Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога
статья на тему

Алёшина Валентина Александровна

Вот уже третий год школы Крыма живут  в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения . В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыковот учителя к ученику, к новому пониманию функции школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога

Вот уже третий год школы Крыма живут в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые  могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству,  обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание. Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить работать и зарабатывать». Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности:                самостоятельно ставить учебные цели,

проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения.

Иначе говоря, формирование умения учиться.  Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Технологии преподавания не должны отставать от требований информационного общества. Целью Стандартов второго поколения является готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это  время внедрения инноваций, которое требует нового педагогического мышления, нового отношения педагога к своей деятельности.

Методическая проблема учителей нашей школы: «Формирование ключевых предметных компетентностей обучающихся, внедрение здоровьеформирующих технологий в условиях перехода на российское законодательство и ФГОС ». Для её реализации выделены следующие направления работы: методическая поддержка учителей в период введения и реализации ФГОС ; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся по ФГОС; работа по освоению педагогами современных образовательных технологий; преемственность в обучении и воспитании дошкольного - начального образования; преемственность в обучении и воспитании начального - среднего образования; выявление и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей; совершенствование работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

        Современный школьник уже не хочет просто слушать и внимать информацию учителя, он должен  сам  научиться  выбирать свой уровень  сложности заданий, ставить цели, находить необходимый материал. Именно такие возможности дает урок в условиях ФГОС.

        Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска );

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

урок, содержащий разные виды деятельности;

урок, на котором ученику должно быть комфортно;

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

Современный урок развивает у детей креативное мышление.

Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала, урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

        Введение ФГОС действительно было необходимо, так как подсказано самим временем. Если занятия в прошлом начинались с постановки задач учителем, то теперь учащиеся делают это самостоятельно, активно, даже наперегонки. Очень часто ученики, желая найти изюминку, которую никто не заметил, идут дальше  учителя. А ведь так и должно быть: хороший  ученик должен превзойти своего наставника. Уже с первых минут урока ребята учатся формулировать цели, выражать свои мысли, строить высказывания (познавательные и коммуникативные УУД).
На этапе изучения нового материала учащиеся сталкиваются с проблемой, которую могут решить лишь частично или не могут решить вовсе. Здесь снова включаются их способности. Они ищут ответы, способы решения, объединяются для этого в группы (проявляя тем самым здоровую конкуренцию).

        Выполняя упражнения или отвечая у доски (на этапе первичного закрепления),  ребята оценивают как самих себя, так и ответы одноклассников, причем, делают это достаточно объективно и самокритично. То есть снова происходит развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
        Ну а самым любим этапом  урока является рефлексия.  Ученики  наперебой  подводят итоги, делятся  тем, чему научились, что узнали, выставляют отметки.
Можно сделать вывод, что современный урок — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую коммуникативными информационными умениями, которая готова к продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные знания в будущем. Именно таков
современный урок в условиях ФГОС.

        Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе:        

        Проблемное обучение. Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

        Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

        Проектные методы обучения -  возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

        Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

        Лекционно-семинарско-зачетная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

        Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

        Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) -  трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

        Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

        Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

        Использование современных образовательных технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Всем нам следует перейти «от стихийности – к целенаправленному  и планомерному формированию  универсальных учебных действий». 

Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объём фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках. Для групповой работы подбирать конструктивные задания, требующие применения продуктивных методов и способов деятельности. Для индивидуализированной работы подбирать дифференцированные задания, учитывающие способности и темп работы каждого ученика в классе.

        При этом необходимо помнить, что для любого ученика надо:

        создать атмосферу успеха,
        помогать ребёнку учиться легко,
        помогать обретать уверенность в своих силах и способностях,
        не скупиться на поощрения и похвалу.

Умение учиться необходимо каждому человеку, как обучающемуся, так и педагогу. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста. Но давайте задумаемся, достаточно ли УМЕТЬ УЧИТЬСЯ. На наш взгляд, не менее важно ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ. А это значит, что мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни становится ведущей целью образования в информационную эпоху.

Эффективным средством обучения педагогов является работа проблемно-творческих групп учителей нашей школы. Владение технологиями педагоги представляют на разном уровне: школьном (заседания ШМО, открытые уроки для коллег, в том числе и в рамках школьного «Марафона открытых уроков», педсоветы и методические семинары), муниципальном (районные методические объединения учителей, районная выставка «Новая школа»), республиканском (республиканские курсы учителей). Форма представления своего опыта работы: доклад, выступление, мастер-класс, урок. Учителя активно используют метод проектов и технологию исследовательской деятельности в ходе организации урочной и внеурочной деятельности.

        Особую роль играют в образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии. Повышению уровня компьютерной грамотности учителей школы способствуют: курсовое повышения квалификации; участие  учителей в работе районных методических объединений, работа по теме самообразования. На данный момент уровень владения ИКТ в коллективе значительно повысился.

Средний стаж педагогической работы учителей  школы – 20 лет. Воспринимать по-новому, инновационно мыслить  в значительной степени помогает творческая атмосфера в коллективе. Условия сотрудничества и сотворчества ведут к возникновению мотивационной заинтересованности педагога в  инновационном развитии. Для вовлечения педагогов в активную инновационную деятельность необходимо использовать  активные методы и формы обучения – это одна из задач дальнейшего развития МБОУ «Краснознаменская школа».

Список литературы

        Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

        Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007.

        Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

              Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1998.

        Логинова О.Б.[Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

        Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие           для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.         Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Пособие для  учителей начальных классов и студентов педагогических вузов и колледжей. Набережные Челны: НИСПТР, 2011.

        Скаткин М.Н.[Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.

        Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

        Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

        Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — М., 1993.

        Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.ht


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так ...

«Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога: теория вопроса и практика реализации»

Проблема развития и использования личностного потенциала педагога в инновационной деятельности образовательного учреждения выходит в настоящее время на качественно новый уровень. На современном этапе ...

Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО

Цели  профессионального  развития:Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Данный материал раскрывает задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образов...

Индивидуальный образовательный план профессионального развития педагога

Индивидуальный образовательный план профессионального развития педагога...

«Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога как способ повышения качества преподавания в условиях введения ФГОС»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Различаются традиционный...

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...