Учебно-методическая разработка. Социально ориентированный проект «Осень» по предмету «Предметно-практическая деятельность» с поурочными разработками.
методическая разработка (1 класс) на тему

Мохонько Ирина Ивановна

В материале предсталени опыт работы с детьми с ТМНР по пректной деятельности. Учебно-методическая разработка содержит структуру проекта, а также конспекты занятий  для каждого этапа проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_metodicheskaya_razrabotka.docx275.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 имени К.К.Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическая разработка

Социально ориентированный проект

«Осень»

по предмету  «Предметно-практическая деятельность»

Время реализации: осень 2013 года

Руководитель проекта: И.И. Мохонько

Участники проекта: младшая группа Отделения реабилитации (дети с ТМНР)

Цель проекта: формирование  представлений об основных признаках осени.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей об окружающем мире (признаки осени).

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Формировать сенсорные представления (цвет, форма, величина).

4. Стимулировать речевую и коммуникативную активность.

5. Развивать мелкую моторику и обследовательские навыки.

Структура проекта:

Мероприятия в составе проекта

Время проведения

Участники

1

Наступила осень.

Осенний  дождь.

Сентябрь

младшая группа Отделения реабилитации (ОР)

2

Деревья осенью.

Сентябрь

младшая группа ОР

3

«Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла…»Листик клена.

Сентябрь

младшая группа ОР

4

«Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла…»Лист рябины.

Сентябрь

младшая группа ОР

5

«Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла…»Лист осины.

Октябрь

младшая группа ОР

6

«Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла…»Листик дуба.

Октябрь

младшая группа ОР

7

Перелетные птицы.

Октябрь

младшая группа ОР

8

«Защита» проекта

Панно «Осень».

Октябрь

младшая группа ОР

Поурочные разработки.

Занятие 1.

Тема занятия: Осень. Осенний  дождь.

Тип занятия: комбинированное

Технология: проектная деятельность, ИКТ

Цель занятия: формирование  представлений об основных признаках осени: осенний дождь.

Коррекционная составляющая занятия:

  • развивать сохранные анализаторы;
  • развивать навыки обследования предметов;
  • стимулировать  речевую и коммуникативную  активность.

Планируемые результаты:

предметные:

  • познакомиться с основными признаками осени: осенний дождь;
  • учиться выполнять  предметно-практические действия с пластилином, водой;

метапредметные:

  • учиться организовывать собственную деятельность;
  • учиться обследовать предметы и развивать тактильные ощущения;
  • активизировать речь;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать слуховое восприятие и внимание;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • учиться оценивать результаты собственного труда.

личностные:

  • поддерживать познавательную активность;
  • учиться выполнять самостоятельные действия;
  • доброжелательно  относиться к сверстникам и взрослым.

Оборудование: вода, бумага, пластилин, шаблон «Туча», музыкальный центр, запись песни «Наступила осень», звук дождя,  логоритмика  Е. Железнова «Дождик», «говорящая» кнопка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Куда вы сегодня приехали? /В школу/

- Что вы будете делать в школе? /Заниматься/

- Кто сегодня приехал в школу? /Называют себя/

- Давайте каждому споем песню «Добрый день».

  1. Определение темы и цели занятия.

Сейчас мы узнаем,  чем будем сегодня заниматься!

/звучит фрагмент  песни «Наступила осень»/

- Ребята, про что эта песня? /Про осень/

- Да, тема нашего занятия  – осень. Мы сегодня узнаем, что бывает осенью.

/звучит звук дождя/

- Кто узнал этот звук? /Дождь/

- Да, сегодня мы поговорим об осеннем дожде.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Когда бывает дождик?/летом, осенью/

- Осенью часто идут дожди.

- Откуда берется дождь? /с неба, из тучи/

- Наверху, на небе собираются тучи /показ шаблона/, в них набираются капли воды, а когда их становится очень много, они проливаются на землю – идет дождь.

/Обследование:  шаблон тучи, вода, капли, брызги./

  1. Тренировочные  упражнения.

Зрительная гимнастика «Тучки на небе»

Логоритмика Е. Железнова «Дождик»

Упражнение с движениями «Осень»

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап!»

  1. Закрепление (совершенствование).

Аппликация «Осенний дождик».

  1.  Рефлексия.

- Что  мы сегодня делали?

- Как вы сегодня занимались?

  1. Заключительный этап.

- Занятие закончилось.

- До свидания.

- До встречи!

Занятие 2.

Тема занятия: Осень. Деревья осенью.

Тип занятия: комбинированное

Технология: проектная деятельность, ИКТ

Цель занятия: формирование  представлений об основных признаках осени: изменение окраски листьев, листопад.

Коррекционная составляющая занятия:

  • развивать сохранные анализаторы;
  • развивать навыки обследования предметов;
  • стимулировать  речевую и коммуникативную  активность.

Планируемые результаты:

предметные:

  • познакомиться с основными признаками осени: изменение окраски листьев, лиспопад;
  • познакомиться с понятиями высокий, низкий;
  • учиться выполнять  предметно-практические действия с бумагой, клеем, природными материалами.

метапредметные:

  • учиться организовывать собственную деятельность;
  • учиться обследовать предметы и развивать тактильные ощущения;
  • активизировать речь;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать слуховое восприятие и внимание;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • учиться оценивать результаты собственного труда.

личностные:

  • поддерживать познавательную активность;
  • учиться выполнять самостоятельные действия;
  • доброжелательно  относиться к сверстникам и взрослым.

Оборудование: модель дерева, ветки с листиками, сухие листья, бумага, клей,  музыкальный центр, запись песен «Наступила осень», «Листик, листик, листопад», «говорящая» кнопка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Куда вы сегодня приехали? /В школу/

- Что вы будете делать в школе? /Заниматься/

- Кто сегодня приехал в школу? /Называют себя/

- Давайте каждому споем песню «Добрый день».

  1. Определение темы и цели занятия.

Сейчас мы узнаем, чем будем сегодня заниматься!

/звучит фрагмент  песни «Наступила осень»/

- Ребята, про что эта песня? /Про осень/

- Да, тема нашего занятия  – осень. Мы сегодня узнаем, что бывает осенью.

/Звучит песня «Листик, листик, листопад»/

- Про что эта песня? /Про листики/

- Сегодня мы поговорим об осенних деревьях, о листиках, о листопаде.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Посмотрите,  что это?  - Обследование /Модель дерева/

- Это дерево. Деревья бывают разные: высокие и низкие.

- У дерева есть ствол, ветки, а что есть на ветках? /листики/

- Да, посмотрите, какие зеленые листики на этой ветке. Обследование: ветка с зелеными листиками.

- Что происходит осенью с листочками?

Обследование: ветка с желтыми листиками.

- Какого цвета стали листики?

/Листики становятся желтыми /

- А еще какими они стали? Попробуйте, помните их!

- Они стали сухими, шуршат. Вот послушайте! /звук шуршания листьев/

- Да, осенью  листочки становятся желтыми или красными, сухими и опадают, деревья становятся голыми. Это  в природе называется  листопад.

  1. Тренировочные  упражнения.

Зрительная гимнастика «Солнышко»

Упражнение с движениями «Осень»

Игра «Собери листики»»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листики».

  1. Закрепление (совершенствование).

Аппликация «Осенние деревья»

  1.  Рефлексия.

- Что  мы сегодня делали?

- Как вы сегодня занимались?

  1. Заключительный этап.

- Занятие закончилось.

- До свидания.

- До встречи!

Занятие 3-6.

Тема занятия: «Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла…»

1.Листик клена. /2.Листик рябины. /3.Листик  осины./ 4.Листик дуба.

Тип занятия: комбинированное

Технология: проектная деятельность, ИКТ.

Цель занятия: формирование  представлений о различных видах деревьев: клен/рябина/осина/дуб и сезонных изменениях.

Коррекционная составляющая занятия:

  • развивать сохранные анализаторы;
  • развивать навыки обследования предметов;
  • стимулировать  речевую и коммуникативную  активность.

Планируемые результаты:

предметные:

  • познакомиться с разными видами деревьев: клен/рябина/осина/дуб и их сезонных изменениями;
  • познакомиться с понятиями формы;
  • учиться выполнять  предметно-практические действия с бумагой, клеем, природными материалами.

метапредметные:

  • учиться организовывать собственную деятельность;
  • учиться обследовать предметы и развивать тактильные ощущения;
  • активизировать речь;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать слуховое восприятие и внимание;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • учиться оценивать результаты собственного труда.

личностные:

  • поддерживать познавательную активность;
  • учиться выполнять самостоятельные действия;
  • доброжелательно  относиться к сверстникам и взрослым.

Оборудование: модель дерева, корзина с листьями клена/рябины/осины/дуба, сухие листья, бумага, пластилин  музыкальный центр, запись песен «Наступила осень», «Листик, листик, листопад», «Осень постучалась к нам», «говорящая» кнопка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Куда вы сегодня приехали? /В школу/

- Что вы будете делать в школе? /Заниматься/

- Кто сегодня приехал в школу? /Называют себя/

- Давайте каждому споем песню «Добрый день».

  1. Определение темы и цели занятия.

Сейчас мы узнаем, чем будем сегодня заниматься!

/звучит фрагмент  песни «Наступила осень»/

- Ребята, про что эта песня? /Про осень/

- Да, тема нашего занятия  – осень. Мы сегодня узнаем, что бывает осенью.

/Звучит фрагмент песни «Осень постучалась к нам»/

- Осень любит дарить подарки. Скоро мы узнаем, какой подарок она нам принесла.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Сначала  давайте, вспомним, что бывает осенью.

- Помогайте, мне осенью часто идет…    /дождь/

- Летом листочки зеленые, а осенью листики становятся…../желтыми, красными, сухими/

- А потом листики с деревьев начинают  …../падать/

- И это называется …/листопад/

- Какие бывают деревья?  / разные/

- Конечно, деревья бывают разные, бывают высокие и низкие.

- Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла... Что же она нам принесла?

- Осень подарила нам листики клена/рябины/осины/дуба.

Обследование листьев клена/рябины/осины/дуба: цвет, форма, поверхность, звук.

  1. Тренировочные  упражнения.

Зрительная гимнастика «Солнышко»»

Упражнение с движениями «Осень»

Пальчиковая гимнастика «Осень, осень, к нам пришла, и в подарок принесла»

Игра «Листопад»

  1. Закрепление (совершенствование).

Аппликация «Осенний листик»

                         

  1.  Рефлексия.

- Что  мы сегодня делали?

- Как вы сегодня занимались?

  1. Заключительный этап.

- Занятие закончилось.

- До свидания.

- До встречи!

Занятие 7.

Тема занятия: Перелетные птицы.

Тип занятия: комбинированное

Технология: проектная деятельность, ИКТ.

Цель занятия: формирование  представлений об основных признаках осени: перелетные птицы.

Коррекционная составляющая занятия:

  • развивать сохранные анализаторы;
  • развивать навыки обследования предметов;
  • стимулировать  речевую и коммуникативную  активность.

Планируемые результаты:

предметные:

  • познакомиться с основными признаками осени: осенью перелетные птицы улетают на юг
  • познакомиться с понятиями птицы, перелетные птицы;
  • учиться выполнять  предметно-практические действия с бумагой.

метапредметные:

  • учиться организовывать собственную деятельность;
  • учиться обследовать предметы и развивать тактильные ощущения;
  • активизировать речь;
  • развивать зрительное восприятие внимание;
  • развивать слуховое восприятие и внимание;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • учиться оценивать результаты собственного труда.

личностные:

  • поддерживать познавательную активность;
  • учиться выполнять самостоятельные действия;
  • доброжелательно  относиться к сверстникам и взрослым.

Оборудование: муляж птицы, перья,  бумага, музыкальный центр, запись песни «Осень наступила», «Что я за птица», пение птиц.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  Куда вы сегодня приехали? /В школу/

- Что вы будете делать в школе? /Заниматься/

- Кто сегодня приехал в школу? /Называют себя/

  1. Определение темы и цели занятия.

Сейчас мы узнаем, чем будем сегодня заниматься!

/звучит фрагмент  песни «Наступила осень»/

- Ребята, про что эта песня? /Про осень/

- Да, тема нашего занятия  – осень. Мы сегодня узнаем, что бывает осенью.

/Звучит пение птиц /

- Что это за звуки, кто так поет?? /птицы/

- Сегодня мы поговорим о птичках.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Кто такие птицы? Как птички живут осенью.

Обследование муляжа птицы: части тела, размер, чем покрыто тело.

- Да, у птиц есть крылья, с их  помощью птицы умеют летать.

- Осенью некоторые птицы улетают.

- Как вы думаете, чему они улетают осенью? /осенью холодно/

- Да, осенью становиться холодно.  И птицы улетают в теплые края!

- Там тепло и много еды.  Птицы едят зернышки, насекомых: жучков, червячков. А здесь все насекомые на зиму прячутся, поэтому  птицам становиться очень голодно.

- Поэтому, птиц, которые осенью улетают в теплые края,  называют перелетными.

- Осенью они улетают, а весной - возвращаются.

  1. Тренировочные  упражнения.

Зрительная гимнастика «Птичка»

Упражнение с движениями «Осень»

Песня «Что я за птица»

Пальчиковая гимнастика «Птички»

  1. Закрепление (совершенствование).

Оригами птицы.

  1.  Рефлексия.

-Что  мы сегодня делали?

- Как вы сегодня занимались?

  1. Заключительный этап.

- Занятие закончилось.

- До свидания.

- До встречи!

Занятие 8.

Тема занятия: Осень. Основные признаки осени.

Тип занятия: комбинированное

Технология: проектная деятельность, ИКТ

Цель занятия: обобщение и закрепление  представлений об основных признаках осени.

Коррекционная составляющая занятия:

  • развивать сохранные анализаторы
  • развивать навыки обследования предметов
  • стимулировать  речевую и коммуникативную активность

Планируемые результаты:

предметные:

  • закрепить представления об основных признаках осени;
  • пытаться научиться составлять рассказ об осени;
  • учиться выполнять  предметно-практические действия с бумагой, клеем.

метапредметные:

  • учиться организовывать собственную деятельность;
  • учиться обследовать предметы и развивать тактильные ощущения;
  • активизировать речь;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать слуховое восприятие и внимание;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • учиться оценивать результаты собственного труда.

личностные:

  • поддерживать познавательную активность;
  • учиться выполнять самостоятельные действия;
  • доброжелательно  относиться к сверстникам и взрослым.

Оборудование: вода, ветки деревьев, листья клена, рябины, осины, дуба, муляж птицы, бумага, клей,  музыкальный центр, запись песен «Наступила осень» , «Ах, как осень хороша», пение птиц, звук дождя, «говорящая» кнопка, ударные  музыкальные инструменты.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Куда вы сегодня приехали? /В школу/

- Что вы будете делать в школе? /Заниматься/

- Кто сегодня приехал в школу? /Называют себя/

- Давайте каждому споем песню «Добрый день».

  1. Определение темы и цели занятия.

Давайте послушаем песню и узнаем чем мы будем сегодня заниматься!

Песня «Наступила осень».

/Дети подыгрывают на различных музыкальных инструментах/.

- Какой дружный и веселый оркестр у нас получился!

- Про что пелось в песне? /Про осень/

- Давайте вспомним,  что бывает осенью и попробуем составить рассказ про осень.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

-Мы уже многое знаем про осень. Давайте вспомним!

Рассказ  сопровождается показом наглядных материалов, прослушиваем звуков природы и движениями, соответствующими тексту.

- Осенью солнце греет ……./не сильно, слабо, мало/

- Осенью часто идут ……../дожди./

- Осенью дует холодный  ……/ветер./

- Осенью листья  становятся …./.желтыми, красными./

- Осенью листья становятся ……   /сухими,/   опадают,  и это называется ……/листопад/.

- Осенью птицы ……./улетают в теплые края./

- Осенью очень красиво!

- Молодцы, ребята!

- Выбирайте музыкальные инструменты, мы сейчас послушаем еще одну песню про осень.

  1. Тренировочные  упражнения.

Зрительная гимнастика «Солнышко»

Упражнение с движениями «Осень»

Пальчиковая гимнастика « Осень, осень к нам пришла, и в подарок принесла»

  1. Закрепление (совершенствование).

Аппликация  панно «Осень»

Каждый ученик приклеивает свои  работы.

 

  1.  Рефлексия.

-Что  мы сегодня делали?

- Как вы сегодня занимались?

  1. Заключительный этап.

- Занятие закончилось.

- До свидания.

- До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка социально-значимого проекта "Правила дорожного движения"

Социально-значимый проект по ПДД в начальной школе. В разработке представлено полное описание плана работв над проектом....

Урок по предмету Предметно-практическое обучение.

Открытый урок по предмету ППО       ...

Методическая разработка практико-ориентированного проекта в 4 классе "Своими руками - чудо оригами"

Методическая разработка практико-ориентированного коллективного проекта по технологии в 4 классе "Своими руками - чудо оригами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 2 ВАРИАНТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" , КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (2 ВАРИАНТ)...

Рабочая программа по предмету "Предметно-практическая деятельность" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным...

Коррекционные занятия по предмету "Предметно-практические действия" (для детей с ТМНР), 1 класс

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами» (вариант 2)....