Интересные приёмы работы с текстом
статья (4 класс) на тему

Кузнецова Людмила Куприяновна

Данная технология направлена на формирование критического мышления ученика при работе с информацией. Учит активно читать текст, делая пометки. Способствует формированию умения вчитываться, выделять главное, обобщать прочитанное, анализировать собственный багаж знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приём активного чтения18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Интересные приемы работы с текстом

 

Составила: учитель начальных классов  Кузнецова Л.К.

г. Агрыз 2016 г.

 

  КМ– под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через активное чтение и письмо. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.   

 Данная технология сориентирована не только на творческое сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Именно этого и ждет общество от современной школы. «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя».

Остановимся подробнее на самой технологии.

 Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • Подготовительный –стадия вызова;
  • Восприятие нового – смысловая стадия;
  • Присвоение информации – стадия рефлексии.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся, приемы работы

Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта)

      Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.  Работа ведётся индивидуально – в парах – группах - коллективно

1.Нарисуйте в тетради познавательный объект так, как вы его себе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете об этом объекте.

3.В тетради запишите свои мысли (маркировочная таблица «Я знаю», опорные слова, кластер, отметить верные и неверные утверждения и т.д.)

4. Обменяйтесь своими мнениями в паре, в группе.

5. Давайте обсудим, что у нас получилось (что мы знаем о познавательном объекте?)

Записывает на доске мнения ребят.

- Публично демонстрируют свои знания с помощью устной

и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу (учитель записывает на доске).

2. Рассказ-активизация по опорным ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая): «карта – шар», таблица

4. Верные и неверные утверждения (игра «Верю - не верю);

Этап «Осмысление» 

(Работа с новой информацией)

 

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах – в группах

1.Прочитайте предложенный текст. Читая, делайте пометки:

«V» - то, что знаю

«+» - новая информация

«-» -  думал иначе

«?» - есть вопросы, хочу узнать

2. Продолжите работу с маркировочной таблицей, заполняя колонки «Хочу узнать» (?) и «Узнал новое» (+).

- Читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи, по мере осмысления новой информации в таблице

Этап «Рефлексия» (информация анализируется, творчески перерабатывается.)

       

 Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.    

.

1.Вернитесь к записям, сделанным в начале урока, к первоначальным предположениям. Возможно, что-то захотите изменить, дополнить. Обсудите это в паре, группе. Теперь обсудим вместе.

2. На какой вопрос вы хотели бы найти более подробную информацию?

Из каких источников мы можем узнать об этом?

3. К следующему уроку можете выбрать тему для сообщения в соответствии с возникшими вопросами или написать сказку, составить схему, выполнить проект и т.д. (по выбору);

4. Оцените свою работу на уроке (методика «Незаконченные предложения»);

5. Итоговое творческое задание

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

Возможные приёмы и методы:

- заполнение «карта – шар», «карта – поток», установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (синквейны, эссе, мини-проект).

Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....

Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида

Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...

Приёмы работы с текстом

Некоторые приёмы работы с текстом на уроках русского языка и чтения...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроке

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности». Новое качество обучения требует разрабо...

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...

Приёмы работы над текстом

Приёмы работы над текстом ....