"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Шевченко Мадина Леонидовна

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов.Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в значительной мере зависит от уровня развития мышления ребенка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия и т.д. Я всегда хотела и хочу, чтобы школа приносила радость детям. А радости без успехов, конечно, не бывает. Очень ранят малышей неудачи. Нередко оттого, что не получается, наступают отчаяние, разочарование, нежелание работать. А это затрудняет и учебный процесс, и процесс формирования личности.Самые большие трудности, доставляющие много огорчений, – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. Начальный период обучения письму очень труден и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.

Долгое время я искала путь, на котором мои ученики смогли бы преодолеть эти трудности. Таким образом, обучая детей письму, я учила их справляться с трудностями. А это, так же есть, воспитание личности!

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. – 1999. - №4.
  2. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1994. - №7.
  3. Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1995. - №12.
  4. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1997.
  5. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
  6. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. – М.: Педагогика, 1977.
  7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
  8. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке//Советская педагогика. – 1987. - №5.
  9. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М., 1993. – 48 с.
  10. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. – Л., 1963.
  11. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 1966. – 234 с.
  12. Васильева М.А. Уроки русского языка в начальных классах//Народное образование. – 1975. - №8. – с.33-34.
  13. Введенская А.А., Саакьян А.С. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. – М.: Педагогика, 1971. – 120 с.
  14. Власенков А.И. Программы… Каким отдать предпочтение//Начальная школа. – 1995. - №3. – с.1,6.
  15. Власенков А.И. Программы… Каким отдать предпочтение//Начальная школа. – 1995. - №4. – с.1,6.
  16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. – 620 с.
  17. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – 358 с.
  18. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. – М., 1956. – с.189.
  19. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающего обучения грамоте//Начальная школа. – 1989. - №1.
  20. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М.: Просвещение, 1988. – с.117.
  21. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Психологические механизмы формирования грамотного письма//Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1988. - №12.
  22. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М.: Просвещение, 1959.
  23. Гурьянов Е.В. Развитие навыка письма у школьников. – М., 1940.
  24. Гурьянов Е.В., Щарбак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М.: АПН РСФСР, 1950. – с.17.
  25. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//Возрастная педагогическая психология/Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1973. – с.25-32.
  26. Дьяконов И.М. О письменности: Предисловие к книге//Дирингер Д. Алфавит. -–М.: ALMA MATER, 1963. – с.6.
  27. Елина Н.В. Создание предпосылок грамотного письма//Начальная школа. – 1995. - №6.
  28. Ефимова С.П., Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1993.
  29. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1990.
  30. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992.
  31. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию//Начальная школа. – 1989. - №8.
  32. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М.: Просвещение, 1987. – 124 с.
  33. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе//Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. – М., 1969.
  34. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
  35. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань, 1998.
  36. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1990. – часть 1, гл. 3.
  37. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 2. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
  38. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме//Начальная школа. – 1999. - №8.
  39. Илюхина В.А. Письмо с секретом. – М., 1994.
  40. Илюхина В.А. Письмо с «секретом»//Начальная школа. – 1999. - №9.
  41. Козлова В.П. Списывание в период обучения грамоте//Начальная школа. – 1978. - №10.
  42. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. – М.: Столетие, 1998.
  43. Костин Н.А. Методика русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1969. – 300 с.
  44. Костромина Н.И. Виды работ, способствующие развитию скорописи//Начальная школа. – 1989. - №9.
  45. Костюк Г.С. Мышление//Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – т.2. – с.160-161.
  46. Краткий психологический словарь/Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1985. – с.195.
  47. Левина М.М. Процесс обучения на уроке. Учебное пособие. – М., 1976.
  48. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1975. – 340 с.
  49. Лурия А.Р. Очерки психологии письма. – М., 1950.
  50. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1981. – 80 с.
  51. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/Под ред. Журжиной М.В. – М.: Просвещение, 1988. – с.5.
  52. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.М. Методика обучения русскому языку в начальных класса. – М.: Просвещение, 1987. – 383 с.
  53. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
  54. Меудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная пед. академия, 1994. – 150 с.
  55. Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: НВК-центр. Эйдос, 1991. – 61 с.
  56. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки//Начальная школа. – 1994. - №8.
  57. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Просвещение, 1984. – 224 с.
  58. Миловидова Г.В. Пути совершенствования фонетико-графической грамотности младших школьников. – М.: Просвещение, 1979.
  59. Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики//Начальная школа. – 1996. – №2.
  60. Орлова Н.Г., Боркова Г.Н., Блинкова С.М. Психофизиологические процессы организма человека. – М.: Педагогика, 1989.
  61. Основы педагогического мастерства/Под ред. Зядюн И.А. – М.: Педагогика, 1988. – 302 с.
  62. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.
  63. Панов М.В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография//Современный русский язык/Под ред. Белошапкова В.А. – М., 1989.
  64. Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании//Вопросы психологии. – 1967. - №4.
  65. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед институтов/Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
  66. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 638 с.
  67. Педагогика школы/Под ред. гл-кор. АПН СССР Щукиной Г.Н. – М.: Просвещение, 1977. – 384 с.
  68. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.
  69. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников//Начальная школа. – 1987. – №6.
  70. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990.
  71. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1988. – 50 с.
  72. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 1988. – с.12.
  73. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. – М.: Книга, 1990.
  74. Психологический словарь. – М., 1990. – 360 с.
  75. Рождественский Н.С., Фомичева Г.А. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1977.
  76. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с.
  77. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Академия, 1998.
  78. Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. Филин Ф.П. – М., 1979.
  79. Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. – Л., 1980.
  80. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983. – с.7-8.
  81. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., Воронеж, 1996.
  82. Симановский А.Э. Подготовка ребенка к усвоению чтения и письма//Начальная школа. – 1994. - №3.
  83. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 2. – М.: Педагогика, 1987. – 360 с.
  84. Современный русский язык/Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
  85. Современный русский литературный язык. – М., 1988. – с.132.
  86. Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. – М.: Просвещение, 1969. – с.52.
  87. Степных В.А. Минутки чистописания в I классе//Начальная школа. – 1990. - №5. – с.9.
  88. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
  89. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. О «минутках чистописания» в начальной школе//Начальная школа. – 1999. - №9.
  90. Ткачева Л.Ф., Журова Л.В. Основы физиологии детского организма. – М., 1983.
  91. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.
  92. Учителю о педагогической технике/Под ред. Рувинского Л.И. – М.: Просвещение, 1987. – 340 с.
  93. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников//Начальная школа. – 1987. - №4.
  94. Фридрих И. Из истории письма. – М., 1962.
  95. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск/Сост. И.Н. Беженова. – М.: Педагогика, 1990. – с.141-205.
  96. Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. – М.: Педагогика, 1991. – 65 с.
  97. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у детей. – М.: Просвещение, 1968.
  98. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. – М., 1989.
  99. Эльконин Д.Б. Психология. – М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Формирование каллиграфических навыков младших школьников на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению...

"Проектно-исследовательская технология как основа формирования познавательных УУД младших школьников" (обобщение опыта)

Проектно-исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования....