Проектные задачи в начальной школе
план-конспект на тему

Мирошникова Лариса Витальевна

Планирование работы начальной школы при решении проектной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_aybolit-1.doc91.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-2.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-3.doc48 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-4.doc39 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-5.doc103.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-6.doc129.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-7.doc39 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-8.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-9.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_aybolit-10.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Проектные задачи в начальной школе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

На чём основана проектная деятельность учащихся, в общем, и проектные задачи в частности

Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»[1].

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Педагоги должны помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций, легко адаптироваться в современной социокультурной среде.

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие[2]:

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,  признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  •  развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Как видно из вышесказанного, решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность (основателями считаются американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик), которая способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Конкретно-практическая задача ориентирована на   применение   (отработку)   уже   освоенных   способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать   получение   принципиально   нового «продукта», которого    никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения,  формами учебного сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой,  нестандартной ситуации,  но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе  младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

Итак, проектная задача — это система (для 4—5 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проектная задача:

  • имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных  или неизвестных им способов действия;
  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
  • двигаться от задания к заданию  можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
  • задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения  поставленной  задачи;
  • заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
  • Учит (без   явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  • Дает   возможность   посмотреть,   как   осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,    выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в  коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся на примере межпредметной разновозрастной проектной задачи  «Доктор Айболит».

Планирование работы начальной школы при решении проектной задачи

Цель учтеля: оценивание сформированности основных ключевых компетентностей у младших школьников при работе в группе или в паре, перенос способов действий в нестандартную ситуацию.

1 день

Формирование разновозрастных групп из учащихся 2–5  классов, определение места решения проектной задачи.

Первый этап решения разновозрастной проектной задачи.

2 день

Парная работа внутри разновозрастных групп по самостоятельной коррекции учащимися своих знаний и умений для продолжения работы над проектной задачей.

Второй этап решения разновозрастной проектной задачи.

3 день

Третий этап – оформление результатов решения проектной задачи, подготовка к публичной презентации.

4 день

Презентация результатов работы групп.

Рефлексия, подведение итогов по классам.

Описание

Проектная межпредметная задача «Доктор Айболит»

Предмет

Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО

Класс

2 – 5

Тип задачи

Межпредметная разновозрастная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов  действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения
  2. Разновозрастное сотрудничество учащихся

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Окружающий мир:

  • работа с картосхемой;
  • понимание круговорота воды в природе;
  • «чтение» диаграмм и графиков.

Математика:

  • проведение несложных расчетов;
  • «чтение» диаграмм, таблиц;
  • измерение/отмеривание величин.
  • Русский язык:
  • умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения.

Литература:

  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром.

ИЗО:

  • иллюстрирование текста.

Общеучебные умения:

  • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
  • работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной;
  • выбор адекватных форм представления результатов работы.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения редметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умения, работая в малой разновозрастной группе, создать  конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении иогов работы оцениваются:

  • умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя пр и этом в сторону беспочвенного фантазирования;
  • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий  и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
  • умение полно, непротиворечиво и обснованно решать задачи;
  • умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

В качестве сюжета задачи взята квазиреальная ситуация путешествия доктора Айболита и его друга писателя Корнея Чуковского в Африку для лечения заболевших животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даны.

Задания простроены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других  заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.

Нужная для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, зашумлена избыточными сведениями, не относящимися к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.

Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного текста, который и является «продуктом» решения проектной задачи.

Цель, которую должны достичь дети:  по результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» - иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных.


[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А. Г. Асмолова. – М.

[2] См.: там же.



Предварительный просмотр:

Карта

проектной межпредметной задачи «Доктор Айболит»

Предмет

Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО

Класс

2 – 5

Тип задачи

Межпредметная разновозрастная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов  действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения
  2. Разновозрастное сотрудничество учащихся

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Окружающий мир:

  • работа с картосхемой;
  • понимание круговорота воды в природе;
  • «чтение» диаграмм и графиков.

Математика:

  • проведение несложных расчетов;
  • «чтение» диаграмм, таблиц;
  • измерение/отмеривание величин.
  • Русский язык:
  • умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения.

Литература:

  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром.

ИЗО:

  • иллюстрирование текста.

Общеучебные умения:

  • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
  • работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной;
  • выбор адекватных форм представления результатов работы.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умения, работая в малой разновозрастной группе, создать  конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оцениваются:

  • умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;
  • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий  и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
  • умение полно, непротиворечиво и обоснованно решать задачи;
  • умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.



Предварительный просмотр:

Межпредметная проектная задача «Доктор Айболит»

Организационно-деятельностная карта (маршрутный лист)

Время

Вид деятельности /

Место проведения

Планируемый результат

Ответственный

13.00.

Общий сбор /

(Актовый зал)

Постановка задачи учащимся на решение проектной задачи

Константинова Н.В.

13.15.

Групповая работа по решению проектной задачи / (кабинеты)

Распределение работы внутри группы. Решение заданий, заложенных в содержание проектной задачи

Руководители групп

14.35.

Предъявление результатов групповой работы на проверку экспертам / (кабинеты, руководитель группы)

Результат групповой работы в виде листов-заданий с ответами на поставленные в них вопросы

Руководители групп, эксперты (учителя-предметники: русский язык, математика, окружающий мир)

14.40.

Обед / (школьная столовая)

Здоровьесбережение учащихся

Внешние эксперты-наблюдатели

14.55.

Просмотр документального фильма «Природа пустыни Калахари»

Расширение кругозора учащихся, получение дополнительных сведений об объекте изучения в ходе решения проектной задачи

Константинова Н.В.,

внешние эксперты-наблюдатели

14.40.-15.40.

Проверка индивидуальных листов-заданий проектной задачи, оценивание качества работы (кабинеты нач. классов) 

Эксперты: Медведева Е.С., Позднякова А.С., Товкало О.В., Кобыляцкая Л.Н., Гладкова Т.В.

Константинова Н.В.

15.40.

Групповая работа по коррекции ошибок  / (кабинеты)

Анализ результатов решения заданий проектной задачи, определение и коррекция ошибок

Руководители групп

15.50.

Консультации по вопросам работы над ошибками (по каждому заданию – 1 представитель от группы) /

(рекреация нач. школы, 2 этаж, стол-помощи)

Получение консультации учителей по запросу представителей от групп для ликвидации ошибок

Эксперты-предметники:

Гладкова Т.В.,

Товкало О.В.,

Медведева Е.С.

16.00.

Групповая работа. Сборка заданий проектной задачи, выполнение итогового задания №6 / (кабинеты)

Подготовка к презентации группы: рассказ о путешествии Айболита, иллюстрации к рассказу, подготовка выступления спикера на 5 минут)

Руководители групп

17.00.

Общий сбор /

(Актовый зал)

Презентация работы группы (время выступления – 5 минут).

Ответы на вопросы жюри.

Работа жюри по оценке продукта проектной задачи

Члены жюри,

Лазарук Г.Л.,

Веретельник Е.А.

Распределение групп

№ группы

Кабинет

Руководитель группы

Независимый эксперт

1

12

Гладкова Татьяна Васильевна

Кольцова Наталья Геннадьевна

2

13

Товкало Ольга Васильевна

Позднякова Александра Сергеевна

3

14

Лазарук Галина Леонидовна

Поломошнова Виктория Дмитриевна

4

15

Веретельник Елена Александровна

Силина Валентина Константиновна

5

16

Кобыляцкая Лариса Николаевна

Силина Марина Николаевна

6

17

Медведева Евгения Степановна

Сенюрина Юлия Александровна



Предварительный просмотр:

Межпредметная проектная задача «Доктор Айболит»

Рекомендации для руководителя группы

Время

Вид деятельности /

Место проведения

Действия руководителя группы

13.00.

Общий сбор /

(Актовый зал)

Получить маршрутный лист и список группы

13.15.

Групповая работа по решению проектной задачи / (кабинеты)

- Познакомиться с членами группы

- Дать установку на работу внимательного изучения содержания ПЗ

- Возможно ли продумать план работы группы?

- Распределение работы внутри группы.

- Решение заданий, заложенных в содержание проектной задачи.

14.35.

Предъявление результатов групповой работы на проверку экспертам / (кабинеты, руководитель группы)

- Собрать результаты групповой работы в виде листов-заданий с ответами на поставленные в них вопросы

- Передать обязанность руководителя независимым экспертам

14.40.

Обед / (школьная столовая)

- Эксперты сопровождают детей в столовую

14.55.

Просмотр документального фильма «Природа пустыни Калахари»

- Эксперты сопровождают детей в Актовый зал

14.40.-15.40.

Сбор учителей для проверки индивидуальных листов-заданий проектной задачи, выставления оценок за качество работы (кабинеты нач. классов) 

Эксперты: Медведева Е.С., Позднякова А.С., Товкало О.В., Кобыляцкая Л.Н., Гладкова Т.В. и др.

15.40.

Групповая работа по коррекции ошибок  / (кабинеты)

- Предложить проанализировать результаты решения заданий

- Попробовать самостоятельно выполнить работу над  ошибками, предложить оказать помощь друг другу внутри группы

15.50.

Консультации по вопросам работы над ошибками (по каждому заданию – 1 представитель от группы) /

(рекреация нач. школы, 2 этаж, стол-помощи)

- При желании получить консультацию учителей, необходимо сформулировать вопрос и выбрать представителей от группы для встречи с учителем-консультантом

16.00.

Групповая работа. Сборка заданий проектной задачи, выполнение итогового задания №6 / (кабинеты)

- Организовать работу по подготовке к презентации группы:

1 - рассказ о путешествии Айболита,

2 - иллюстрации к рассказу

3 – выбор спикера (время выступления – 5 минут)

17.00.

Общий сбор /

(Актовый зал)

- Сопровождение группы в Актовый зал для публичного представления своего продукта



Предварительный просмотр:

Задача  «Доктор Айболит»

Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга писателя Корнейчуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.

Задание 1.

Телеграмма

Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифёнра и ерытеч кастрасёну. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн.

Ым вёмжи в няпусты Рикахала, у рыго Дофернан-по, у каисто Полимпо.

Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корнейчуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:

Кармагасда – Мадагаскар;

анписаьт – написать;

анписиал – написали;

шемпи – пишем;

ьмесов – восемь;

  • Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.

Задание 2.

Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме.

  • И вы найдите и отметьте это место на карте (см. рисунок 1).
  • Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.

Рисунок 1.

Масштаб:  в 1 см – 400 км

       

Шкала высот (в метрах):            0 – 500                500 – 1000                1000 – 2000    


Для того чтобы отправиться на помощь животным, друзья разработали план подготовки к экспедиции:

1) Определить количество лекарства, которое нужно взять с собой;

2) Узнать природные особенности  района экспедиции, чтобы выбрать подходящее снаряжение;

3) Выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.

Помогите доктору Айболиту и писателю быстро собраться  в экспедицию; для этого выполните задания 3-5.

Задание 3.

Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.

В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем.

Лечение гоголем-моголем

Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.

Масса тела животных (кг)

  • Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять  для лечения животных.

Задание 4.

       В это время писатель Корнейчуковский нашел в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут больные животные. Познакомьтесь с этими материалами.


        «Калахари – огромная равнина на Африканском плато. Это самое большое пространство в мире, сплошь покрытое песками, без каменистых участков. Во время засушливого сезона в августе и сентябре на поверхности Калахари практически нет воды».

«В провинцию Лимпопо приезжают полюбоваться нетронутой африканской природой. Здесь, в северной части Южно-Африканской страны, практически нет промышленности. Многие области провинции до сих пор сохранились в том виде, который они имели до появления в этих местах человека. Природа Лимпопо разнообразна: путешественников ждут выжженные солнцем саванны, древние леса и таинственные горы. Отличительная особенность провинции – обилие рек (самые крупные из них – Лимпопо, Олифантс и Лувуву). Дикие животные водятся здесь во множестве – здесь можно увидеть всю "большую пятерку" (к ней относят слона, буйвола, носорога, леопарда и льва). Особенно много в Лимпопо кошачьих хищников».

             

               Климат в районе р. Лимпопо                                 Климат  в районе Калахари

                                                                                           

°

 

   На диаграммах показано среднее количество осадков (столбцы) и средняя температура (кривые линии) в течение года. На диаграммах слева дана шкала температуры, справа – шкала количества осадков.

  • На основе материалов из энциклопедии помогите писателю правильно выбрать необходимую одежду и снаряжение для поездки. Обоснуйте ваш выбор.


Задание 5.

  • Помогите друзьям выбрать вид транспорта, для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.

 

Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:

Вид транспорта

Скорость (км/ч)

Грузоподъемность (кг)

Акула

Волк

Гепард

Дельфин

Кит

Лошадь

Орел

Слон

50

48

64

80

56

54

190

30

50

20

18

120

1300

210

16

1400

Задание 6.

По возвращении из поездки доктор Айболит и писатель Корнейчуковский решили подготовить иллюстрированный рассказ о своем путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, а доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя Корнейчуковского и выполните их  работу. 

  • Придумайте название рассказа и запишите его. Рисунки можно сделать на отдельных листах.

 



Предварительный просмотр:

Задание 1.           Ф.И. уч-ся, выполнившего работу ____________________________

Телеграмма

Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифёнра и ерытеч кастрасёну. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн.

Ым вёмжи в няпусты Рикахала, у рыго Дофернан-по, у каисто Полимпо.

Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корнейчуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:

Кармагасда – Мадагаскар;

анписаьт – написать;

анписиал – написали;

шемпи – пишем;

ьмесов – восемь.

  • Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии

Баллы

Оценка

Правильность перевода текста.

2


Задание 2.           Ф.И. уч-ся, выполнившего работу ______________________________

Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме.

  • И вы найдите и отметьте это место на карте (см. рисунок 1).
  • Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.

Рисунок 1.

Масштаб:  в 1 см – 400 км

       

Шкала высот (в метрах):            0 – 500                500 – 1000                1000 – 2000    

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии

Баллы

Оценка

Нахождение и обозначение указанного места на карте, определение расстояния.

2


Задание 3.          Ф.И. уч-ся, выполнившего работу ______________________________

Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.

В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем.

Лечение гоголем-моголем

Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.

Масса тела животных (кг)

  • Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять  для лечения животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии

Баллы

Оценка

Вычисление количества лекарства.

2


Задание 4.     Ф.И. уч-ся, выполнившего работу _________________________________

       В это время писатель Корнейчуковский нашел в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут больные животные. Познакомьтесь с этими материалами.

«Калахари – огромная равнина на Африканском плато. Это самое большое пространство в мире, сплошь покрытое песками, без каменистых участков. Во время засушливого сезона в августе и сентябре на поверхности Калахари практически нет воды».

«В провинцию Лимпопо приезжают полюбоваться нетронутой африканской природой. Здесь, в северной части Южно-Африканской страны, практически нет промышленности. Многие области провинции до сих пор сохранились в том виде, который они имели до появления в этих местах человека. Природа Лимпопо разнообразна: путешественников ждут выжженные солнцем саванны, древние леса и таинственные горы. Отличительная особенность провинции – обилие рек (самые крупные из них – Лимпопо, Олифантс и Лувуву). Дикие животные водятся здесь во множестве – здесь можно увидеть всю "большую пятерку" (к ней относят слона, буйвола, носорога, леопарда и льва). Особенно много в Лимпопо кошачьих хищников».

             

               Климат в районе р. Лимпопо                                 Климат  в районе Калахари

                                                                                           

°

 

   На диаграммах показано среднее количество осадков (столбцы) и средняя температура (кривые линии) в течение года. На диаграммах слева дана шкала температуры, справа – шкала количества осадков.

  • На основе материалов из энциклопедии помогите писателю правильно выбрать необходимую одежду и снаряжение для поездки. Обоснуйте ваш выбор.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии

Баллы

Оценка

Анализ графиков и диаграмм на основе текстов.

2


Задание 5.      Ф.И. уч-ся, выполнившего работу _________________________________

  • Помогите друзьям выбрать вид транспорта, для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.

 

Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:

Вид транспорта

Скорость (км/ч)

Грузоподъемность (кг)

Акула

Волк

Гепард

Дельфин

Кит

Лошадь

Орел

Слон

50

48

64

80

56

54

190

30

50

20

18

120

1300

210

16

1400

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии

Баллы

Оценка

Обоснованность выбора вида транспорта на основе таблицы.

2


Задание 6.    Ф.И. уч-ся, выполнившего работу _________________________________

По возвращении из поездки доктор Айболит и писатель Корнейчуковский решили подготовить иллюстрированный рассказ о своем путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, а доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя Корнейчуковского и выполните их  работу. 

  • Придумайте название рассказа и запишите его. Рисунки можно сделать на отдельных листах.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии

Баллы

Оценка

Содержание текста.

2

Иллюстрации к работе.

2

        



Предварительный просмотр:

Межпредметная проектная задача «Доктор Айболит»

Экспертный лист оценки работы при решении ПЗ

Ф.И.  экспертируемого  учащегося ________________________________________________________

Критерии

Б

Уровень

Оценка

Способность рефлексировать (видение проблемы, анализ того, что сделано: почему получилось, почему не получилось; видение трудностей, ошибок)

1

Выделяет   проблему, может сделать анализ результатов, определяет ошибки и трудности

0

Не  может делать анализ, не видит ошибок в работе, не умеет выделять проблемы и трудности

Способность целеполагать (постановка и удержание цели проектной задачи)

1

Четко ставит цель, удерживает цель задачи до завершения работы с задачей

0

Не может сформулировать цель работы, не удерживает цель до завершения работы с задачей,

Способность планировать (составление плана своей деятельности)

1

Может составить четкий план действий

0

Не умеет планировать собственные действия для решения поставленной задачи

Способность моделировать (представление способа действия в виде схемы-модели, выделение  существенного и главного)

1

Владеет всеми способами графического моделирования, умеет выделять главное

0

Не может представлять способ действия в виде схем-моделей

Способность проявлять инициативу (активность, выдвижение новых идей при поиске способа решения задачи)

1

Проявляет инициативу в работе, может предложить новые идеи для решения задачи

0

Пассивен, не участвует в обсуждении способа решения задачи

Способность вступать в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированный отказ от точки зрения  других)

1

Общительный, умеет слушать, принимать точки зрения других, способен передать свое мнение, умеет аргументировать ответ, умеет работать в паре и группе

0

Замкнутый, не может работать в малых группах, не принимает точки зрения других, отличных от собственных, не может аргументированно отстоять свое мнение

ФИО  эксперта  ____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Межпредметная проектная задача «Доктор Айболит»

Экспертный лист работы группы №____________                                       Эксперт  ________________________________________________________

                                                                 ФИ  учащегося

Умения и способности

  1. Целеполагание (умение ставить цели и удерживать их)

  1. Планирование  (осознанный выбор эффективных способов решения задач и путей достижения цели)

  1. Контроль (умение соотносить действие с планируемым результатом)

  1. Оценка (умение оценивать правильность выполнения задачи и возможности ее решения)

  1. Работа с информацией (информационная компетентность)

  1. Коммуникация  (взаимодействие при решении задачи, умение работать в малой группе, вести диалог, разрешать конфликтные ситуации)

  1. Организаторские способности (способность организовать собственные действия и действия других людей с целью достижения общих целей)

  1. Лидерство  (способность взять на себя ответственность за достижение поставленных целей)

Шкала оценивания: «2» - владеет, «1» - частично владеет, «0» - не владеет



Предварительный просмотр:

Межпредметная проектная задача «Доктор Айболит»

Сводная таблица вклада каждого ученика группы в общий результат решения проектной задачи

Группа №__________                                                                                             Эксперт (ФИО) __________________________________________________________

                                 

                                                                          ФИ учащегося

 

   Вид деятельности

  1. Знакомство с содержанием проектной  задачи.

  1. Планирование работы в группе по решению проектной задачи.

  1. Распределение объема работы между членами группы.

  1. Выполнение заданий на листах.

  1. Анализ и коррекция выявленных ошибок.

  1. Участие в составлении текста.

  1. Участие в иллюстрировании текста.

  1. Подготовка к публичному выступлению.

Критерии оценки:

2 балла – высокая,

1 балл – удовлетворительная,

0 баллов – не участвовал.



Предварительный просмотр:

Межпредметная проектная задача «Доктор Айболит»

Оценочный лист публичного представления групп

ФИО члена жюри_______________________________________________________________________

Критерии

Б

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

Оценка работы

  1. Соответствие названия текста его содержанию.

2

  1. Логичность, четкость, точность, последовательность изложения в тексте.

2

  1. Полнота содержания текста.

2

  1. Соответствие иллюстраций содержанию текста.

2

  1. Оригинальность работы.

2

Оценка выступления

  1. Коммуникативные качества (культура речи, готовность к дискуссии, доброжелательность, чувство времени, импровизация)

2

  1. Ответы на вопросы (полнота, корректность, аргументированность, убежденность)

2

Итого

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная задача в начальной школе

Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач....

Проектные задачи в начальной школе

Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...