Развитие личностно-эстетического потенциала обучающихся во внеурочной деятельности как один из путей реализации духовно-нравственного развития младших школьников.
статья (4 класс) на тему

Фадюшина Лариса Петровна

В статье представлены материалы программы внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_ot_fadyushinoy_l.p.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личностно-эстетического потенциала обучающихся во внеурочной деятельности как один из путей реализации духовно-нравственного развития младших школьников

Фадюшина Л.П.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Ямальская школа – интернат»,

ЯНАО, с. Яр–Сале,

Стерхова Н.С.,

профессор кафедры

профессионально-технологического образования

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический   институт»

г. Шадринск

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы образования. Естественным образом, повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания людей социально активных, коммуникабельных, заинтересованных в достижении целей, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения, мыслящих творчески и свободно.

Развитие личностного потенциала обучающихся во многом зависит от грамотной организации данного процесса, его методического оснащения. Поэтому очевидна необходимость и возможность разработки конкретных документов, учитывающих специфику образовательного процесса сельской школы не только в учебное время, но и во внеурочное.

Реализация внеурочной деятельности обучающихся младших классов сельской школы вызвана рядом причин:

1). преодоление Российской глубинкой кризисных факторов, повлекших за собой высокий уровень миграции сельского работоспособного населения, связанный с поисками работы, чаще всего, далеко за пределами родной деревни; спад рождаемости, вызвавший резкое уменьшение количества детей в сельских школах (что, соответственно, повлекло закрытие многих школ); объединение (или закрытие) сельских очагов культуры – библиотек, домов культуры, клубов и т.д.;

2) внедрение стандартов второго поколения, сделавшее обязательной систематическую, грамотно организованную внеурочную деятельность, на которую у многих сельских школ, как правило, не хватает дополнительных ресурсов;

3) усиление роли школы в жизни села, проявляющееся в том, что школа выполняет не только образовательную, но и культурную, здравоохранительную, а также функцию социальной защиты детей. Плюс ко всему, во многих селах функционируют школы только первой образовательной ступени, которые просто обязаны подготовить детей к успешной адаптации и учебной деятельности на базе школ районного уровня.

В то же время, не смотря на очень большую ответственность сельской начальной школы, существует большое количество проблем, затрудняющих успешную реализацию образовательного процесса. Среди таких проблем: слабое материальное положение многих семей обучающихся, влияющее на здоровье, питание, психологический комфорт, обеспечение детей дополнительными образовательными услугами, использование возможностей культурных центров района и области и т.д.; сравнительно небольшой круг общения (в основном, это родственники и одноклассники); невозможность получения полноценного дополнительного образования из-за отсутствия в деревне соответствующих учреждений (Домов культуры, музыкальных, художественных, спортивных школ, станций юных техников и натуралистов и т.д.) и т.д. В поиске выхода из сложившейся ситуации мы пришли к необходимости разработки программы внеурочной деятельности, которая: во-первых, стала бы существенным подспорьем для сельской начальной школы, реализующей внеурочную деятельность, поскольку программно-методическое оснащение внеурочной деятельности обучающихся младших классов сельской школы в данной области проработано слабо; во-вторых, реализовывалась бы за счет реальных ресурсов, не требующих серьезных финансовых вливаний; в-третьих, имела бы универсальное содержание и могла быть использована в сельской местности любого региона России.

В соответствии с перечисленными выше требованиями мы разработали авторскую программу внеурочной деятельности по изобразительному искусству для обучающихся младших классов сельской школы «СПЕКТР».

Данная программа предназначена для развития личностно-эстетического потенциала обучающихся младших классов сельской школы. Содержание программы составлено таким образом, чтобы дети могли проявить себя в разных видах творческой деятельности – демонстрационной, досуговой, художественно-творческой, исследовательской и т.д. Полученный опыт обучающиеся могут использовать во время освоения таких учебных предметов как «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир», «Информатика», «Литературное чтение», а также во время подготовки к общественным мероприятиям, проводимым на базе школы и вне ее.

Основной целью Программы является развитие личностно-эстетического потенциала обучающихся младших классов сельской школы, необходимое, в свою очередь, для полноценной реализации духовно-нравственного развития младших школьников.

При этом под личностно-эстетическим потенциалом обучающегося мы понимаем интегративное личностное образование, выражающееся в наличии личностных ресурсов, необходимых для познания и преобразования окружающей действительности с позиций красоты.

Условно мы выделили в данном личностном образовании три компонента:

- эстетический, содержащий в себе личностные качества, обеспечивающие успешность эстетической деятельности (эстетическое отношение, эстетические чувства, эстетические интересы и потребности, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические взгляды и убеждения, эстетический идеал;

- учебно-познавательный, включающий учебно-познавательную мотивацию, мотивацию к саморазвитию и соответствующие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные);

- когнитивно-деятельностный, включающий знания и умения, необходимые для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты (досуговой, демонстрационной, исследовательской, художественно-творческой и т.д.).

С учетом поставленной цели и компонентов личностно-эстетического потенциала обучающегося мы определили следующие задачи:

1. Развитие учебно-познавательной мотивации, мотивации к саморазвитию и соответствующих универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).

2. Формирование знаниево-умениевой базы, необходимой для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты (досуговой, демонстрационной, исследовательской, художественно-творческой, деятельности по эстетизации окружающей среды и т.д.).

3.Формирование личностно-эстетических качеств, обеспечивающих успешность овладения эстетической деятельностью (эстетическое отношение, эстетические чувства, эстетические интересы и потребности, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические взгляды и убеждения, эстетический идеал).

Программа разработана на основе ряда общих педагогических принципов, таких как научность, системность и целостность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, взаимодействие общего, особенного и индивидуального в содержании и методах обучения, единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения, оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности и др.

Кроме того, мы выделили ряд специфических принципов, отличающих данную программу от других:

- принцип организации активной деятельности обучающихся, предполагающий, что деятельность педагога должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить активность деятельности обучающихся, а не ее подавление или ограничение. Данный принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, педагог должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности детей, стимулировать и поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что вытекает из следующего принципа реализации программы;

- принцип связи деятельности обучающихся с сельской жизнью. В широком смысле данный принцип подразумевает в качестве главного требования подчинение педагогической деятельности государственной стратегии образования - формированию заданного социальным заказом типа личности – подготовка людей, социально активных, коммуникабельных, заинтересованных в достижении целей, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения, мыслящих творчески и свободно. В узком смысле реализация данного принципа предполагает использование возможностей сельской жизни для познания окружающей действительности и ее преобразования: обучающиеся познают через эстетическую деятельность специфику жизни села и его обитателей (ветеранов войны и тыла, старожилов, известных людей, близость в родственных отношениях сельских жителей и в отношениях с соседями и т.д.), специфику сельскохозяйственной деятельности, событий, традиций, праздников и т.д.;

- принцип связи эстетической деятельности обучающихся с природой позволяет учитывать приближённость природы и непосредственной зависимости архитектурной пространственной среды села и жизни сельских жителей от природных условий. Опора на данный принцип позволяет включить в содержание программы познание через эстетическую деятельность ежедневно воспринимаемой ребенком окружающей природы и предметно-пространственной среды села: сельский дом (изба, чум, юрта и т.д.); пейзажи родного края (леса, поля, реки, озера, моря, горы и т.д.); архитектурно-пространственная среда села (улицы, села, памятников архитектуры и скульптуры и т.д.), детские площадки, социально значимые архитектурные объекты (фермы, МТМ, конный двор, мельница, больница, магазин, почта и т.д.); природные явления (гроза, град, ветер, дождь, молния, северное сияние, снегопад, туман и т.д.); домашние животные и их влияние на жизнь человека села; законы и традиции и села, связанные с жизнью природы (ледоход, снежные заносы, потайка, проводы зимы, весны и т.д.).

Принцип спиральности [3, с.94] означает сочетание принципов линейности и концентричности построения программ и реализуется следующим образом: для всего курса обучения, рассчитанного на четыре года, нами разработана матрица, в которой в линейной последовательности в соответствии с пятью генеральными темами («Мир такой большой и красивый!», «Человек и со-бытия на селе», «Сельскохозяйственный труд», «Природно-пространственное окружение», «Эстетизация окружающей среды») сконструировано содержание занятий, осваиваемое младшими школьниками по спирали, то есть, на каждом году обучения изучение каждой темы имеет новый виток развития. Дети первоначально знакомятся с основными понятиями теории изображений, средствами и материалами изображения, осваивают изображение «пазлов» каждой темы, поэтапно расширяют круг знаний, совершенствуют умения и навыки, УУД, необходимые для осуществления эстетической деятельности. Данный принцип позволяет также уделить равноценное внимание освоению разных видов искусства и разных видов эстетической деятельности.

В качестве методологической основы программы выступили методологические подходы: личностно-деятельностный, полихудожественный, индивидуально-творческий.

Итак, личностно-деятельностный подход базируется на психологических теориях личности и деятельности, доказывающих необходимость деятельности и разных ее видов для формирования разносторонне развитой личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.).

В современных педагогических исследованиях данный подход раскрывается через призму следующих характеристик:

- деятельность может быть рассмотрена как система, в которой осуществляется совместная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение определенного уровня развития личностных качеств;

- приоритетность в системе деятельности отдается личностно- смысловой сфере личности обучающегося;

- учет имеющегося у личности деятельностного опыта обеспечит дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности (Н.В. Ипполитова и др.) [1].

Таким образом, применение личностно-деятельностного подхода дает нам следующие основания для разработки и реализации Программы:

Применительно к нашей Программе, деятельность как система включает в себя множество подсистем-видов эстетической деятельности (демонстрационной, досуговой, художественно-творческой, исследовательской и т.д.), обеспечивающих гармоничное разностороннее развитие личности ребёнка, развитие его личностно-эстетического потенциала;

- приоритетным для нас является такой компонент личностно-эстетического потенциала обучающегося как эстетический, содержащий в себе личностные качества, обеспечивающие успешность эстетической деятельности (эстетическое отношение, эстетические чувства, эстетические интересы и потребности, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические взгляды и убеждения, эстетический идеал и др.);

- учет имеющегося и включение полученного в ходе освоения Программы опыта деятельности в любые предстоящие виды деятельности обеспечат дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личностно-эстетического потенциала обучающегося, обеспечивая тем самым готовность к дальнейшему продолжению деятельности по познанию и преобразованию окружающей деятельности по законам красоты;

- личность обучающегося мы рассматриваем в качестве целостного и самостоятельного субъекта, способного в период освоения разных видов деятельности, реализуемых в рамках Программы, самоизменяться и самосовершенствоваться на основе ведущего вида деятельности, обеспечивая тем самым готовность к дальнейшему продолжению деятельности по познанию и преобразованию окружающей деятельности по законам красоты.

Основываясь на положении об уникальности личности, данный подход, предполагает опору на разнообразные формы организации внеурочной деятельности, реализуемые в рамках Программы.

Следующий подход – полихудожественный – ставит приоритетной целью соединение искусств в одной образовательной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности (Б.П. Юсов и др.) [6]. Проанализировав материалы исследований, раскрывающих сущность данного подхода (Н.В. Богданова, Н.И. Бондаревой, М.И. Ерманюк, А.И. Кислова, Т.С. Ковалёва, Л.С. Курапова, Л.А. Липской, А.Ф. Лосева, В.Н. Полунина, Н.И. Потребич, Е.Н. Просолова, В.А. Рудакова, И.В. Соловьёвой, И.А. Терентьева, В.П. Шестакова и др.), мы выявили, что в его основе лежат следующие положения:

- «полихудожественный» - значит, включающий множество разнообразных искусств, объединенных с целью освоения человеком действительности в художественной форме;

- в педагогическом процессе используется такие формы полихудожественности, как «взаимодействие искусств», «интеграция искусств», «синтез искусств» и т.д.;

- сущностью полихудожественного подхода является переход обучающегося из категории субъекта образовательного процесса в категорию субъекта культурогенного процесса, основанный на взаимосвязи различных видов искусств и соответствующей им деятельности, профессионального пространства и полихудожественной среды, а также освоения и создания ценностей культуры;

- полихудожественный подход акцентирует внимание педагогов на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения в художественной деятельности (в этом заключено основное отличие полихудожественного подхода от профессионально-искусствоведческого, обращенного к развитию практических навыков деятельности и получению знаний о фактах искусства прошлого);

- полихудожественный подход предполагает полифоническое восприятие и отражение художественных образов, выход за рамки одного искусства, умение обучающегося осознать и выразить в действии любое явление или событие разными художественными способами: звуком, пластикой, ритмом, словом, знаком, символом;

- целью применения данного подхода к теоретическому исследованию и практическому решению вопросов эстетического воспитания и развития личности является соединение искусств в одной образовательной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности [4, с. 89-95].

Таким образом, применение полихудожественного подхода при разработке и реализации Программы позволяет:

- обосновать полихудожественную направленность содержания изучаемой Программы;

- выстроить процесс освоения Программы на основе принципа постепенного усложнения использования форм полихудожественности, используемых для художественно-эстетического воздействия на студентов: «взаимодействие искусств»→«интеграция искусств» → «синтез искусств»;

- выделить уровни взаимодействия младших школьников с полихудожественной средой: первый уровень – личностный - характеризует взаимодействие ребенка с искусством, самостоятельная творческая деятельность; второй уровень - образовательного учреждения – характеризует взаимодействие педагогов и обучающихся на основе разных видов искусства и по поводу искусства; третий – социально-культурный уровень – отражает взаимодействие с объектами материальной и духовной культуры за пределами образовательного учреждения (музеи, театры, библиотеки, филармонии, реставрационные мастерские, экспозиционные залы, картинные галереи и т.д.);

- определить оптимальные сочетания видов искусств, используемые в процессе приобщения младших школьников к искусству.

Важным при разработке и реализации данной Программы стал для нас индивидуально-творческий подход, основы которого заложены в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.В. Грачева, Л.Н. Когана, Л.М. Лузиной, Н.Е. Мажар, К.К. Платонова, В.П. Полонского, Я.А. Пономарева, И.И. Резвицкого и др.

Значимость применения индивидуально-творческого подхода вызвана необходимостью становления созидательной активности младших школьников, направленной на овладение ими эстетической деятельностью. Данный подход – это стратегия и тактика управления, соуправления и самоуправления становлением творческой индивидуальности ребенка при ориентации на предельный, максимально возможный для него результат.

Применение индивидуально-творческого подхода позволяет нам:

- стимулировать детей к принятию ими на себя определенной ответственности за процесс и результат своей деятельности, реализацию своего личностно-эстетического потенциала в процессе освоения искусства и творческой деятельности;

- овладение младшими школьниками деятельности по познанию и преобразованию окружающей действительности по законам красоты осуществлять в продуктивно-созидательном режиме;

- изменять уровни и формы сотрудничества педагога и детей посредством осуществления учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

Опираясь на выделенные принципы и методологические подходы, мы спроектировали педагогический инструментарий, необходимый для реализации Программы, содержание которого представлено методами и формами обучения.

Освоение материала программы целесообразно осуществлять в двух направлениях – освоение теории и освоение практики.

Первое направление осуществляется посредством различных методов: традиционных (беседы, объяснения, лекции, игры, репродуктивного, иллюстративного и др.); активных («мозговой штурм» (атака), мини-лекция, работа в группах, контрольный лист или тест, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, приглашение визитера, дискуссия группы экспертов, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего и др.) и т.д.

Закрепление теоретического материала по всем ее разделам происходит в практической работе, в которой приоритетное место занимают практические методы обучения (графические упражнения, макетирование, конструирование, лепка, пленерные зарисовки, декоративно-оформительский метод, а также чтение художественной литературы, слушание музыки, просмотр кинофильмов, составление рядов, способствующих накоплению опыта эстетической насмотренности, наслушанности, начитанности и т.д.)

Важной психологической характеристикой личностно-эстетического потенциала младших школьников является нахождение выхода из трудных творческих ситуаций, поиск своего нестандартного решения. Мы считаем необходимым развитие данного качества личности ребёнка, поэтому используем в своей деятельности затрудняющие методы (М.Б. Подоплян) [2] - метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод скоростного эскизирования, метод информационной недостаточности и др. (таблица 1).

Таблица 1

Методы затрудняющих ситуаций

Название метода

Характеристика метода

Метод абсурда

– заключается в том, что обучающимся предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Здесь важно иметь в виду, что деятельность младших школьников, их конкретные действия, характеризующие специфику эстетической деятельности, главным образом, отражают личностные установки, стратегии данного субъекта, стиль его деятельности.

Метод внезапных запрещений

– заключается в том, что обучающемуся на том или ином этапе запрещается использовать в процессе художественного творчества те или иные средства (изобразительные или выразительные) и образы. Данный метод разрушает штампы, возможности применять хорошо известные способы, средства и образы художественно-творческой деятельности. Так образом, у детей естественным образом складываются определенные вкусы, стиль художественно-творческой деятельности.

Метод временных ограничений

– основывается на учете существенного влияния временного фактора на интеллектуально-эстетическую деятельность. Если при неограниченном времени решения задачи ребёнок может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п., то при лимитированном времени решение или может упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает (чаще это применение шаблонного варианта), или деформируется (по характеру этих деформаций возможно судить об общих тенденциях интеллектуально-эстетической деятельности детей.

Метод информационной недостаточности

– применяется, когда ставится задача активизации художественно-творческой деятельности. Исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных.

Метод новых вариантов

– требование решать творческую задачу по-другому, находить новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию художественно-творческой деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений.

Метод скоростного эскизирования

- состоит в том, что детям предлагается решать новые задачи и ставится цель диагностировать особенности их художественно-творческой деятельности. По инструкции требуется как изображать все то, что они представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изображать все, что приходит в голову. Благодаря этому методу становится возможным более точно судить о трансформации образов, устанавливать, то значение, которое имеют понятие и зрительный образ. Самих детей это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества.

Каждый из перечисленных методов может сочетаться с другими и иметь ряд модификаций.

Отдельную группу методов составляют методы творческого обучения (А.В. Хуторской) [5], используемые нами в качестве специфических методов развития личностно-эстетического потенциала младших школьников (таблица 2).

Таблица 2

Методы развития личностно-эстетического потенциала

младших школьников

Название метода

Характеристика метода

Метод исследования

Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Обучающимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности стимулирует проявление творчества у обучающихся. Выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой из их неизбежно получает свой собственный творческий результат.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф.Цвики)

Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод образного видения

- эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя фигуру, знак или реальный объект, нарисовать эскиз предполагаемого блюда. Обучающиеся проговаривают, записывают и создают творческие продукты.

Метод ошибок

Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность обучающихся, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Метод придумывания

это способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Метод символического видения

Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством творческого освоения реальности. Например, педагог предлагает обучающимся предлагает будущим поварам, кондитерам наблюдать какой-либо объект с целью отобразить его символ в продуктах кулинарного творчества. Важное место занимает толкование обучающимися созданных «символов».

Метод случайных ассоциаций

Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «гвоздь» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации; «кислое молоко», «колючий напиток», «фруктовый сок», «подсолнечное масло» и т.д.

Метод смыслового видения

Одновременная концентрация обучающихся на объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключённую в нём идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта. Здесь требуется создание у обучающегося определённого настроя, состоящего из активной познавательно-творческой деятельности. Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у обучающихся таких качеств, как креативность, озарение, инсайт.

Существенным дополнением перечисленных методов являются формы, в которых организуются программные занятия.

Приоритетной формой занятий является практическая изобразительная деятельность детей, организуемая как коллективно, так и индивидуально в виде занятий живописью, рисунком, композицией.

Разнообразие занятий представляется нам через использование различных форм их организации.

Так, занятия-экскурсии имеют большую познавательную ценность для обучающихся, обеспечивая возможности непосредственного взаимодействия с различными архитектурно-пространственными, культурными, историческими, природными объектами, а также позволяя ребенку «войти в образ» художественно-эстетического объекта изнутри и накапливать опыт эстетической насмотренности. Экскурсия основана на комплексном (визуальном, вербальном, эмоциональном) восприятии эстетических предметов и явлений, позволяющая пополнять опыт эстетической насмотренности, начитанности, наслушанности и детей.

Появившиеся сравнительно недавно информационные технологии сделали доступными всемирно-известные достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий. Использование данной формы организации занятий будет эффективным в процессе любой из предложенных Программой генеральной линии.

Интересной и увлекательной формой занятия для детей и взрослых являются творческие мастерские – занятия свободной формы, в большинстве случаев, организуемые в рамках реализации пятой генеральной темы «Эстетизация окружающей среды». На данных занятиях дети осваивают такие виды деятельности, как украшение домашнего быта, создание единого стиля классной комнаты, оформление классной комнаты к различным праздникам, украшение школьного двора и сельских улиц, оформление результатов учебной деятельности и т.д. Нередко в работе творческих мастерских принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия помогают не только развивать эстетический вкус, художественно-оформительские навыки и стремление делать окружающий мир красивым, но и способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Эффективными для формирования устойчивой мотивации к эстетической деятельности и ускорения освоения необходимых знаний и умений, а также личностных качеств, обеспечивающих ее успешность, являются мастер-классы. Данная форма организации занятий предполагает приглашение специалиста, мастера или старшеклассника, владеющего высоким уровнем мастерства в каком-либо ремесле, народном промысле, виде искусства и т.д. в случае, если такой специалист не может принять реального участия в мастер-классе, ему предоставляется возможность пообщаться с детьми, например, по скайпу или в ходе телемоста и т.д. Кроме того, вполне оправданными являются мастер-классы, организуемые на базе учреждения или в мастерской художника, мастера резьбы по кости, архитектора, скульптора, дизайнера и т.д. дети с большим интересом «впитывают» все увиденное и услышанное в мастерской, проникают в атмосферу творческой среды.

Актуальными в рамках Программы являются – уроки творчества, имеющие своей целью демонстрацию результатов детской эстетической деятельности. Например, на занятии изобретательства дети демонстрируют поделки или продукты технического творчества. На занятии–выставке могут быть выставлены как детские работы, так и подборки творческих работ педагогов, родителей, старшеклассников, бабушек и дедушек. Обязательным для таких занятий является рассматривание и оценка каждой работы, что формирует эстетический вкус обучающихся. Весьма увлекательными могут быть творческие отчеты, организованные как «Вечерки», «Посиделки», «Воскресные встречи» и т.д. В свободной, непринужденной форме дети и взрослые обсуждают и любуются результатами детского творчества. Как правило, подобные мероприятия сопровождаются чаепитием со сладостями.

Помогают развивать творческое мышление занятия открытых мыслей. Суть данных занятий – перед изобразительной деятельностью проникнуться в образ, подумать, каким он будет, почему он будет таким, какие средства художественной выразительности нужно использовать, чтобы передать данный образ и т.д. А после изображения составить небольшое эссе и приложить его к своей работе. Дети всегда с большим волнением, искренне передают свои мысли, чувства, эмоции. Занятия открытых мыслей в первую очередь направлены на формирование у младших школьников чувств со-переживания и со-творчества, а также способствуют развитию уважительного отношения к мыслям и чувствам сверстников.

Интегрированные занятия – одна из самых сложных форм организации детской эстетической деятельности, поскольку объединяет в себе разные области познания, разные виды деятельности, одновременное освоение нескольких видов искусства и т.д. Примером интегрированного занятия является занятие по теме «Мой род, моя семья», проводимое в рамках генеральной темы «Человек и со-бытия на селе». Занятие предполагает включение детей одновременно в несколько видов деятельности – познавательную, художественно-творческую, конструкторскую и т.д. Знания и умения, которые получают дети на занятии, берутся из разных наук – геральдики, ономастики, истории, математики и т.д. При грамотной организации таких занятий всегда получаются самые неожиданные результаты. Работы детей отличаются оригинальностью, простотой решения, самобытностью и т.д.

Одной из форм организации занятий, проводимых за пределами школы, является занятие-экспедиция, обладающее широким спектром возможностей для формирования и развития учебно-познавательной мотивации, универсальных учебных действий, а также - знаний и умений, необходимых для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты.

В отличие от экскурсии, экспедиция представляет поездку или поход группы детей с каким-либо специальным (исследовательским, творческим т.д.) заданием. Длительность экспедиции по времени занимает не более одного дня. Помимо чисто эмоциональной стороны, экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, являясь возможностью наиболее полно применить на практике опыт эстетической деятельности. Главной целью экспедиции является сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора и т.д.

Еще одна особенность экспедиции - обязательное включение в её структуру после проделанной работы по сбору необходимого материала итоговых конференций, позволяющих формировать у младших школьников целостное представление о картине мира, связи различных сфер жизни и деятельности человека и их влиянии на его духовно-нравственное развитие, а также праздничной программы, включающей конкурсы, спортивные состязания, песни у костра и т.д.

Одной из форм эстетической деятельности, доставляющих детям массу удовольствия и развивающих стремление делать мир красивее, является творческий десант. «Высадка» десанта производится во двор школы, на улицы села, немноголюдные места с большим количеством высоких мрачных скучных заборов и т.д. Главная цель десанта – эстетизация окружающей среды – достигается за счет украшения заборов в технике «граффити», изготовления скульптур малой и средней формы из бросового материала для дворов и двориков (пластиковых бутылок, резиновых колес, мелкой железной посуды, веревок и т.д.), украшение детских игровых площадок, создание снежных городков и т.д. В подобных мероприятиях активно участвуют и взрослые. Такая деятельность сближает детей и взрослых, воспитывает бережное отношение к результатам человеческого труда, развивает креативность, смекалку, творческое и композиционное мышление.

Перечисленные формы занятий тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Также освоение содержания программы осуществляется при помощи ряда образовательных технологий или их элементов - элементы личностно-ориентированной, дифференцированной, проблемного обучения, коллективной деятельности, проектной деятельности и др.

Охарактеризованный педагогический инструментарий используется с учетом сезонных особенностей, интересов и активности детей, имеющихся ресурсов и др.

Таким образом, реализация предлагаемой программы внеурочной деятельности, направленная на развитие личностно-эстетического потенциала обучающихся во внеурочной деятельности, является одним из путей повышения эффективности духовно-нравственного развития младших школьников.

Список использованных источников:

  1. Ипполитова, Н.В. Методологические основы исследования проблем профессиональной подготовки будущих специалистов [Текст] / Н.В. Ипполитова // Профессиональная подготовка будущих специалистов: методологический аспект: монография / науч. ред. Ипполитова Н.В., общ. ред. Стерхова Н.С. – Ставрополь: «Логос», 2015. – 220 с.
  2. Подоплян, М.Б. Стратегии и тактики развития технического творчества [Интернет ресурс] / Подоплян, М.Б. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/metody-razvitiya-tekhnicheskogo-obucheniya-u-obuc.
  3. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки [Текст]: монография / Н. В. Ипполитова [и др.]. – Шадринск: Изд-во, 2010. – 244 с.
  4. Стерхова, Н.С. Выявление возможностей полихудожественного подхода в решении вопросов эстетического воспитания студентов педвуза [Текст] / Н.С. Стерхова // GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION: ADVSEO sp.zo.o., Szczecin, Poland. – 2014. - №3. – С. 89-95.
  5. Хуторской, А.В. 55 методов творческого обучения [Текст]: метод. пособие / А.В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. - 42 с.: ил. (Серия «Современный урок»).
  6. Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П. Юсов // Виды искусства и их взаимодействие. – М.: Педагогика, 2001. – 191с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Развитие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций,...

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС

Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОСиз опыта работы...