Дневник школьника как средство развития самоконтроля, самооценки у учащихся начальных классов
методическая разработка на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100  специально для этой образовательной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_shkola_2100.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

   Дневник школьника как средство развития   самоконтроля,

самооценки у учащихся начальных классов

Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100  специально для этой образовательной системы.

            Осваивая на протяжении нескольких лет личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, столкнулась с очень многими трудностями и проблемами. Большая часть из них – организационные. Меня волновали вопросы, как отследить продвижение ученика в режиме саморазвития, как научить  самоорганизации, как помочь  научиться ставить перед собой задачу, планировать  деятельность, как научить самоанализу и  рефлексии. Ограниченное время урока не позволяло уделять этим важным для воспитания субъекта обучения задачам должного внимания. В прошлом году, когда мои дети были уже в 4-м классе, мне попался на глаза «Дневник школьника. 3/4 класс.» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др..   Сочетая в себе все необходимые  элементы традиционного дневника школьника, он также предназначен развивать у детей начальных классов общеучебные умения, способность к самоорганизации, умения самоконтроля и самооценки, дает возможность учителям и родителям принять участие в этом важном процессе.

         

Решила попробовать. Сразу предупрежу читателя, что работа с дневником оказалась непростой. Во-первых,  подробно объяснила ученикам, почему надо  вести такой дневник. Во-вторых,  прививала детям умение вести записи постоянно.  Поделюсь некоторым полезным, на мой взгляд,  опытом работы с дневником в 4 классе.

Надо настроить детей, что дневник их постоянный спутник. Ученики  работают с дневником а) на каждом уроке; б) в начале и в конце недели; в) в конце каждой четверти; г) в начале и конце года. Но начинается все на первом классном часе, где я знакомлю детей с содержанием дневника. Вместе с детьми мы спланировали и записали коллективно-творческие дела на 1 четверть, изучили перечень предметных и общеучебных  умений.

 В начале каждой недели мы прописывали общую цель, для чего в дневнике есть  специальные строчки. Учились этому в форме диалога, используя местоимения «мы», «нам». Очень быстро дети научились ставить  собственную цель. Приведу примеры того, как дети продолжили строчку «На этой неделе мы будем стараться____»: «Самостоятельно повторить правила, тем самым хорошо подготовиться к диктанту»,  «Учиться делать домашние задания без ошибок», «Сосредоточить все усилия на контрольной работе по математике», « Как можно больше  включаться на уроке в устную работу». Далее обсуждали способы решения цели (задачи).  

В конце недели ученики оценивали, как достигли цели: «Я достигла цели: написала диктант на «5», «Я старалась при выполнении домашних заданий, получила хорошие отметки, меня на литературном чтении похвалила Вера Леонидовна, но буду еще лучше», «Наконец, я получила по контрольной работе «5», мне это было нелегко».

   При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения,  анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Для этого на странице «Уровни твоих учебных достижений» есть характеристика 3-х уровней, которые может достигнуть ребенок: необходимого, программного, максимального уровней. Знакомлю с ними ребят, и теперь они могут  оценивать достижения каждого уровня в каждом предмете. После изучения темы  прошу  учеников в кружочке специальной клеточки дневника поставить букву М – максимальный уровень, П – программный, Н – необходимый. Этому предшествует следующее: на каждом уроке идет формирование рефлексивной самооценки, т.е. знаний о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. На уроке учу детей фиксировать трудность и анализировать ее причину. На специальных строчках в дневнике можно увидеть записи: «Я не смог решить задачу, так как отвлекался, был не сосредоточен». «Мне сегодня было трудно, так как я мало читаю». «Я плохо написал тест, потому что не выучил домашнее задание». Это в итоге помогает оценивать себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий. Если ученик считает, что пока не достиг необходимого уровня, может не ставить никакой буквы. Ребенку не удалось разобраться с материалом на данном этапе, значит,  ему и мне надо понять, почему. Конечно, научить этому сразу трудно.  Основу для оценочной деятельности учащихся создавала из урока в урок, начиная с первого класса.

Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, месяц. Для этого на листке «План моих дел» он отмечает, какие     важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярных записей помогали родители.

В конце каждой четверти  ученик оценивал уровень общеучебных умений. Для развернутой характеристики мы увеличили объем таблицы.

Приведу фрагмент странички  Жени Б.

Общеучебные умения

1 четверть

2 четверть

самооценка

Согласие учителя

Самооценка

Согласие учителя

1

Умение пользоваться информацией

- записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т. д.

- пользоваться словарями, справочниками.

Я не всегда умею кратко записать то, что хочу. У меня много лишних слов.

Считаю, что словарем я умею пользоваться

        +

На уроках окружающего мира  я стараюсь конспектировать схемами. Мне  удобно вспоминать материал. По сочинениям уже лучше, меня хвалит учитель.

       +

2

Умение пользоваться речью

- читать вслух и про себя тексты учебников при этом -отделять новое от неизвестного;

Не всегда это умею делать

         +

Не всегда

      +

- ставить вопросы к тексту и отвечать на них;

Для меня это легко

          _

Мои вопросы по содержанию считаю интересными

 В вопросах не должно быть подсказок

- находить ключевые слова;

В изложении могу, по литературе не всегда

          +

Не всегда

      +

- выделять главное;

Не всегда получается

          +

Не всегда

      +

- составлять план;

Не всегда точно

          +

Не всегда

План изложений точный

- подробно пересказывать текст

Это у меня отлично

          +

Научилась от 3 лица

       +

 Из записей видно, как ребенок пытается проанализировать то, что умеет. Соотнесение высказываний с согласием учителя помогает ему формировать адекватную самооценку. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ребенка (не умею, надо научиться), и создает ситуацию успеха (не умел и научился).

 Школьник  рассказывает в дневнике о себе то, что захочется, и это помогает ему лучше понять самого себя. Откроем раздел «Что я хочу рассказать о себе». Там есть рубрики: «Мои любимые родственники», «Что я умею и люблю делать в школе», «Мои любимые предметы», «Что я люблю делать вне школы», «Мои любимые книги», «Чему я хочу научиться в этом учебном году», «Мои родители хотят, чтобы я научился…». С этой страничкой мы работали на классном часе «Расскажи мне о себе».

Родителям моих учеников всегда  интересно то, что ребенок должен узнать в течение года. Сейчас это доступно, так как на специальной страничке есть содержание программы по русскому языку, математике, окружающему миру. А на странице «Мои достижения» можно увидеть успехи ребенка.

 Авторы дневника дают конкретные рекомендации родителям по привитию самостоятельных умений у детей.  Вместе с ребенком родителям предлагается обсудить, посоветоваться, определить, запланировать, скорректировать… Это  сделать было  доступно, так как я систематически знакомила родителей учащихся с технологией личностно-ориентированного подхода .

  По словам родителей, систематическое ведение дневника повлияло на четвероклассников: они стали анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне школы. Это проявляется при выполнении домашних заданий, поручений по дому, на занятиях в секциях, кружках.

Сейчас мои дети закончили 4 класс и можно подвести итоги работы. Главный ее результат вижу в том, что у подавляющего большинства детей сформирована   субъектность учебной деятельности. Немалая роль в этом принадлежит работе с дневником. По диагностике Г. В. Репкиной «Оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» наиболее яркий результат обнаружен в развитии уровней таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание, действия оценки.

  Работа с дневником будет более эффективной и понятной детям, если он будет использоваться с первого класса. Выпустив четвероклассников, которые, кстати, почти в полном составе сдали экзамены в пролицейский класс,   набрала первоклассников.  Я уже точно знала, что первым моим помощником будет дневник авторского коллектива Школы 2100.

  Естественно, это разные дневники. Ведь  первоклашки еще не умеют писать,  поэтому  учатся  оценивать собственные достижения в дневнике при помощи условных обозначений. Странички «Что я хочу рассказать о себе», «Мои учителя», «Мой класс» заполняются вместе со взрослыми. В 1 классе, в отличие от  четвероклассников, учащиеся еще пока не  высказывают в письменной форме  впечатления об уроке, о прошедшем дне, о целой школьной неделе. Им не под силу еще самостоятельно планировать свои дела на весь учебный год или оценивать уровень своих достижений в конце года.

    Зато дневник  помогает  детям осваиваться в адаптационный период. Уже на первом классном часе мы определили для себя правила школьной жизни с помощью ярких рисунков в рубриках «Безопасность в школе», «Мой учебный день», «Правила поведения в классе», «Культура поведения».

 В начале каждого урока мы ставим цель, проговариваем ее. Спрашиваю у детей, что важно для них. С помощью условных обозначений дети начали оценивать свои успехи и свое отношение к уроку, работаем в дневнике цветными карандашами.

Красный цвет - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Желтый цвет - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен!

Зеленый цвет - урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

Для развития самоконтроля и самооценки часто я задаю вопросы:  Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? Первоклашки охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.

Впереди у нас большая работа по организации учебной деятельности, а помощником в этом сложном процессе будет  «Дневник школьника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». ...

"Предметный портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки"

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации сво...

Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы

Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций....

Развитие мыслительных операций у учащихся начальных классов на уроке математики как средство формирования познавательных УУД

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...

Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...