К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
статья на тему

ШИБАНОВА Юлия Геннадьевна

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В. И. Лях, А.П. Матвеев и др.).

Школьная система физического воспитания должна создать максимально благоприятные педагогические условия для раскрытия и развития не только физических способностей, но и духовных, нравственных качеств ребенка. (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева)

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. (В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.К. Барышева, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Ю.М. Николаев и др.). Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shibanovoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Шибанова Ю.Г.

Ключевые слова: физическая культура личности младших школьников, гендерный подход в физического воспитании детей.

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В. И. Лях, А.П. Матвеев и др.).

Школьная система физического воспитания должна создать максимально благоприятные педагогические условия для раскрытия и развития не только физических способностей, но и духовных, нравственных качеств ребенка. (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева)

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. (В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.К. Барышева, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Ю.М. Николаев и др.). Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Ныне создана теория физической культуры личности, структурированная В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой, М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым, что  создало предпосылку переоценки ценностей и содержания существующей системы физического воспитания с позиции персонализации, утверждающей идею о том, что основная задача педагогики - пробуждение личностного начала, создание условий развития у человека потребности быть личностью. Однако разработанная теория далеко не в полной мере используется при решении физического воспитания учащихся.

В отечественной педагогике и психологии разработка проблем, связанных с процессом формирования физической культуры личности в различных структурных элементах системы непрерывного образования, осуществляется по нескольким направлениям.

У ряда авторов рассмотрено физическое воспитание школьников: вопросы перестройки (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов); здоровье школьников и учителей (Г.К. Зайцев); физическая подготовка школьника (А.А. Гужаловский); здоровье ученика в образовательном процессе: личностный аспект (Т.В. Скобликова). А.А. Гужаловский в своих исследованиях проанализировал этапность развития физических (двигательных) качеств и процесс оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. Воспитательные возможности физической культуры и спорта выявлены и описаны Ю.И. Зотовым. Социально-педагогические основы формирования физической активности у детей школьного возраста рассмотрены в исследовании А.Г. Комкова. Физиологические основы двигательной активности описаны в работах Н.А. Фомина и Ю.Н. Вавилова. Проблемам физической активности человека посвящены работы В.К. Бальсевича и В.А. Запорожанова. В исследованиях В.К. Бальсевича, Л.Б. Кофмана, В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона, П.К. Дуркина представлены концепции физического воспитания детей и молодежи.

Однако в существующих педагогических технологиях комплексное изучение данной проблемы не получило должной разработки. В частности, недостаточно освещенными остаются вопросы структуры мотивов и потребностей к урокам физической культуры и различным видам спорта; степень владения учителем физической культуры основными методами и приемами формирования мотивации и стимулирования физкультурно-спортивной деятельности учащихся; пути повышения эффективности формирования физической культуры личности детей на основе реализации личностно-ориентированного подхода в условиях половой дифференциации; влияние уровня сформированности мотивов, потребностей и знаний в области физической культуры на показатели физического развития, физической подготовленности, эмоционально-волевые свойства личности и здоровье детей.
Данный комплекс нерешенных проблем обусловливает необходимость определения качественно новых организационно-методических условий формирования физической культуры личности детей. Учитывая то, что  младший школьный возраст характеризуется наибольшей восприимчивостью к педагогическим воздействиям и этот возрастной период признан наиболее благоприятным для привлечения к активным занятиям физической культурой, поддержания двигательной активности (Бутина 2001, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленникова, 2005), мы пришли к выводу о необходимости изучения опыта формирования физической культуры личности у детей младшего школьного возраста.  
         В основу изучения формирования физической культуры личности детей младшего школьного возраста нами положена структурная модель физической культуры личности разработанная Скриплевой Е.В. (2004). Структурная  модель физической культуры личности младшего школьника включает в себя мотивационно – ценностный (активизация интереса к физкультурной деятельности, эмоционально - ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности), когнитивный (ориентация на усвоение знаний и расширение представлений учащихся о физической культуре), действенно-практический (физическая подготовленность и гармоничность физического развития; формирование у детей практических умений и навыков), волевой  (проявление активности, самостоятельности учащихся) компоненты.

Для определения уровня сформированности основ физической культуры личности младшего школьниками нами избраны следующие критерии: уровень физического состояния (физическое развитие, функциональная и физическая подготовленность); познавательный интерес к физической культуре (самопознание); знания (системность и глубина усвоения знаний, необходимых для понимания сущности функционирования физической культуры); планирование (содержание преобладающей мотивации в физкультурно-спортивной деятельности и ее направленность); двигательные (четкость выполнения разнообразной физкультурной деятельности), организационные и методические умения (владение средствами, методами, умениями и навыками необходимыми для собственного физического совершенствования и организации физкультурно-спортивной деятельности со сверстниками).

Степень проявления каждого из выделенных нами показателей, взятых в совокупности, определяет уровень сформированности физической культуры личности младшего школьника.

  На наш взгляд, решающую роль в оптимальном создании условий для формирования физической культуры личности играет применение личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания детей.

В свою очередь, актуализация личностно-ориентированных педагогических технологий обусловили необходимость учета половых особенностей детей, или, в соответствие с современной терминологией, гендерного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности с воспитанниками.  

 Гендерный подход в обучении и воспитании детей давно является предметом комплексного научного исследования во многих странах мира. Появившийся в 80-х годах прошлого века в трудах американского историка Джоана Скотта, термин «гендер» в настоящее время недостаточно знаком широким массам.

  Отечественные исследователи разводят понятия «пол» и «гендер».           Сегодня гендерный подход в образовании и воспитании рассматривается как учет многовариативного влияния фактора пола во взаимодействии биологического и социального.

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

     В последние десятилетия в психологии и педагогике наблюдается повышение интереса к проблеме воспитания и обучения детей разного пола. Это объясняется тем, что общество столкнулось с негативными последствиями бесполого воспитания. Теоретическая недооценка половых различий практически оборачивается доминированием в современном образовании принципа “бесполой” педагогики, что ведет к возникновению “усредненной личности”, появлению у детей различного рода трудностей.

С медицинских позиций главное достоинство гендерного подхода в  обучении школьников состоит в том, что такая модель обучения оказалась здоровьесберегающей. (Куинджи Н. Н., Лапонова Е. Д., Поленова М. А., 200, Тарасенко Л.В. 2007).

Несмотря на то, что многие исследователи (Матвеева А.В.2004, Тарасенко Л.В.2007, Волошина Л.Н., Кравченко М.А. Филиппова С. О.2001 и др.) говорят о необходимости внедрения гендерного подхода в практику физического воспитания детей и молодежи, который позволит существенно расширить социальное пространство для всестороннего развития личности каждого воспитанника, что является одним из основных требований современного образования, на сегодняшний день, процесс физического воспитания детей на основе учета гендерных различий не получил глубокой научной проработки.

Таким образом, обозначилось противоречие между необходимостью формирования физической культуры личности учащихся, объективной потребностью педагогической практики в осуществлении дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек с учетом половых психофизиологических и личностных особенностей учащихся с одной стороны и недостаточной разработанностью методики формирования физической культуры личности младших школьников с учетом гендерных различий с другой стороны.

Понимание актуальности затронутого нами вопроса дает основание для поиска новых путей формирования физической культуры личности, учитывая гендерные различия детей младшего школьного возраста, что и является проблемой нашего исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования физической культуры личности детей младшего школьного возраста с учетом гендерных различий. 

Задачи исследования:

-выявить современные подходы к проблеме формирования физической культуры личности детей младшего школьного возраста с учетом гендерных различий;

- исследовать и проанализировать психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста в процессе физического воспитания при обучении в однородном и смешанном по полу коллективе;

- разработать и экспериментально обосновать методику  формирования физической культуры личности младших школьников с учетом гендерных различий.

Гипотеза исследования: предполагается, что методика физического воспитания младших школьников, построенная на учете гендерных различий,  будет способствовать эффективному формированию основ физической культуры личности учащихся начальных классов.

При проведении исследования  по обозначенной выше проблеме нами предполагается использование ряда методов взаимодополняющих друг друга и позволяющих решить поставленные задачи:

Теоретические (анализ и обобщение данных специальной литературы; анализ документальных материалов); эмпирические (наблюдение, опрос,  тестирование, метод антропометрических измерений);  экспериментальные (констатирующий эксперимент; преобразующий (формирующий) эксперимент); статистические методы обработки результатов исследования.

Организация педагогического эксперимента направлена на доказательство рабочей гипотезы и будет осуществляться в два   этапа: констатирующий и формирующий. Целью констатирующего эксперимента является изучение уровня сформированности основ физической культуры у детей 7-10 лет, выявление половых различий в полученных результатах и определение характеристик, нуждающихся в коррекции. Для достижения этой цели предполагается проведение тестирование детей по показателям, характеризующим интересы, мотивы личности детей к физическому совершенствованию, объем физкультурных знаний, физическое состояние младших школьников, а также установление взаимосвязи между изучаемыми показателями. Целью  преобразующего (формирующего) эксперимента   будет подтверждение на практике эффективности разработанного подхода к формированию основ физической культуры личности детей младшего школьного возраста с учетом их половых различий, где основным моментом  будет являться определение различных подходов к мальчикам и девочкам по формированию основ физической культуры.

Литература:

  1. Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 12. – с.20, 23-27.
  2. Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 3. – С. 2-7.
  3. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М., 1992 – 120 с.
  4. Скриплева, Е.В. Педагогические условия формирования основ физической культуры личности младшего школьника: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.01 – М., 2004 – 195 с.
  5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М., 2001.
  6. Ильин Е. Л. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -  СПб., 2007.
  7. Тарасенко, Л.В. Гендерный подход в физическом воспитании как фактор оздоровления младших школьников: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.04 – Тула, 2007 – 183 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Формирование личности младшего школьника с учетом его психического развития.

Формирование личности младшего школьника с учетом его психического развития.Содержание:Вступление.I. Социальная ситуация развития.II. Когнитивные особенности.III. Аффективная сфера.IV. Мотивационная с...

Проблема формирования и контроля знаний по предмету физическая культура у младших школьников.

Содержание Введение…………………………………………………………………………………...4-5 стрГлава 1. Проблема формирования и контроля знаний по предмету "физическая культура" у младших школьников……………………………………………………………………6-14 с...

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников»

Формирование мотивации к занятиям физкультурой у младших школьников...

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников с введением новых требований ФГОС».

Особую актуальность в современных условиях в области подготовки подрастающего поколения к жизни приобретает проблема формирования мотивации к учению, в частности к занятиям физической культурой. Приме...

Перечень русских народных игр, применяемых на уроках физической культуры у младших школьников с учетом предложенной педагогической классификации.

Перечень русских народных игр, применяемых на уроках физической культуры у младших школьников с учетом предложенной педагогической классификации....