Статья. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
статья на тему

Карпович Татьяна Анатольевна

Рассмотрены основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся начальной ступени обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпович Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

 МБОУ "Средняя общеобразовательная школа

 им. М. М. Рудченко села Перелюб

Перелюбского района Саратовской области"

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

"Человек рожден для мысли и действия"
Марк Тулий Цицерон

С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.           

В новом  Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектную деятельность можно  организовать  в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1)   сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности обучающихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать обучающихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей.  В 1 классе нужно учить выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.

На основе  первого опыта ученикам 1 класса было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их мини-проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга».     По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных». В преддверии Нового года обучающимся было предложено провести небольшое исследование на темы «Образ Деда Мороза», «Образ Снегурочки».

 В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Один из наиболее интересных и содержательных проектов, выполненный совместно с родителями, был отправлен на Всероссийский конкурс  «Умникус» в номинации «Умникус ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» и участница получила диплом победителя 2 степени.

В нашей школе методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с обучающимися, довольно сложно. В работе над проектами я стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей обучающихся. В этих целях провожу родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. 

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

2) Учение через деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

5)Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!

Так, в текущем учебном году обучающиеся моего 1 класса выполняют индивидуальные проекты по изобразительному искусству, руководствуясь общей темой «Явления природы в живописи». В рамках данной темы каждый выбрал из предложенных тем свою, более узкую («Зимняя сказка», «Волшебные краски осеннего дерева», «Сила молнии», «Морозные узоры», «Радуга – мостик в мечту» и пр.).  В течение учебного года, начиная с сентября, на занятиях по проектной деятельности мы изучали данные явления с научной точки зрения, дети учились находить информацию в журналах, энциклопедиях, сети Интернет. Затем рассматривали и изучали картины художников, произведения поэтов, писателей, композиторов, посвятивших свои работы явлениям природы. Обучающиеся выполняли творческие работы, свои рисунки, подбирали цветовую гамму, используя карандаши, акварельные краски, гуашь, фломастеры к предложенным шаблонам и т.д. После этого совместно с ними разработали план выполнения проекта. Итоговым продуктом деятельности должен стать индивидуальный рисунок по выбранной теме, выполненный в любой технике. На родительском собрании также неоднократно уделяла внимание данной теме, предупредив родителей, что дети в большей степени должны сами работать над проектом, а роль родителей заключается в оказании помощи.   Для удобства работы над проектом, я предложила руководствоваться в своей деятельности «Памяткой начинающему исследователю», а также в помощь для подготовки защиты и представления своего проекта разработала «Образец представления проекта по ИЗО».  Надеюсь, что данная работа заинтересует обучающихся и в последующие годы обучения они с таким же интересом будут работать по данному направлению.

На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют. 

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».

                                                                Бернард Шоу

Используемая литература.

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

4. Сизова Р. Ф., Селимова Р. Ф. «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

5. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__

Приложения.

Образец представления своего проекта по ИЗО.

Можно выполнить в печатном виде или в виде компьютерной презентации MicrosoftPowerPoint, в которой можно разместить картины художников, фотографии природных явлений и т.д.

Где отмечено курсивом, нужно изменить под свою тему.

Слайд 1. Титульный слайд (название работы, автор)

Я хочу рассказать вам об одном из природных явлений нашей полосы, о грозе! Каждый из нас был свидетелем этого явления, я думаю, не один раз и ощущал на себе трепетание души от этого. Территория нашей Саратовской области подвержена грозам в основном в период весна – лето - ранняя осень.

Слайд 2. Цели и задачи.

Я поставила перед собой цель: выяснить, как возникает явление природы гроза и как её представили поэты, художники и музыканты.

Задачи:

1) Изучить грозу как явление природы.

2) Найти и изучить информацию в различных источниках (изучить народные приметы, произведения литературы, живописи, музыки), посвященную данному явлению.

Слайд 3. Методы исследования. План работы.

В своей работе я использовала следующие методы исследования: изучение литературы, поиск информации в Интернете, рассказы взрослых, наблюдение, свой собственный опыт.

Работу проводила по заранее составленному плану:

  1. Найти информацию о грозе и ее проанализировать.
  2. Провести наблюдения.
  3. Подобрать пословицы, поговорки, стихи, фото, репродукции картин художников и пр.  о грозе.
  4. Сделать выводы, изготовить продукт (выполнить рисунок на тему «Гроза в начале мая»).

Слайд 4. Гроза (фото).

Гроза – атмосферное явление, при котором внутри облаков возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом.

Молния — гигантский электрический разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и резким звуком (громом).

Слайд 5. Гром. (фото).     

Молния нагревает воздух, он резко расширяется, а затем резко сжимаясь вызывает удар – это и есть Гром.

    Скорость звука значительно меньше скорости света. Поэтому мы слышим гром всегда после молнии. Чем дальше от нас молния, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далеких молний вообще не доходит. Такие молнии называются Зарницами.

Слайд 6. Распространённость. (фото).

Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, в среднем 46 молний в секунду. По поверхности планеты грозы случаются неравномерно. Над океанами гроз в десять раз меньше, чем над континентами. Больше всего гроз в  Центральной Африке. В полярных районах Арктики и Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает. Обычно грозы приходятся на лето и дневные часы. На грозы влияют также особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах.

Слайд 7. Из истории. (фото, рисунок).

Человек давно пытается постичь загадочную природу грозы.

         На первобытных людей гроза производила сильное впечатление, вселяя ужас и трепет. Наши предки гром и молнию приписывали к «деятельности» Ильи-пророка, который, «катаясь на колеснице по небу, пускает огненные стрелы».  Но в те далекие времена разгадать эту природу было не под силу. И только в 1752г. Б.Франклин экспериментально доказал, что молния – это сильный электрический разряд.

Слайд 8. Тема грозы в творчестве поэтов, писателей и художников.

Гроза во все времена привлекала внимание поэтов,  писателей и художников. Она, как красивое в какой-то степени явление, вдохновляла их на создание прекрасных произведений.

Например: Островский «Гроза», Колесников «Гроза», Тютчев «Весенняя гроза», Брюсов «Летняя гроза», Пушкин, Лермонтов, Фет, Заболоцкий. Барто, Тургенев и многие другие так же не обошли эту тему стороной. (можно рассказать стихотворение)

Слайд 9. Репродукции

И. Левитан

А. Саврасов

И. Айвазовский

Д. Пермяков

В. Сыров

Слайд 10. Своя работа. (рисунок на выбранную тему)

Познакомившись с техниками выполнения рисунков, я выбрала – рисование акварелью, подобрав цветовую гамму, которая наиболее подходит для изображения грозы: темно-синий, желтый, оранжевый, сиреневый, черный.  И выполнила рисунок «Гроза в начале мая»

Слайд 11. ВЫВОД.

Изучив это природное явление, стало понятно, что гроза хоть и явление по своему красивое, таит в себе немалую опасность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Статья "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Организация проектной деятельности в начальной школе...

Статья о проектной деятельности в начальной школе

Статья о проектной деятельности в начальной школе на примере разработки проекта "Любимый город" во 2 классе....