"Технология коллективного способа обучения"
статья (4 класс) на тему

Ляпина Наталья Александровна

Статья была опубликова на в 2017 году во всероссийском науно-методическом журнале "Управление качеством образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективного способа обучения  

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №27 города Пятигорска Ставропольского края

Ляпиной Натальи Александровны

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится и технология коллективного взаимообучения А.Г.Ривина иВ.В. Дьяченко. Данные методики имеют различные названия: «Организованный диалог», «Сочетательный диалог», «Коллективное взаимообучение», «Коллективное взаимообучение», «Коллективный способ обучения» (КСО), «Работа учащихся в парах сменного состава». КСО – такая форма обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.

Я применяю элементы технологии КСО в своей работе на протяжении десяти лет работы в начальной школе.

Общие правила организации парной работы:

 Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.  Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;

Разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия.

Детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный.

При оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества)

Перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы:

  • Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
  • 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
  • Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
  • Не наказывать лишением работы в паре.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.

Парную работу можно строить в трёх видах:

- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель-ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;

- динамическая пара четверо учеников готовят одно задание, но имеющие четыре части, после подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);

- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, обеспечивает успешность каждому ребёнку.

Виды работ в отдельно взятой паре: 

Обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

 На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Результат:

В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

 - В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

 - Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

 - Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

На уроках русского языка провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.

При этом:

  • у обучающихся вырабатываются навыки совместной работы;
  • они активнее включаются в учебный процесс;
  • у них быстрее вырабатывается навык самоконтроля;
  • повышается орфографическая зоркость.

Для того чтобы ученики научились диктовать, проверять, выполнять работу

над ошибками, оценивать, учитель предварительно организовывает взаимные

диктанты: вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру проведения данного вида деятельности.  На взаимные диктанты отводится от 10 до 25 минут. Над одной темой можно работать на протяжении нескольких уроков. К наиболее трудным темам можно возвращаться неоднократно. Анализ допущенных ошибок дает возможность учителю грамотно

спланировать дальнейшую работу по устранению пробелов в знаниях

учащихся. Например,

Тема: Перенос слов

Задание: разделить слова для переноcа

№ 1. Стройка, волейбол, прутья,

Ульяна, жильё, зайчата, воробьи,

перья, майка, поют.

_____________________________________________

№ 2. Вьюга, майский, Илья,

семья, чайник, друзья, сучья, льют,

зайка, Васильевна.

_______________________________________________

№ 3. Веселье, лейка, стулья,

клочья, пойдём, соловьи, счастье,

чайка, война, ручьи.

_________________________________________________

№ 4. Ученье, двойка, линейка,

братья, крылья, балалайка, хлопья,

ненастье, прилежанье, вьют.

________________________________________________

№ 5. Дарья, печенье, прийти,

жилье, тайна, осенью, ружьё, прутья,

здоровье, Марья.

______________________________________________

№ 6. Колосья, прочитайте,

бьёт, обезьяна, Татьяна, рой, платье,

свинья, лужайка, Аксинья.

__________________________________________

№ 7. Шалунья, стройте, братья,

улей, чай, гостья, вьюнок,

иней, Наталья, колосья.

___________________________________________

№ 8. С радостью встречают,

воскресенье, бежит рысью, пью,

листья, Валерьевич, войска, идёт

степью, волчьи следы, отдыхали

у ручья.

_______________________________________

№ 9. Лисьи хвосты, трамвайный,

мойка, облетают с деревьев,

обезьянка, ловит сетью, пойма,

сели под тенью, семейный, польёт

огород.

_______________________________________

№ 10. В ручейке, барсучьи

норы, прийти, слой, солью воду,

шьёт платье, землеройка, стирает

бельё, пойми, зарядить ружьё.

Технология КСО имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения:

- у детей активизируются приобретенные знания и предыдущий опыт;

- активизируются и развиваются все виды памяти - слуховая, зрительная, моторная;

- каждый ребенок чувствует себя комфортно, так как работает в индивидуальном темпе;

- у учеников повышается ответственность не только за себя, но и за товарищей;

- формируется адекватная самооценка личности. Ребенок определяет собственные возможности и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения(Методика «Взаимообмен заданиями»)Отработка умений учащихсяТема: 1.4.3. «Ирис, производство, типы, ассортимент. Требования к качеству. Упаковка, маркиров...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

         В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения...

Технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения (КСО)...

«Использование технологии «Коллективный способ обучения» на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопр...