Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.
проект на тему

Терёхина Татьяна Леонидовна

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостоятельного анали­за художественных произведений.

          Цель педагогического опыта - создание условий для осознанного отношения обучающихся к процессу познания, включающего в себя  формирование и совершенствование всех групп учебных универсальных действий на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sotvorchestva_avtora_i_chitatelya.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование метода сотворчества на уроках

«Литературного чтения»

как средство формирования

универсальных учебных действий обучающихся.

Автор: Терёхина Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей имени Г.Ф. Атякшева»,

ХМАО- Югра, город Югорск

Направление опыта: создание условий для формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Актуальность педагогического опыта.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты НОО являются источником изменений организации образовательного процесса в начальной школе и определяют формирование универсальных учебных   действий основным средством личностного развития младших школьников.

Основой педагогического опыта является реализация спецкурса «Литература как предмет эстетического развития младшего школьника» направленная на  формирование у ребёнка читательских навыков и умений аналитического  и творческого мышления, необходимых в решении читательских и литературных задач. Методологической основой педагогического опыта являются две концепции: идея приобщения ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество (М. М. Бахтин) и   концепция развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, и др.).

В связи с этим актуализируется использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют у обучающихся читательскую  компетентность, осознанное отношение ребенка к процессу познания Это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литературного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостоятельного анализа художественных произведений.

          Цель педагогического опыта - создание условий для осознанного отношения обучающихся к процессу познания, включающего в себя  формирование и совершенствование всех групп учебных универсальных действий на уроках литературного чтения.

 Анализ деятельности на данном этапе позволил выделить некоторые проблемы. Во-первых,  современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу,  что подтверждается результатами ранжирования учебных дисциплин в 1 классе (по мнению обучающихся литературное чтение занимало 6 место). Во-вторых, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение,  что приводит к  отсутствию  интереса к  смысловому анализу текстов различных жанров. В третьих, низкий уровень овладения осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением является непосредственной  причиной трудностей в обучении в школе.

Корме этого, традиционные формы и методы преподавания литературы носят репродуктивный характер, что  не соответствует в полной мере целям и задачам современного урока литературного чтения и нравственного развития личности обучающегося.  

Таким образом, необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы научить ребенка читать - читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Концептуальность.

В основе педагогического опыта  лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Цель уроков литературного чтения  - формирование  осознания  художественного отражения мира в ходе слушания, чтения и анализа произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно- эстетического опыта младшего школьника. Особенностью представленного опыта является:

  1. развивающий характер заданий, создающих условия для творчества, обучающихся в процессе познания, и способствующих осознанности ими процесса учения;
  2. организация литературной деятельности как сотворчества автора и читателя на основе изменения авторской и читательской позиций в работе над художественным произведением "автор – художественный текст – читатель"

При организации уроков литературного чтения  с использованием метода сотворчества у обучающегося  одновременно формируются  и совершенствуются все группы учебных универсальных действий (далее УУД). Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке, самоопределению, смыслообразованию, нравственно- этической ориентации  составляют группу личностных  УУД.

На уроках литературного чтения обучающийся, являясь субъектом процесса, учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать результат, осуществлять пошаговый  и итоговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и других людей, то есть развивает регулятивные УУД.

Работа обучающегося с информацией, анализ, синтез, установление  причинно-следственных связей, продуцирование  высказываний в устной и письменной форме, использование общих приемов решения литературных и творческих задач и построение логической цепи рассуждений формирует и развивает  комплекс познавательных УУД.

Создание  условий для продуктивной коммуникации между обучающимися и учителем, между самими обучающимися  является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для определения учителем зоны  ближайшего развития каждого ученика, что лежит в основе  развития коммуникативных УУД.

Необходимым условием реализации данного методического решения является обеспечение компетентностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, использование проблемно-диалогового обучения, где основным принципом организации литературной деятельности обучающихся является сотворчество автора и читателя, изменение авторской и читательской позиций в работе над художественным произведением "автор – художественный текст – читатель", которые и будут осваиваться детьми в непрерывном процессе практической литературной деятельности то в позиции "автор", то в позиции "читатель".

В ходе решения читательских и литературных задач при анализе  литературных произведений разных жанров обучающийся оказывается в разных позициях: автор-художник, автор-публицист, критик, теоретик, историк литературы.

Обучающийся в позиции «автор-художник" сам пытается сочинять художественные произведения, что является ведущей деятельностью, необходимой для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.

Деятельность обучающегося в позиции "автор-публицист"  учит выражать свое мнение, свою собственную, личную и пристрастную точку зрения через личностное высказывание, эмоционально окрашенное размышление.

Деятельность обучающегося в позиции «критик» помогает давать литературно-критическую оценку прочитанному.

Позиция «теоретик» раскрывает обучающимся законы    художественной нормы как содержательной, которые становятся средствами работы автора и читателя.

Деятельность с позиции «историк литературы»  расширяет знание прошлого, и тем самым обогащает и углубляет понимание нынешнего литературного процесса,  открывает законы возникновения, развития и изменения содержательной художественной формы.

         Главная задача учителя — поставить обучающихся в те позиции, без которых невозможна полноценная читательская деятельность и работа над анализом  художественных произведений, овладение средствами и способами работы в каждой позиции. Принцип введения и утверждения основных позиций —принцип коллективно-распределенной деятельности, когда дети занимают разные позиции, когда один и тот же обучающийся переходит из одной позиции в другую. Такой переход открывает ребенку и практически обеспечивает взаимовлияние позиций, создает условия для их последующего «слияния» в работе грамотного читателя.

        Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности с точки зрения использования данного метода являются такие активные формы организации урока, как  урок развития речи, урок читательских удовольствий, урок- спектакль, урок читательских мнений, урок литературно- музыкальных композиций, урок- игра, урок- праздник, интегрированный урок.

Таким образом, школьник становится активным субъектом образовательной деятельности, в которой формируется собственная система ценностей, свой взгляд на окружающий мир и как результат, формируется личность, владеющая приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира. Учитывая, что деятельность школьников не ограничивается рамками образовательного процесса, целесообразно обеспечить перенос метода во внеурочную деятельность, где предоставляется возможность решать актуальные проблемы младших школьников, не связанные с учебными предметами.

           Прообразом данной деятельности на первоначальном этапе являлась реализация спецкурса «Литература как предмет эстетического развития младшего школьника».

                   Цель курса - формирование у ребёнка читательских навыков и умений аналитического  и творческого мышления, необходимых в решении читательских и литературных задач, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения, умение сопереживать героям и автору, способность понять главную мысль произведения, его идею, умение осознать свою позицию и передать ее в разных формах устной и письменной речи.

Под читательской  задачей понимается восприятие не только изображения, но и авторского отношения к изображаемому в произведении, и тогда авторские нравственные ценности могут стать достоянием читателя. А в этом обучающимся помогают художественные средства, с помощью которых автор изображает и передаёт свои мысли и чувства. В данном случае анализ произведения- это прежде всего анализ художественной формы.

Литературная задача подразумевает полноценное, глубокое восприятие обучающимися всей информации, заложенной в тексте, в том числе эмоционально- образной и ценностно- ориентированной, создание собственных текстов разных форм. 

Сотворчество  в теоретической педагогике рассматривается как модель, принцип, закон, тип педагогики, область деятельности, особенность педагогического творчества.  На сегодняшний день метод сотворчества автора и читателя реализуется как основа решения читательских и литературных задач на уроках литературного чтения и позволяет расширить границы применения развивающего обучения на основе компетентностно-деятельностного подхода. Применение данного метода позволяет не только сформировать необходимые умения и навыки для реализации литературной  деятельности, но и реализует ряд общепедагогических задач: активизировать обучение, придав ему деятельностный и творческий характер; передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности; расширить непосредственный опыт детей в ходе читательской и литературной деятельности; способствовать общему развитию детей; обеспечить ребёнку самоопределение в социуме.

Существенная особенность метода заключается  в том, что он позволяет обеспечить высокий темп изучения учебного материала, способствующий высокой познавательной активности обучающихся, осознание обучающимися хода своих умственных действий в процессе обучения, обеспечивающее развивающий эффект, интенсификацию обучения за счет включения эмоциональной сферы, что является  содержательной  основой для широкой реализации метапредметных связей всех учебных дисциплин начальной школы и возможность решать проблемы детей, не связанные с учебной деятельностью, то есть выходить за рамки учебного предмета.

Деятельность по разработке и апробации метода сотворчества автора и читателя обеспечила высокий уровень теоретических знаний и практических навыков учителя и является основой успешности решения читательских и литературных при анализе художественных произведений.

Таким образом, решение читательских и литературных задач на основе метода сотворчества способствует формированию не только познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, но и формированию у обучающихся навыков анализа художественных текстов разных родов и видов, создание собственных сочинений, а также как сверхзадача-  развитие нравственных представлений обучающихся.

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в том, что применение метода сотворчества при преподавании учебного предмета «Литературное чтение» влечёт преобразование сложившейся системы обучения и переводит обучаемого из объекта в субъект учебной деятельности.

Новая позиция педагога по отношению к ребенку заключается в переходе от  авторитарного руководства к содействию и сотрудничеству с обучающимися и  выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического становления и развития личности.  

Предложенный метод предполагает изменения в содержании и организации деятельности образовательного процесса с целью достижения новых требований федерального государственного образовательного стандарта. Новизна представленного метода заключается в реализации развивающего потенциала начального общего образования. Предложенный опыт работы является актуальным на протяжении последних лет и будет востребован в ближайшем будущем, так как отражает социальный заказ государства.

Оптимальность представленного метода заключается в том, что он является достаточным условием успешного формирования универсальных учебных действий, охватывает весь педагогический процесс и направлена на достижение основной цели начального образования - формирование умения учиться.

Результативность данного метода отражается в положительных показателях итоговой диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий и в показателях успешности обучающихся по изучению учебной дисциплины «Литературное чтение», результативности  участия в творческих и интеллектуальных конкурсах по учебным дисциплинам.

     Методологической основой педагогического опыта является две взаимосвязанные концепции. Во- первых, идея приобщения ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество предложена философом, литературоведом, создателем теории речевых жанров М. М. Бахтиным, который считает, что «...предмет литературной деятельности — художественное целое произведения, художественная модель мира. В центре этого целого стоит герой, погруженный в поток жизненных событий, проживающий свою жизнь «изнутри». Автор  и читатель переживают эту жизнь героя эстетически, получая художественный образ. Процесс создания автором и воссоздания читателем художественного образа выступает как специфический диалог между автором и читателем, диалог, опосредуемый художественным текстом, совершаемый «через» текст и на его основе. Каждое звено взаимодействия «автор — художественный текст — читатель должны рассматриваться только в единстве…».

      Во- вторых,  концепция развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, М.А.Рыбникова, В.А. Разумный, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков,В.А.Лазарева). Согласно данной теории образование является институтом социализации личности. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения. Учение рассматривается как сотрудничество - совместная работа учителя и обучающихся в ходе овладения новыми знаниями и решения проблем. Процессы обучения и воспитания реализуются на деятельностной основе и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

              Психолого- педагогические подходы к анализу литературных произведений описаны в работах Г. Г. Микулиной, О.И. Никифоровой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, которые большое внимание уделяли проблеме восприятия художественных текстов. Н.Д.Молдавская (педагог, методист) дает определение литературного развития школьников как процесса «…развития творческих способностей к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное руководствуясь при этом эстетическими критериями…».

Педагогическая целесообразность педагогического опыта раскрывается через решение педагогически обоснованных задач, направленных на создание условий для осознанного отношения обучающихся к процессу познания. Метод сотворчества автора и читателя  является основой организации учебной деятельности в рамках реализации учебного предмета «Литературное чтение»  Цель осуществления педагогического опыта: экспериментально проверить продуктивность применения метода сотворчества для  решения читательских и литературных задач в процессе формирования универсальных учебных действий как основы личностного развития.

        Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. изучить методологию  формирования универсальных учебных действий для начального общего образования;
  2. провести  анализ возможностей решения читательских и литературных задач  на уроках литературного чтения;
  3. определить педагогические условия эффективной реализации метода сотворчества автора и читателя на уроках литературного чтения;

5  определить комплекс диагностических методик для проверки результатов эксперимента;

6   провести диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий и результативности обучения по литературному чтению, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

            В процессе реализации данного метода формируются:  

- универсальные учебные действия;

- осмысленный читательский навык, определяющий успешность обучения младшего школьника по другим учебным дисциплинам;

 - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой, умение работать с разными видами текстов, доказательное обоснование своих суждений;

- -умение определять художественную ценность и анализировать средства выразительности литературных произведений;

- основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром;

- понимание эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, адекватное эмоциональное состояние как предпосылки собственного поведения в жизни;

- умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение, умение  воплотить свои творческие замыслы.

Выбранный способ формирования универсальных учебных действий максимально учитывает возрастные особенности и возможности младших школьников, закладывает основу формирования учебной деятельности- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень образования должна обеспечивать познавательную мотивацию, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение,  обсуждение разных мнений, предложений, учебный диалог. С точки зрения развивающего обучения, именно такая организация обеспечивает  развитие всех сторон личности ребенка - интеллектуальной, волевой, эмоциональной духовно-нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье.

        Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно- эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это и определило необходимость применения данного педагогического опыта, включающего способы деятельности, формирующие  УУД и  обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.

               Таким образом, в условиях изменения учебных требований и социальной роли,  происходящих на фоне характерных возрастных новообразований – личностного  самоопределения, ориентации на межличностные отношения со сверстниками, применяемый инновационный опыт  существенно влияет на улучшение  не только психологического, но и соматического здоровья.

С одной стороны, данный педагогический опыт способствует социализации личности ребёнка. Он позволяет создать условия для включения ребёнка в учебный процесс и найти методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям. Кроме этого, применение данного опыта обеспечивает эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе  и семье, обеспечивает социально-эмоциональное благополучие младшего школьника. Таким образом, использование данного метода дает  обучающимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни.

С другой стороны, применение данного педагогического опыта положительно влияет на развитие профессионального и творческого потенциала и способствует профессиональной самореализации педагогов. Особенно это актуально на современном этапе, когда новые требования к результатам образования требуют изменения условий организации образовательного процесса. Владение данным методом обучения позволит учителю понять сущность образования на современном этапе, прогнозировать его результаты, минимизировать собственную деятельность на учебном занятии, развить свои профессиональные практические умения: устанавливать субъект-субъектные отношения с обучающимися, создавать творческие ситуации на уроке, рефлексировать результаты образования, придавать процессу обучения нестандартный, творческий образ.

С применением данного метода создаются условия для развития рефлексии - важнейшего качества, определяющего  социальную роль ребёнка как ученика, направленного  на саморазвитие.

        Воспроизводимость педагогического опыта.

Метод сотворчества автора и читателя возможно реализовать в рамках любой образовательной системы («Школа России», «Перспективная начальная школа», «XXI век», «Школа 2100», «Педагогическая система развивающего  обучения Л.В.Занкова») на уровне любого образовательного учреждения.

         Воспроизведение        представленного педагогического опыта не требует особых затрат. Приобретение теоретических знаний, изучение методических подходов, технологических приемов   метода решения читательских и литературных задач возможно  в условиях самообразовательной деятельности педагога, а практические умения по применению инновационного метода обучения приобретаются в процессе организации познавательной деятельности обучающихся.  Реализуя данный метод  обучения, учитель занимает качественно новую позицию по отношению к обучающемуся, заключающуюся в организации помощи и поддержки в случае возникновения у учеников трудностей, неудач. Использование  данного метода в образовательном процессе приводит к появлению качественной позиции  учителя по отношению к ученику, он перестает быть лишь авторитарным руководителем, а становится партнером, консультантом, помощником ученика. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Происходит смена акцента деятельности учителя с учебного материала  непосредственно на деятельность самого ребенка.

Данный метод организации образовательного процесса доступен для применения в массовой практике и предполагает возможность изменения содержательной и организационной части образовательного процесса в соответствии со спецификой литературного чтения, уровнем квалификации педагога и уровнем материально-технического оснащения. Это отражает научно-практическую ценность инновации. В условиях перехода на стандарты второго поколения данная инновация будет востребована педагогическим сообществом, так как отражает концептуальные установки образовательной политики государства.

Воспроизведение основной идеи представленного педагогического опыта  при соблюдении всех условий обеспечивает  высокий результат обучения.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

        Реализация представленного педагогического опыта требует от учителя знания теоретических основ метода  сотворчества автора и читателя, методологии  компетентностно-деятельностного подхода  и технологий развивающего обучения, а так же знаний в области учебного предмета « Литературное чтение», дополнительных знаний в области истории, культуры и искусства.

Учебно-методическое обеспечение включает в себя образовательные программы по учебному предмету «Литературное чтение», Новый образовательный стандарт,  Учебно-методические комплексы по смежным учебным предметам (русский язык,  искусство, музыка, технология).

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса:  компьютер, принтер, интерактивная доска, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, проектор, электронные образовательные ресурсы, доступ в интернет.

Результативность.

        Так как педагогический опыт направлен на формирование универсальных учебных действий, то о его эффективности можно судить по результатам диагностики, проведённой на основе решения типовых задач, предложенных авторским коллективом под руководством А.Г.Асмолова в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия».

        Диагностика личностных универсальных учебных действий.

          Уровень сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации проверялся на основе задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи. Результаты диагностирования свидетельствуют о том, что 68% детей выделяют моральное содержание рассказа и указывают причины негативных эмоций героя, принимают установки на просоциальное поведение, называют норму, как правило. 19% обучающихся не выделяют моральное содержание рассказа, имеют неустойчивую ориентацию на просоциальное поведение. 13% детей не имеют адекватного ответа, установка на просоциальное поведение отсутствует. Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы проводилось на основе модифицированной задачи Ж. Пиаже. Результаты решения задачи показывают, что 61% детей отказываются от собственных интересов в пользу интересов других, 25% - стремятся к реализации собственных интересов с учётом интересов других, а 14% детей решают проблему в пользу собственных интересов без учёта интересов других.

Таким образом, применение данного опыта позволяет успешно формировать личностные УУД младшего школьника.

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий.

     Диагностика проводилась по методике «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая). Результаты диагностики показывают, что 19% обучающихся обладают контролем на уровне непрозвольного внимания, у 38% -проявился актуальный контроль на уровне произвольного внимания, актуальный рефлексивный контроль показали 43% обучающихся. Данный показатели считаются допустимыми для младших школьников.

Диагностика познавательных универсальных учебных действий.

Для диагностики познавательных универсальных учебных действий выбраны методики, позволяющие диагностировать способность к решению читательских задач и моделированию - основных общеучебных универсальных действий, отражающих способность решать проблемы. Анализ содержания общего приёма решения задач диагностировался в рамках предмета «Литературное чтение». Результаты диагностики свидетельствуют, что 52% детей безошибочно анализируют содержание художественного чтения самостоятельно, устанавливают отношения между вопросами и ответами (акцентное вычитывание), проверяют и оценивают правильность выполнения задания, составляют свои творческие задания. 37% детей допускают ошибки в выстраивании последовательности действий и затрудняются в составлении плана пересказа текста. Результаты диагностики показали, что 64% детей выделяют смысловые единицы художественного текста, 25% детей выделяют смысловые единицы художественного текста, но допускают ошибки в нахождении схем соответствующих жанру литературного произведения. Таким образом,результаты диагностики свидетельствуют, что школьники овладели общим приёмом решения литературных задач.

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий.

Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных действий проводилась на основе методики Г.А.Цукерман «Кто прав?». Оценивался уровень сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника. 77% детей  понимают относительность оценок и подходов к выбору, учитывают различие позиций персонажей и могут высказать и обосновать своё мнение; понимают возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускают, что разные мнения по- своему справедливы или ошибочны. 16% обучающихся затрудняются обосновать свои ответы.- средний уровень. 7% обучающихся показали  низкий уровень, данные ученики исключают возможность разных точек зрения, принимают сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. Таким образом, у детей сформирована коммуникация как средство кооперации.

Таким образом,  использование в образовательном процессе метода решения читательских и литературных  задач эффективно влияет на формирование универсальных учебных действий.

3.Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

            Эффективность педагогического опыта по использованию метода сотворчества автора и читателя подтверждается стабильными положительными результатами учебной и внеучебной деятельности. Организация атмосферы сотворчества и сотрудничества  позволило повысить мотивацию к изучению предмета « литературное чтение» и добиться следующих результатов: по результатам ранжирования учебных дисциплин учебный предмет « Литературное чтение» переместился с 6 места на 1  за три года обучения.

Количество (%)  обучающихся, освоивших содержание ФГОС

по литературному чтению на «4» и «5»

Год

2011-

2012

2012 –

2013

2013-2014

% от количества учащихся

67%

88%

96%

               При 100% освоении  содержания   образовательной  программы по литературному чтению за последние 5 лет, качественный показатель образования  в среднем составляет 82% и диагностирует положительную динамику.

        

  1. Литература.

Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение», 2008

Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал ситсемы Л.В. Занкова», Издательство «Фёдоров», 2010

Лазарева В.А. «Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы», Издательство «Фёдоров», 2010

Нечаева Н.В. «Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова», Издательство «Фёдоров», 2010

Ригина Г.С. «Музыка», Издательство «Фёдоров», 2010

Чуракова Н.А. «Литературное чтение», Издательство «Фёдоров», 2010

Чуракова Н.А. «Волшебный мир картины», Издательство «Фёдоров», 2010

Чуракова Н.А. «Хрестоматия по литературному чтению», Издательство «Фёдоров», 2010

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.

Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

«Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.»

В работе изложены основные аспекты использования метода театрализации как одного из форм творческих пересказов. Аргументированиы  и предложены приемы использования элементов театрализации при раб...

Тезисы на тему: "Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса"

В данной работе представлены тезисы на тему: "Веб-квест по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса". В содержании тез...

Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психическ...