«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».
методическая разработка на тему

Жабина Татьяна Владимировна

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ispolzovanie_amo.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель: Познакомить с опытом применения активных методы обучения на разных этапах  уроках в начальных классах.

 (1 слайд)        Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его.  Один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать,  и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

(2 слайд) Одним из средств активизации личности в обучении я вижу активные методы обучения (АМО. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, ребенок становится активным участником образовательного процесса. Я ожидаю от него активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации. Все просто, как в притче: Наберись смелости – сделай попытку!
3 слайд
Я работаю с детьми младшего школьного возраста, для которых  привычной и желанной формой деятельности является игра, поэтому  использую эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Сегодня мне бы хотелось поделиться своими умениями в области использования активных методов обучения на различных этапах урока

 Остановлюсь на некоторых из них подробнее. 

Мои дети часто работают в группах сменного состава, для того, чтобы класс быстро разделить на группы существуют разнообразные методы (СЛАЙД 4). Сегодня группы у нас созданы произвольно

 ( СЛАЙД 5) На вводном этапе необходимо создать эмоциональный настрой, оценить ожидания и опасения учащихся. Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями».

 - Уважаемые коллеги, начнем занятие с метода «Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа, подари улыбку соседу напротив …»

- Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. 

Слайд 6

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений.

- Коллеги, на ваших столах сердечки и это не случайно: когда мы ожидаем чего-то хорошего, говорим «Легко на сердце», когда нам грустно  - «Как тяжело на сердце».  На одной стороне сердечка напишите свои ожидания от мастер-класса, на другой – опасения, отодвиньте сердечки на край стола, мы к ним еще вернемся.

Слайд 7

Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

 (Слайд 8)  Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 (Можно зачитать одно-два сердечка по желанию)

Слайд 9

На основном этапе при организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие приемы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская». 

Мы сегодня будем использовать метод «Автобусная остановка». Данный прием я эффективно использую на занятиях «Творческой мастерской». В чем суть этого приема:

Группа находится на автобусной остановке определенное заранее время, например,  ровно 2 минуты, За это время она должна ответить на вопросы или выполнить задания, по сигналу группа переходит на следующую остановку и выполняет задание предшественников. Так до тех пор, пока группа не вернется на свою остановку. После этого, каждая группа систематизирует набранный материал и оформляет свой материал для буклета «Ямалу – 85!». Так как время мастер-класса ограничено, мы не будем сегодня двигаться по автобусному маршруту, каждая группа самостоятельно выполнит свое задание и подготовит страничку для буклета.

- Коллеги, если все понятно, можно приступать.

А мы в это время посмотрим другие методы активного обучения (показ слайдов)  слайд.10-21

Слайд 22

-Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг», «Мухомор» Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.  Это позволяет выяснить, что  усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке.

-Коллеги, заканчиваем работу. Зачитайте и покажите ваши странички (каждая группа вывешивает страничку на магнитную доску

-На нашем занятии мы изготовили буклет, который можно будет использовать и во внеклассной работе, и на уроках

Мастер-класс подходит к концу.  Посмотрите на сердечки, которые вы заполнили в начале занятия, освежит в памяти свои ожидания

 «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую — то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: "Готово!", вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: "Да!". Ведущий должен сделать небольшую паузу, прежде чем скомандовать: «Готово!», чтобы у участников группы было время вспомнить события дня и действительно сформулировать для себя то, что они «возьмут в руки», иначе у них останется некомфортное ощущение незавершенности работы. Ведущему нужно быть наблюдательным и интуитивным, чтобы зафиксировать момент готовности группы и не затягивать процесс. Таким образом, процедура проходит в двух звуковых режимах: сосредоточенное молчание, затем громкое одновременное «Да!» с хлопком, и наступившая после этого громкого всплеска тишина. Этот контраст служит эффектным фоном завершения работы (работает на сплочение группы). Резкий громкий звук и хлопок в ладоши, кроме того, помогают быстро снять напряжение.

Так незаметно, весело, но эффективно проходят мои уроки с использованием АМО, принеся удовлетворение и мне и обучающимся.

 Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования мной АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях.  Перечисленные методы составляют систему моей работы, обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Я убеждена, что больше всего дети утомляются в бездействии. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Спасибо за внимание.

Приложение: Автобусная остановка (4 станции, человека по 3= 12 человек)

I остановка «Жители Ямала»

  1. Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Подпишите иллюстрации

  1. А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство, охота). Подпишите иллюстрации
  2.  Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)
  3. Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)
  4.  Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)
  5. Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы) 

Если вы ответили на все вопросы, красиво оформите свою страничку


2 остановка «Живая природа»

Разгадайте загадки и оформите страницу «Природа Ямала»

1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. 
(сова)

2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается ,
От врагов спасается. 
(олень)

3.Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. 
(собака)

4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? 
(куропатка)

5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. 
(белка)

 6. Какой петух
Порою глух?
Сел на елку на сучок
Бороды торчит клочок,
Как летун он плоховат,
А порою – глуховат
. (глухарь)

7. Ягодки в лесу на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника,

Ищем что мы?...( Голубику)

 8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)

9. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

III остановка «Спортивная»

Перечислите национальные виды спорта, найдите и подпишите их на рисунках (дальность, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног, прыжки через нарты, бег с палкой по пересеченной местности – 3км, соревнование оленьих упряжек и т.д. )

4 остановка «Ямальская»

Ответьте на вопросы, систематизируйте материал и заполните страницу «Общие сведения о Ямале» ( Использовать все вопросы НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что в переводе с ненецкого языка обозначает слово «Ямал»?

Край земли

2

Что в переводе с ненецкого языка обозначает слово «ненец»?

человек

3

В какое море несут свои воды реки полуострова Ямал?

Карское

4

Когда был образован ЯНАО?

10 декабря 1930 года

5

Какие животные изображены на гербе ЯНАО?

Два белых медведя и северный олень

6

Назовите важнейшие реки ЯНАО

Обь, Надым, Пур, Таз, Ныда

7

Назовите  города ЯНАО

Губкинский

Лабытнанги

Муравленко

Надым

Новый Уренгой

Ноябрьск

Салехард

Тарко-Сале

8

Назовите столицу ЯНАО

Салехард

9

Самая крупная река ЯНАО?

Обь

10

Какой узор изображен на флаге ЯНАО?  

На голубом фоне флага Ямало-Ненецкого автономного округа в нижней части полотнища по всей его длине проходит узкая красная полоска, а через голубую полоску аналогичной толщины сверху от нее изображен белый горизонтальный узор из национального орнамента «Оленьи рога».

11

Сколько  земель (районов) находятся на территории автономного округа?

7

12

Полезные ископаемые, добываемые в округе?

Газ, нефть, железо, хром, свинец, олово, золото рудное, серебро, молибден, фосфориты, известняки для цементнной промышленности, глины для цементнной промышленности

 



I остановка «Жители Ямала»

Учитель. 

— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране.

Внимание на экран (слайды с фотографиями северных жителей).

— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство)

— Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)

 — Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)

 — Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)

— Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы) 


2 остановка «Живая природа»

1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. 
(сова)

2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается ,
От врагов спасается. 
(олень)

3.Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. 
(собака)

4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? 
(куропатка)

5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. 
(белка)

 6. Какой петух
Порою глух?
Сел на елку на сучок
Бороды торчит клочок,
Как летун он плоховат,
А порою – глуховат
. (глухарь)

7. Ягодки в лесу на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника,

Ищем что мы?...( Голубику)

 8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)

9. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

III остановка «Спортивная»

Перечислите национальные виды спорта (дальность,

метание тынзяна на хорей,

тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног,

прыжки через нарты,

бег с палкой по пересеченной местности – 3км

соревнование оленьих упряжек)

4 остановка «Ямальская»

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что в переводе с ненецкого языка обозначает слово «Ямал»?

Край земли

2

Что в переводе с ненецкого языка обозначает слово «ненец»?

человек

3

В какое море несут свои воды реки полуострова Ямал?

Карское

5

Когда был образован ЯНАО?

10 декабря 1930 года

6

Какие животные изображены на гербе ЯНАО?

Два белых медведя и северный олень

8

Какой город является самым молодым в округе?

Губкинский

9

Назовите важнейшие реки ЯНАО

Обь, Надым, Пур, Таз, Ныда

10

Назовите  города ЯНАО

Губкинский

Лабытнанги

Муравленко

Надым

Новый Уренгой

Ноябрьск

Салехард

Тарко-Сале

11

Назовите столицу ЯНАО

Салехард

15

Самая крупная река ЯНАО?

Обь

16

Какой узор изображен на флаге ЯНАО?  

На голубом фоне флага Ямало-Ненецкого автономного округа в нижней части полотнища по всей его длине проходит узкая красная полоска, а через голубую полоску аналогичной толщины сверху от нее изображен белый горизонтальный узор из национального орнамента «Оленьи рога».

18

Какое количество белых орнаментов, соответствующих числу земель (районов) на территории автономного округа, находятся на флаге ЯНАО?

7

22

Назовите населенные пункты со словом «сале», то есть «мыс»

Тарко-Сале, Газ-Сале, Матюй-Сале, Тибей_Яр-Сале, Яптик-Сале, Салехард

23

Полезные ископаемые, добываемые в округе?

Газ, нефть, железо, хром, свинец, олово, золото рудное, серебро, молибден, фосфориты, известняки для цементнной промышленности, глины для цементнной промышленности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...

Статья:"Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Статья о различных методах обучения, применяемые на всех уроках в начальной школе....

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе...

Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Познакомить участников с АМО.Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой....