ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО - КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
консультация по теме

Соловьева Е.А

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формировании отдельных компетенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО - КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

     В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формировании отдельных компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые связаны со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций.

Я хотела бы дать определение компетентности (это способность делать что-либо хорошо или эффективно) и определение компетенции для ученика (это образ его будущего, ориентир для освоения).

     Процесс обучения есть всегда обучение деятельности: либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках), либо умственным действиям.

     Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения, помочь ребёнку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

     Учитель не должен просто «натренировать» ребёнка в выполнении каких-то операций, приёмов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, или находить свои собственные не встречающиеся способы действия. В связи с этим является эффективным использование в работе активных методы обучения, проблемных, включающие в себя проблемные ситуации, частично-поисковые, эвристические. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определённой проблемы.

    Такая работа предполагает реализацию как компетентностного так и деятельностного подходов в обучении младших школьников. Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом её варианте (будь это система Занкова Л.В., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. или любой современной учебно-методический комплект: «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», «Гармония», «Школа России» и другие.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний». Это комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Комплект по русскому языку состоит из учебника, рабочих тетрадей и методического пособия. Авторы учебника русского языка Т.М.Андрианова (1класс) и Л.Я.Желтовская (2-4 класс).

     Целью курса русского языка – это совершенствование речевой деятельности детей. Одна из главных особенностей программы и учебника – направленность. Это проявляется в следующем:

- у детей формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывании разных жанров;

- школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней, как к источнику знаний;

- изучение каждой из сторон языка, во-первых, направляется коммуникативным мотивом (выявляется значение того или иного языкового средства, смысл и причины соблюдения определённых правил его использования), а во-вторых, способствует осознанному применению в речевой практике полученных знаний;

- обращается пристальное внимание на значение изучаемых единиц языка, ребята учатся умело использовать их в речи.

     С первых уроков обучения русскому языку уделяется внимание речевой деятельности. Тема первых уроков «О даре речи». Здесь я давала представление детям о роли языка слов в жизни человека, умение общаться, познавать мир. Дети рассуждали по таким темам: «Зачем человеку слово дано», «Родной язык наш – русский», «Особенности устной народной речи». На этих уроках мы с ребятами вспоминаем и уточняем знания о речи и речевом поведении, которыми они уже владеют.

     В разделе «Мастерская слова» - учимся пересказывать и создавать тексты.

     1) Например, я даю детям задание:

- прочитайте начало истории. Представьте, что могло произойти далее: Однажды с нами случилась такая история. Мы ходили в лес по грибы. Не успели зайти за деревья, как

- Придумай своё окончание

     2) Подскажи словечко:

                                       Белые лебеди в небе живут.

                                       По небу лебеди плавно плывут.

                                      Белые пёрышки вьются слегка.

                                     Здравствуйте, лебеди - … (облака)

- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт не о лебедях-птицах?

- Какие загадки об облаках ты знаешь?

- Попробуй своё перо, пофантазируй, кого (или что) ещё могут напоминать облака.

- Сочини стихи или загадки про облака

Дети с удовольствием выполняют задания и у них получаются замечательные загадки.

     В конце каждой темы есть задание, которое позволяют ученикам формировать умение по заголовку, по началу, предполагать характер сообщения, его тему, дальнейшее продолжение. Таким образом, дети учатся пересказывать и создавать тексты, знакомятся с жанрами сочинений, которые будут необходимы в реальной жизни. Обучение жанрам ведется постепенно о простого к сложному.

     Красной нитью через уроки проходит работа по воспитанию у детей элементарных норм поведения из раздела учебника «Ежели вы вежливы». Дети учатся культуре общения, культуре обращения с родным языком.

     Так же ведётся работа над пословицами, поговорками: читаем, выясняем, чему учит пословица.

Развитие речи детей проходит на протяжении всего курса: пополняется словарный запас, вводятся слова, требующие толкования с использованием словарей, дети учатся использовать в своей речи слова с различными лексическими оттенками, раскрывать смысл пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений, отгадывать загадки, подбирать рифмующие слова. Дети составляют предложения из заданной группы слов, дополняют заданные слова недостающими до полного предложения, составляют устные рассказы и записывают тексты, составленные по картинкам. Таким образом, они учатся первоначальным навыкам написания сочинений.

Значительное место в данном курсе отводится развитию информационно грамотности. Я учу детей умению работать со словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой. Первоначальное знакомство со справочными материалами осуществляется на страницах учебника (толковый, этимологический, орфографический, орфоэпический – все словари расположены в конце учебника, что очень удобно для детей).

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода. Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Именно собственное действие ребенка является основой формирования в будущем его способности. Или другими словами формирования его компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование технологий деятельностного типа, как ресурс качественного образования"

Деятельностный подход  лежит в основе многих педагогических технологий:Проектной  деятельности.Интерактивных методов  обученияПроблемно – диалогового  обученияВитагенного  под...

Презентация к педсовету "Компетентностный подход в начальном образовании в свете ФГОС НОО"

Презентация к педсовету "Компетентностный подход  в начальном образовании в свете ФГОС  НОО", 9 слайдов с иллюстрациями....

Компетентностный подход к обучению - основа современных образовательных технологий

Слово «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соотве...

Проект «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования»

Паспорт проекта Название проекта «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования» Цель проекта Совершенствовать педагогическое мастерство и качество образов...

Компетентностный подход в современном образовании

Компетентностный подход в современном образовании           Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной лично...