Проблемное обучение на уроках в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Гальцова Ольга Ивановна

Выступление на РМО  по теме:  «Проблемное обучение на уроках  в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_problemnoe_obuchenie_v_nach.shkole.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

по теме:

«Проблемное обучение на уроках

в начальной школе»

Учитель МБОУ Гребневской СОШ

Гальцова Ольга Ивановна

Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые

в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием),

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…

Ф.М. Достоевский.

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый, а это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.

Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию.  

На данный момент важно научить учащихся разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей.

Столкновение противоречивых мнений, фактов.

Например (столкновение противоречивых мнений, фактов): 

Урок математики по теме " Порядок действий в выражениях без скобок".

Дети, решая выражение:

9-3+2, сталкиваются с тем, что получились разные ответы.

9-3+2=4

9-3+2=8

Из проблемной ситуации может вывести учитель.

«Дети, вы удивлены, что в одинаковых примерах разные ответы».

Но только нужно ли говорить за детей? Кто учится?

Могут вывести ученики.

Почему в этих примерах разные ответы? Но этот вопрос задаёт, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая в чём дело, молчат.

Если учитель не хочет говорить за учеников, а сами они говорить ещё не могут, необходимо развернуть побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие школьникам сначала осознать противоречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.

Проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса:

Почему? (Какова причина?)

Что изменилось бы, если бы…?

Что объединяет: и?

Какие условия необходимы, чтобы…?

Какой вывод можно сделать…?

Это вопросы, которые не только учитель задаёт ученику, но и ученик - учителю.

Для примера рассмотрим сравнение традиционного урока с проблемно-диалогическим уроком.

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

Тема: «Сегодня мы будем изучать…»

Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чем затруднение?…», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...»

Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…»

Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…»

Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…»

Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»:

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Приемы создания проблемной ситуации

«Классические»

«Сокращенные»

«Мотивирующие»

1.Проблемная ситуация

«с удивлением»

2.Проблемная ситуация «с затруднением»

1.Побуждающий диалог

от проблемной ситуации

2.Подводящий

к проблеме диалог. 3.Подводящий от проблемы диалог.

1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений

3.Сообщение темы урока с использованием  приема «актуализация».

Рассмотрим урок математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка  проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

Урок математики в 3 классе по теме: «Умножение и деление на 100».

Проблемная ситуация:

Учитель дает задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались.

Учитель

Ученики

Дает задание решить примеры:

8х10     30:3     5х100

 60:6       90:10   500:100

В последнем столбике ответы разные.

Почему получились разные результаты:

Чем отличаются примеры третьего столбика?

Там умножаем и делим на 100

Так какая сегодня тема урока?

Чему мы должны научиться?

Умножение и деление на 100

Урок математики в 3 классе по теме: «Сравнение углов».

Проблемная ситуация:

Сложная ситуация из двух шагов:

1 шаг – учитель дает практическое задание не похожее на предыдущее,

2 шаг – аргументировано доказать, что задание не выполнено.

Учитель

Ученики

1 шаг

Дает задание: Сравните углы (на доске прямой, острый, тупой углы).

Легко выполняют.

Каким способом вы сравнивали углы?

На глаз.

Теперь сравните такие углы (два примерно равных).

Они одинаковые.

Каким способом сравнивали?

На глаз.

2 шаг

А это точный способ?

Нет.

Тогда вы можете утверждать, что углы равны?

Нет.

Реализуя принцип проблемности на уроках литературного чтения, мы часто выбираем такую форму урока, как диспут, дискуссия, которые являются одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.

Так, при изучении во 2 классе на уроке литературного чтения рассказа В.Осеевой «Честное слово», учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: «Дайте характеристику мальчику, стоящему в карауле, обращаясь к тексту. Вы встречали такого мальчика в жизни? А как бы вы поступили на месте маленького героя?» Диспут — это такая форма урока, которая отвечает умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно.

Проблемное обучение способствует развитию умственных способностей самостоятельности и творческого мышления учащихся, оно обеспечивает прочность и действенность знаний, так как информацию, полученную в результате собственных усилий, учащийся надежней сохраняет в памяти. Но самое ценное, что такое обучение учит  учащихся трудному искусству решения проблем.

Успех использования проблемного метода обучения во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам. Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать  как  индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке.  

      Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

Поэтому, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

"Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна прежде всего давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путём?.. Школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки." (Ш. Амонашвили).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалоговая технология в начальной школе

Презентация к выступлению на  педчтениях "Инновации в обучении"...

Применение проблемно-диалогической технологии в начальной школе

Технология Е.Л.Мельниковой- это технология деятельностного подхода....

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...

Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Доклад "Использование проблемно-диалогической технологии в начальной школе"

Здесь описано применение на уроках в начальной школе проблемно- диалогической технологии. Приведены примеры её применения на конкретных отрывках урока и на различных его этапахю...

Формирование проблемно-диалогической технологии в начальной школе

Технологическая карта урока по ФГОС , предмет "русский язык" в 1 классе, УМК "Перспектива" на тему "Алфавит". Тип урока - открытие новых знаний. Цель урока - формирование первоначальных знаний об алфа...