Артикуляционная гимнастика для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
учебно-методический материал на тему

  Учебно-методический   материал  "Артикуляционная  гимнастика  для  обучающихся  с интеллектуальными  нарушениями"    окажет  помощь    учителям, воспитателям,  родителям  на занятиях  по развитию  речи, психомоторике, самоподготовке, при выполнении  домашних  заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная    гимнастика для  детей  с  интеллектуальными  нарушениями

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют   детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Артикуляционные   упражнения,

 основанные на звукопроизношении.

- Сдуваем пёрышко (фу-фу-фу).

- Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

- Стук часов (тик-так, тик-так).

- Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

- Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

- Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

- Песенка жука (ж-ж-ж).

- Дрожим от холода (в-в-в).

- У врача (а-а-а).

- Девочка кормит цыплят (цып-цып).

- Птенчики (ти-ти-тисс).

- Гусь злится (ш-ш-ш).

- Змея (щ-щ-щ).

- Курочка (ко-ко-ко).

- Кошка  (мур-мур)

- Лошадка скачет (цоканье).

- Цыплёнок (пи-пи-пи).

- Гусь (га-га-га).

- Кукушка (ку-ку, ку-ку)

Артикуляционные игры и упражнения,

 основанные на воображении и представлении.

- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).

- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).

- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).

Чистоговорки

               Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения.

 Чистоговорки,  основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки:

- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.        

- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.        

- Жи-жи-жи – здесь живут ежи.        

- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.        

- Же-же-же – дождь пошёл уже.        

- За-за-за – уходи домой коза.

- Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу

- Ло-ло-ло – на улице тепло.

- Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

- Ма-ма-ма – дома я сама.

- Му-му-му – молока кому.

- Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

- Оль-оль-оль – мы купили соль.

- Мы-мы-мы – прочитали мы.

- Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.

- Ра-ра-ра – Кате спать пора.

- Ры-ры-ры – летают комары.

- Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.        

- Ри-ри-ри – на ветке снегири.        

- Са-са-са – бегает в лесу лиса.

- Су-су-су – было холодно в лесу.

- Ос-ос-ос – на поляне много ос.

- Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

- Ри-ри-ри – на ветке снегири.        

- Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

- Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.        

- Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.

- Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.

- Чу-чу-чу – погасить пора свечу.

- Оч-оч-оч – наступила ночь.        

- Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.        

- Ща-ща-ща – я несу домой леща.

- Ащ-ащ-ащ – я надела плащ.        

- Шу-шу-шу – я письмо пишу.        

- Аш-аш-аш – у Марины карандаш.        

- Ша-ша-ша – мама моет малыша.

        

 Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку:

- Зачем у маленькой хозяйки

Зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб спрятаться от волка

Под этим зонтиком из шёлка.        

- Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Индюшка расписная.

- Лежат ежи у ёлки,

У ежат иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.        

- Совершил сверчок скачок –

Заскочил он на сучок.

“Не хочу попасть в сачок,

Я не бабочка – сверчок!”

- Щебетал щегол и щёлкал,

Раздувал, как шарик, щёки.

Из пруда   глядела  щука,

Удивлялась, что за штука.

        - Полосатые матрасы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала,

Полосатой речка стала.

- В небе громко гром гремит –

Громко нам гроза грозит.

Не гремите, не грозите,

Дождём грядки напоите.        

- Прорычал медведь в берлоге,

Промолчал сурок в норе,

Прорычали, промолчали –

И проснулись на заре.

Скороговорки

 Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

- Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать   и будем выговаривать.

- Грабли – грести, метла – мести.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

-Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

- На дворе – трава, на траве – дрова.

- У Кондрата куртка коротковата.

- У осы не усы, не усищи. А усики.

- Белые бараны били в барабаны.

- Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

- У ежа – ежата, у ужа – ужата.

- Слишком много ножек у сороконожек.

- Говорит   попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”

- Цыплята и курица пили чай на улице.