Использование современных педагогических технологий в начальной школе
методическая разработка на тему

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: личностно - ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, технология группового обучения, технология сотрудничества, технология игровых форм, дифференцированный подход к обучению, развитие критического мышления через чтение и письмо, проектное обучение, технология исследовательского обучения.

 1. Личностно - ориентированная технология. На уроках создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. Поощряю стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные, создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создает обстановку для естественного самовыражения ученика. Применяю технологию индивидуального способа обучения, которая имеет личностно-ориентированный характер, что дает возможность каждому учиться своим темпом, по своим способностям, активизировать свою познавательную активность через большой выбор факультативных занятий, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

2. Здоровьесберегающая технология.

Ещё при наборе в 1 класс знакомлюсь с медицинскими показателями каждого ребёнка. При обучении и воспитании учитываю состояние здоровья каждого ребенка (за какой партой и где у ребенка рабочее место), учитываю рекомендации медиков. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветривает помещение. Создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. При планировании урока учитываю психологические, индивидуальные и гендерные особенности детей. Использую разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки (по Н.К. Смирнову). Провожу динамические паузы на каждом уроке. В начале учебного года учащиеся класса проходят диагностику здоровья.  Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, на уроках окружающего мира рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока. Все учащиеся класса пользуются в столовой горячим питанием (100%).

 3. Технология группового обучения. Использую на различных видах уроков. Делю класс на группы от 5 до 10 человек, так как в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу каждого участника. Провожу краткий инструктаж, распределяет обязанности. Наблюдаю и корректирую работу группы и отдельных учащихся. Учитываю личные склонности учащихся, учитывает и то, что “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

4. Технология сотрудничества. Сотрудничество предполагает заинтересованность всех сторон в продуктивном взаимодействии.

Ученик от такого сотрудничества не отказывается, понимая свою заинтересованность. В таком взаимодействии он заинтересован ещё и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем, всегда может обратиться за советом, помощью. Учитель заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и во внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень, построит правильно строить отношения с родителями своих учеников. Родитель. Ему важно знать, что его ребёнок понят.

5.Технология игровых форм. Игра предполагает участие ребенка в ней в той мере, на какую он способен. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективнее, причем происходит это непринужденно, как бы само собой и не по требованию учителя, а по запросам игровой ситуации. «Игра – это свобода личности в воображении, иллюзорная реализация интересов» (А. Н. Леонтьев).

Факультатив «Занимательная грамматика» дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых и др.). Разработка решает практические задачи: правильно и грамотно писать и развивает познавательные интересы обучающихся, расширяет и углубляет программный материал.

На уроках по мере возможности использую различные формы занимательного материала: кроссворды, ребусы, загадки и т. д.

6. Дифференцированный подход к обучению. Используя данный подход в обучении помогаю раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого обучающегося. Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированное обучение учащихся продолжаю и на внеклассных занятиях по предметам. Внеклассная работа органически входит в учебно-воспитательный процесс, развиваю у учащихся разносторонний интерес к процессу обучения.

7. «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Используя данную технологию, добиваюсь таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

 8. В последнее время особое внимание уделяю проектному обучению.  

Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. В основном проектное обучение использую при обучении презентации исследовательских работ детей. Проектные уроки ввожу постепенно, поэлементно.

9. Технология исследовательского обучения.

Такую технологию использую при подготовке к научным конференция исследовательских работ младших школьников «Эврика» (школьная) и «Первоцвет» (городская). Исследование состоит из нескольких этапов: поиск материала, анализ, поиск противоречия, определение проблемы, выдвижение гипотезы, применение методов исследования для доказательства гипотезы. В связи с этим мною была написана программа «Одаренные дети», которая является подпрограммой к программе «Развитие школы». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий

в начальной школе

       Зыза Г.В.    

       В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: личностно - ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, технология группового обучения, технология сотрудничества, технология игровых форм, дифференцированный подход к обучению, развитие критического мышления через чтение и письмо, проектное обучение, технология исследовательского обучения.

 1. Личностно - ориентированная технология. На уроках создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. Поощряю стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные, создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создает обстановку для естественного самовыражения ученика. Применяю технологию индивидуального способа обучения, которая имеет личностно-ориентированный характер, что дает возможность каждому учиться своим темпом, по своим способностям, активизировать свою познавательную активность через большой выбор факультативных занятий, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. 

2. Здоровьесберегающая технология.

Ещё при наборе в 1 класс знакомлюсь с медицинскими показателями каждого ребёнка. При обучении и воспитании учитываю состояние здоровья каждого ребенка (за какой партой и где у ребенка рабочее место), учитываю рекомендации медиков. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветривает помещение. Создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. При планировании урока учитываю психологические, индивидуальные и гендерные особенности детей. Использую разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки (по Н.К. Смирнову). Провожу динамические паузы на каждом уроке. В начале учебного года учащиеся класса проходят диагностику здоровья.  Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, на уроках окружающего мира рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока. Все учащиеся класса пользуются в столовой горячим питанием (100%).

 3. Технология группового обучения. Использую на различных видах уроков. Делю класс на группы от 5 до 10 человек, так как в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу каждого участника. Провожу краткий инструктаж, распределяет обязанности. Наблюдаю и корректирую работу группы и отдельных учащихся. Учитываю личные склонности учащихся, учитывает и то, что “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

4. Технология сотрудничества. Сотрудничество предполагает заинтересованность всех сторон в продуктивном взаимодействии.

Опишу модель:

 Ученик от такого сотрудничества не отказывается, понимая свою заинтересованность. В таком взаимодействии он заинтересован ещё и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем, всегда может обратиться за советом, помощью. Учитель заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и во внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень, построит правильно строить отношения с родителями своих учеников. Родитель. Ему важно знать, что его ребёнок понят.

5.Технология игровых форм. Игра предполагает участие ребенка в ней в той мере, на какую он способен. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективнее, причем происходит это непринужденно, как бы само собой и не по требованию учителя, а по запросам игровой ситуации. «Игра – это свобода личности в воображении, иллюзорная реализация интересов» (А. Н. Леонтьев).

Факультатив «Занимательная грамматика» дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых и др.). Разработка решает практические задачи: правильно и грамотно писать и развивает познавательные интересы обучающихся, расширяет и углубляет программный материал.

На уроках по мере возможности использую различные формы занимательного материала: кроссворды, ребусы, загадки и т. д.

6. Дифференцированный подход к обучению. Используя данный подход в обучении помогаю раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого обучающегося. Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированное обучение учащихся продолжаю и на внеклассных занятиях по предметам. Внеклассная работа органически входит в учебно-воспитательный процесс, развиваю у учащихся разносторонний интерес к процессу обучения. 

7. «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Используя данную технологию, добиваюсь таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

 8. В последнее время особое внимание уделяю проектному обучению.   

Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. В основном проектное обучение использую при обучении презентации исследовательских работ детей. Проектные уроки ввожу постепенно, поэлементно.

          9. Технология исследовательского обучения.

  Такую технологию использую при подготовке к научным конференция исследовательских работ младших школьников «Эврика» (школьная) и «Первоцвет» (городская). Исследование состоит из нескольких этапов: поиск материала, анализ, поиск противоречия, определение проблемы, выдвижение гипотезы, применение методов исследования для доказательства гипотезы. В связи с этим мною была написана программа «Одаренные дети», которая является подпрограммой к программе «Развитие школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Использование современных технологий в начальной школе

Моделирование уроков в различных технологиях- дело не простое ,но сегодня это требование времени. Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулироват...

Презентация "Использование современных технологий в начальной школе"

Презентация "Использование современных технологий в начальной школе"...

Статья "Использование современных технологий в начальной школе"

Статья о современных технологиях в начальной школе....

Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...