творческих проектов интегрированные знания и
умения.

                ЦЕЛЬ –

формирование основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи

1.Определить основы сформированности экологической культуры у учащихся.

2.  Развивать у учащихся интерес к экологическому содержанию

3. Поддерживать благоприятную экологическую среду

4. Сформировать основы экологической культуры у учащихся.

Подходы

1.Аксилогический подход рассматривает человека как высшую ценность общества - это одна из основных задач экологического воспитания;

2.Культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой и сориентирован на повышение экологической культуры, формирование у школьников личностного отношения к миру и природе;

3.Информационно-познавательный подход подчиняет экологическое образование развитию как высшей цели, дает представление о единой картине мира природы;

4.Личностно-ориентированный подход основан на сотрудничестве и взаимопомощи, для экологического восприятия важен такой аспект, как познание через ощущение и
переживания, он направлен на становление активной позиции личности в отношении экологических проблем;

5.Деятельностный подход позволяет реализовать через разработку и выполнение творческих проектов интегрированные знания и
умения.        

                Компоненты экологической культуры

        

Методы и технологии обучения

Формы организации познавательной деятельности

Средства обучения

Объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемного изложения;

частично-поисковый;

исследовательский;

инновационные технологии обучения

Научно-исследовательская деятельность: разработка и реализация экологических проектов (подготовка докладов и выступлений, консультация, исследовательская работа, изготовление пособий, занятия, презентации, практикумы, обсуждение нравственно-экологических проблем, экскурсии на природу и на предприятия, экологические тропы, экспедиции по районам с целью изучения водных, почвенных, биологических ресурсов и их загрязнения, конференции, круглые столы, игры с применением межпредметных связей, тематические вечера, субботники).

Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии);

объемные средства обучения (муляж, модель, рельефные таблицы, плоскостные изобразительные средства: карты, атласы);

средства новых информационных технологий и технические средства (аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств, электронные учебники, видеопроекторы); лабораторное оборудование;

вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, методические пособия)

Комплексное оценивание формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития

(критерии, показатели, уровни)

Результат – сформированность основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития

Рисунок 1. Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития

        Средства, используемые на различных занятиях, представляют собой богатый перечень натуральных предметов, предметов изобразительной наглядности, средства новых информационных технологий и технические средства обучения, лабораторное оборудование, вербальные средства обучения. Натуральные объекты передают информацию о взаимосвязях в природе, о живых системах и связях между ними и внешней средой, то есть способствуют формированию у младших школьников с задержкой психического развития  правильных представлений об изучаемых природных объектах и пониманию взаимосвязей в природе, способствуют созданию благоприятных условий для процесса обучения, организации демонстраций, проведению практических, лабораторных, самостоятельных работ, пробуждению интереса учеников к изучаемому материалу.

Оценочно-результативный блок включает в себя комплексную оценку уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

При определении уровня сформированности экологической культуры школьников  исходила из анализа критериев, предложенных Е.В.Хохловой, а именно: интеллектуально-познавательного (знания), ценностно-мотивационного (отношения), деятельностно-практического (деятельность). Каждый из критериев включает ряд показателей, отражающих его наиболее существенные качественные и количественные характеристики.

Считаю, что у школьников должны быть сформированы ответственное отношение к природе, обусловленное образованием таких свойств личности, как готовность и способность к практическим действиям по бережному использованию, защите и улучшению окружающей среды, потребность в передаче своих экологических знаний, поддержания норм этического поведения в природе, развито понимание связи человека и природы, ему необходимо осознавать свою зависимость от природной среды, понимать целостность природы и ее ценность, быть способным действовать по защите природных богатств.

Основными направлениями содержания методической разработки явились следующие:

-        интеграция экологической культуры
в воспитательно-образовательный процесс;

  • использование нетрадиционных форм и методов обучения в экологическом образовании;

- включение семей учащихся в целенаправленный процесс формирования экологической культуры.

Остановлюсь на описании предложенных направлений.

  1. Интеграция экологической культуры
    в воспитательно-образовательный процесс

В настоящее время сфера образования насыщена различными новообразованиями. Активно разрабатывается целый ряд подходов к обучению и воспитанию, где значительное место уделяется моделированию и проведению учебных занятий на основе интеграционного подхода. Интегрированные уроки, по мнению многих преподавателей, приносят дух творчества, надолго остаются в памяти учащихся. Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс предполагает выработку единой «стратегии» педагогической деятельности, согласованности учебных планов и программ, моделирования уроков с учетом этой «стратегии». Цель процесса формирования экологической культуры заключается в формировании у школьников сознания своей ответственности за состояние окружающей среды. Они должны проявлять инициативу, участвовать в природоохранной деятельности на местном, региональном и глобальном уровнях. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать как черту нравственную. Оно должно строится на понимании того, что в основе существования жизни на Земле лежат сложные процессы, где ведущая роль отводится совокупной деятельности всех живых организмов. Общее состояние биосферы зависит от жизнедеятельности человека как одного из элементов глобальной экосистемы. 

Интеграцию экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс по моему мнению необходимо осуществлять следующим образом. Центральное место занимает экологическая культура. Она тесно соприкасается с тремя блоками (обучение, развитие, воспитание), вплетаясь в их сущность, занимает главенствующее место. Основа в форме трудовой деятельности учащихся позволяет осуществлять решение поставленных нами задач (рис.2).

Первый блок (обучение) предполагает организацию учебной деятельности в оптимальном для продуктивной умственной деятельности режиме, усвоение готовых знаний, умений и навыков, а так же стимуляцию познавательной деятельности школьников.

Второй блок (воспитание) имеет цель - гармоничное развитие личности ученика, его самоактуализация и самореализация, оказание помощи и психологической поддержки в выборе будущей профессии.

Третий блок (развитие) - направлен на развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь), которые являются компонентами человеческой деятельности в любой сфере, в том числе и природоохранной.

Рисунок 2. Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс.

        Для интеграции экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс использовала следующие предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, внеклассное чтение, изобразительное искусство, внеклассные мероприятия. Выбор данных учебных предметов обусловлен их гуманитарной направленностью, которая способствует формированию у учащихся нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, развитию ценностных ориентаций, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней.

        Все уроки были разработаны и проведены в  соответствии с выдвинутыми ранее условиями успешного процесса формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

        В ходе работы была сделана попытка повысить экологический потенциал уроков окружающего мира и других учебных предметов.

Цель учебных занятий: формирование основ экологической культуры, экологических знаний у учащихся с задержкой психического развития, вовлечение их в природоохранную деятельность.

Задачи учебных занятий:

1.Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии.

2.Развитие экологического мышления у детей.

3.Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания основ экологической культуры.

4.Обеспечение выработки у учащихся приёмов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности.

5.Привитие интереса у учащихся к проблемам окружающей среды.

6.Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.

7.Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.

        При отборе материала для данных учебных занятий ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Содержание уроков было наполнено фактическим материалом, информирующим учащихся о частных проблемах окружающей среды. При этом особый акцент делался на ценностный аспект понятий эколого-природоохранного характера. С учётом возраста и особенностей развития делался особый упор на понятия, в которых актуализировалась эмоциональная сфера младшего школьника с задержкой психического развития: экология, экологическая безопасность, цепь питания, почва, природоохранная деятельности. Экологические задачи формулировались в контексте жизненного пространства ребёнка, что позволило развернуть экологические понятия к миру ребёнка.

        Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получали практические умения и навыки, которые приобретались в процессе трудовой деятельности. Ребята читали и обсуждали художественные и научно-популярные тексты о проблемах охраны природы; рисовали агит-листы в защиту.

        Следующим направлением по формированию основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития являлось:

  1. Использование нетрадиционных форм и методов в экологическом образовании.

Считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом. Многие педагоги ищут разные способы привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Придать уроку оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Младший школьный возраст – наиболее подходящий период для экологического образования детей. Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию основ экологической культуры.

Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Считаю, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение младших школьников с задержкой психического развития в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.

Экологический проект рассматриваю как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что:

  • являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
  • один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволило организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

Изучив литературные источники о проектной деятельности учащихся, выделила несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе мы заявляли о цели проекта и создавали положительный мотивационный настрой.

Второй этап – подготовительный: мы определяли задачи проекта, составляли план действий, устанавливали критерии оценки результатов, согласовывали способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирали материал, работали с литературой, непосредственно выполняли проект, мы наблюдали, координировали, поддерживали, сообщали необходимую информацию.

Четвёртый заключительный этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляли устную и фиксированную самооценку; учитель и администрация школы коллективно оценивали деятельность учащихся.

Я провела долговременные проекты на темы: «Секрет страуса», «Совершим волшебство», «Моя малая Родина», «От чистого истока».

Тематика проектов вызывала у учащихся положительный эмоционально-познавательный отклик. В выполнении проектов вместе с учащимися участвовали родители.

Важно, чтобы экологический проект был ориентирован на развитие практического опыта, опыта личного участия школьников в выявлении, изучении проблем и содействии в их решении. Это играет большую роль в формировании основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

Процесс и результат проектов принесли детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Проекты можно использовать как дополнение к учебному материалу.

Также одной из нетрадиционных форм экологического образования являются экологические игры. Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры.

Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:
·        формирование системы знаний о природе; 
·        формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; 
·        формирование коммуникативных умений и навыков.

Технология проведения экологической игры состоит в следующем: 
1.     Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры. 
2.     Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений. 
3.     Составляет структуру и ход экологической игры. 
4.     Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме. 
5.     Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику. 
6.     Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка. 
Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой: 


Рисунок 3. Структура экологической игры.

При разработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание на возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической культуры.

Следующим направлением по формированию основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития явилось следующее:

  1. Включение семей учащихся в целенаправленный процесс формирования экологической культуры.

Чрезвычайно важно, чтобы весь спектр влияний семьи был сфокусирован на духовно-нравственных приоритетах становления и развития подрастающего человека.

Считаю, что экологическая культура школьников во многом зависит от уровня и направленности воспитания в семье, что, вне всякого сомнения, тоже является необходимым условием эффективного ее формирования. В.К.Крючков утверждает, что мы должны поставить перед образовательной системой общие для всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей и самих детей) задачи и таким образом объединить их на принципах согласованного взаимодействия. Иначе ребенок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа - другую один учитель призывает к одному, второй - к другому. Он станет теряться в ориентирах, что   нередко   приводит   к   потере   внутренней   гармонии   и   нарушению психологического здоровья.

Я согласна с мнением Т.Ушениной о том, что «деды, отцы, дети, внуки - это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению». Нельзя не принимать в расчет родителей школьников, потому что это может свести на «нет» все наши усилия по формированию экологической культуры. Причиной этого является то, что в семье опыт социального поведения ограничен рамками семейных отношений, не полностью соответствует тем отношениям, в которые приходиться вступать человеку в жизни. Следовательно, он нуждается в проверке личностью на более   широком   социальном   пространстве,   базой   для   которого   может служить школа.

Придерживаюсь   политики активного взаимодействия с родителями обучающихся в нем школьников. В этом заложен довольно большой потенциал для работы в сфере формирования    экологической    культуры    подрастающего    поколения, поскольку только при условии активного взаимодействия с родителями, проведения разъяснительной работы по данному вопросу, распространения необходимой информации можно добиться положительного результата.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовала как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы  основываются на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Предлагаю такие формы работы с родителями по экологическому воспитанию, которые использовала:

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Календарь интересных дат, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на пришкольном участке.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволило формировать у младших школьников с задержкой психического развития ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Использование системно-деятельностной модели формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития обеспечит достижение планируемых результатов экологического воспитания и развития младших школьников. Учащиеся будут иметь:

  • Первоначальный опыт, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития

Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...