«Смотрю на мир глазами художника» рабочая программа
рабочая программа на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

«Смотрю на мир глазами художника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika_-_kopiya.docx54.87 КБ

Предварительный просмотр:

Список литературы:

1.Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.М.:ООО «Издательство « РОСМЭН-ПРЕСС»,2003.-96 с.

2.Порте П. Учимся рисовать /Пер. с фр. Э. А. Болдиной.-М.: ООО «Мир книги»,2004.-64с.

3.Шалаева Г. П. Учимся рисовать.М.:Филол. о-во СЛОВО, Изд-во Эксмо, 2005.-223.

4.Румянцева Е. А. Аппликации. Простые поделки. М.: Айрис-пресс, 2007.-114с.

5. Румянцева Е. А. Аппликация: Мастерите , малыши, на досуге для души.-М.: ООО ТД « Изд-во Мир книги», 2010.-112с.

6. Лыкова И. А. Мастерилка. Аппликации из природного материала. М.: Карапуз, 2008.-68с.

7. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина.-М.: Айрис-пресс, 2010.-112с.

8. Евдокимова М.М. Учимся рисовать карандашами.-М.: Дрофа, 2010.-32с.

9. Черныш И .В. Забавные поделки к праздникам.-М.:- Айрис-пресс, 2004.- 192с.


Пояснительная записка

              Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

 Освоение программы кружка «Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать,видеть,понимать и анализировать произведения искусства;
  •  научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы(6,5-11 лет), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Программа расчитана на 4 года занятий. Занятия проходят один раз в неделю.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового  искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами  и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Занятия проводятся в классе.

Продолжительность  занятий   строится из расчёта 34 часа в год на одну группу (по одному часу в неделю). Всего 3 постоянных группы учащихся.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа

По ходу занятий обучающиеся посещают выставки, обсуждают особенности исполнительного мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

Итоги занятий могут быть проведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

                     В результате освоения программы кружка «Смотрю на мир глазами художника»  предполагается достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры;  эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: формировать умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.

Метапредметные результаты:

проявляются в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений.

Предметные результаты: 

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру  других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства;  умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

Программа будет успешно реализована:  

  • если будет выдан весь предусмотренный программой практический и теоритический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован разнообразный методический материал по программе курса.


Содержание курса

1.Живопись

Первый год обучения .Начальные  представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно , изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой и чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт от «пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных , растений.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалы (насыщение цвета белой и чёрной краской ). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью  глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, сказочных персонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до  этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы-цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения. Развитие  у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов –освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

2. Графика

Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления  о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Второй год обучения. Продолжение освоения выразительной графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте тонкой и толстой линий.

Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал с целью получения тонового пятна. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма , контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных , портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Работа с цветными карандашами, решение  образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача- рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения ( цветов, пейзажей, деревьев, веток и т. д. ) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение растений, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3.Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей

Второй год обучения .Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление,  заминание, вдавливание и т. д.) со скульптурным материалом – пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных,  сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных  масс ,приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидячей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в  изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами ,используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона , по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например, с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета  и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции  типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. 

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами(создание простых  композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветными эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликации. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа:  изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например, с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок ,качелей, фонариков и т. д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов ( деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов закручивания, сминания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природными материалами

 Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна и т. д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т. д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов( по выбору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме того, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом –выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.   

 Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить ,кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы «Смотрю на мир глазами художника» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.


«Смотрю на мир глазами художника»

Учебно-тематический план

Темы

1 год обуч.

2 год обуч.

3 год обуч.

4 год  обуч.

Всего

Живопись

10

11

11

12

44

Графика

9

10

10

11

40

Скульптура

4

3

4

4

15

Аппликация

4

4

4

4

16

Бумажная пластика

3

3

2

1

9

Работа с природными материалами

3

2

2

1

8

Организация и обсуждение детских работ

1

1

1

1

4

И т о г о

34

34

34

34

136


Дата

Тема занятия

Часы

Коррекция

                                      Работа с природным материалом

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1

Аппликация из листьев. Человек.

1

Аппликация из листьев. Рыбки в аквариуме.

1

                                                        Скульптура

Работа с пластилином. Грибная поляна.

1

Работа с пластилином. Цветы.

1

Работа с пластилином. Ёжик.

1

Работа с пластилином. Мышка-норушка.

1

Живопись

Организация рабочего места. Основные цвета. Тёплые и холодные цвета.

1

Тона и полутона. Рисование колец.

1

Рисование радуги

1

Рисование по памяти. Осеннее дерево.

1

Рисование по памяти. Одуванчик.

1

Аппликация

Аппликация с использованием фантиков. Весёлая осьминожка.

1

Рыба из пуговиц. (Групповая работа)

1

Аппликация с использованием фантиков. Лодочки под солнцем.

1

Аппликация с использованием страниц журналов. Змейки.

1

Графика

Работа простым карандашом. Цыплёнок

1

Работа простым карандашом. Грибы.

1

Работа простым карандашом. Груша.

1

Работа простым карандашом. Яблоко.

1

Работа простым карандашом. Меченосец.

1

Бумажная пластика

Скручивание бумаги. Лев.

1

Сминание бумаги. Собачка.

1

Тематическая работа. На лугу. (групповая работа)

1

Живопись

Декоративное рис-е. Дымка. Элементы.

1

Дымка. Украшение фартука.

1

Дымка. Украшение косынки.

1

Декоративное рис-е. Гжель. Элементы.

1

Гжель. Роспись чайной пары. ( Работа в парах)

1

Графика

Работа  цветными карандашами. Тюльпан.

1

Работа цветными карандашами. Бабочка.

1

Работа цветными карандашами. Дом.

1

Работа цветными карандашами. Парусник.

1

Организация выставки и обсуждение детских работ – 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Рабочая программа  (модифицированная) по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"  (УМК "Перстективная начальная школа")...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТИ "Смотрю на мир глазами художника"

Настоящая  программа  составлена  на  основании  Примерной  программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического  направления  «Смотр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"

Программа разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» Под редакцией В.А. Горского  Москва «Просвещение» 2011 г.  В процессе о...

Рабочая программа и КТП кружка "Смотрю на мир глазами художника"

Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности. КТП составлено на 3 года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности"Смотрю на мир глазами художника" ФГОС

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-2 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты реализации программы. календарно-тематическое планирование....