"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"
учебно-методический материал на тему

«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления.  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Мастер-класс  познакомит  с некоторыми приемами рефлексивной технологии на основе интегрированного урока развития речи и музыки по теме:«Услышав музыку стиха…».  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksivnye_tehnologii.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий»

«Нельзя научить, можно научиться»

 - такова философия технологии

 рефлексивного (критического) мышления.

        Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п

Рефлексия ( от латинского слова – обращение назад)

  1. размышление о себе, самонаблюдение, самопознание.
  2. форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и закономерностей.

По сути, рефлексия – это самоанализ. Рефлексия – это неотъемлемый компонент любой деятельности.

Прежде всего, рефлексивные технологии направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, ее контроля и самоконтроля,  что приводит к саморазвитию – активному, последовательному, качественному изменению личности.

Кажется, что для начальной школы методы и приемы рефлексивных технологий сложны и трудны. Но это не так. Именно начальная школа может научить ребенка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить. Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение знаний, когда ученик:

  • анализирует и актуализирует имеющиеся знания;
  • пополняет их, вдумчиво выполняя задания;
  • критически оценивает сделанное;
  • проверяет и анализирует результат своей деятельности.

Сегодня   в процессе деятельности мы  познакомимся  с рефлексивной технологией и освоим некоторые приемы на основе интегрированного урока развития речи и музыки «Услышав музыку стиха…»  с использованием проектной деятельности.

Видеофрагмент о Воронеже.

- А что для вас Воронеж (город, в котором я родился, моя малая Родина)

- Что такое Родина? Какой смысл мы вкладываем  в это понятие?

СЛАЙД  Родина,

  1. отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм). 2) Более узко — чьё-либо место рождения. 3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
  2. Родина - это то место, где человек чувствует себя дома, где ему приятно находиться, куда после долгого отъезда он хочет возвращаться вновь и вновь. Это может быть место жизни его предшественников, это может быть место, где он родился, вырос

А.Н. Толстой очень точно писал: « Родина - это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер».

Человек воспринимает Родину не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством.
Условно различают большую и малую Родину. Большая Родина - это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину. Малая Родина - это место (село, город) становления человека как личности. Это место, которое навсегда остается в нашей душе и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях.

- Что вы представляете, когда слышите «Моя малая Родина»?

- Я хочу предложить вашему вниманию свои ассоциации.

Слайд

Я использую прием   кластера. 

 Прием кластеров  универсален.

 Суть этого приема – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:

  • выделить главную смысловую единицу (тема);
  • выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  • Конкретизировать фактами и мнениями.

Участникам мастер-класса  (они разделены на творческие группы) раздается  информационный  материал по каждому направлению.

 Материал для работы в группах  (каждая по своему направлению) дети готовят самостоятельно дома.

Живой обмен идеями в процессе групповой работы между  участниками дает возможность расширить свой словарный запас по данной теме, а также познакомиться с материалом, который подобрали другие ребята.

О Родине поэты слагали свои лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения.

Родина - это и наши великие, знаменитые на весь мир литература, музыка, живопись  - одним словом, наша духовная культура.

  • И.Никитин, А.Кольцов (биография поэтов, интересные факты, стихи)

С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.

Стихи наших поэты настолько мелодичны и напевны, что многие композиторы на стихи наложили музыку.

Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.

  • Послушайте романс А.Гурилева на стихи А. Кольцова.

   Среди современных воронежских поэтов-исполнителей можно выделить Сергея Гребенникова. Он пишет песни о Воронеже, духовную музыку говорят о  своей любви к Родине и природе, преданной дружбе и настоящем искусстве.

Сергей Гребенников.

Она прославила не только частушку, но и свою Родину Частушек знала «великое» множество, и сама сложила более трехсот. Далеко за пределами России известны ее «Топится, топится в огороде баня», «Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе».

Мордасова Мария Николаевна – воронежская певица, собиратель, автор и исполнитель частушек, припевок и песен, народная артистка СССР.

  • Русская народная песня. Мария Мордасова.

(видеофрагмент)

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

  • Воронежский костюм.

Наша Родина - это еще и русский язык, богатый и могучий, объединяющий всех нас в едином общем доме народов.

Мы должны ценить свой язык - неотъемлемый атрибут Отечества. Язык, на котором мы впервые сказали слово «мама» и «люблю». Язык наших душевных российских песен. Язык, на котором мы произносим слова торжественной клятвы на верность Родине.
Об особенностях языка воронежской области расскажет нам …

  • Диалект (особенности речи, языка) воронежского края.

Урок подходит к своему логическому завершению. Как организовать этап рефлексии?

- Я говорила об универсальности приема кластера? Этим приемом можно и закончить урок.

- Представители каждой творческой группы могут задать вопросы по теме своего выступления или по материалу, представленному другой группой. Зачем, спросите вы?

Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами  позволяет лучше понять и принять ее.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

- Какими еще приемами рефлексии можно воспользоваться на завершающем этапе урока?

Например, «Мини-сочинение»

В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Мы сегодня много говорили о своей малой Родине и о людях, которые прославили ее.

Я хочу предоставить вам пять минут на размышление.

Темы эссе:

  • Я горжусь своей малой Родиной!
  • Я стану достойным гражданином Воронежа!
  • Для меня  малая Родина – это …

Еще один интересный прием рефлексии:

Рефлексивная мишень.

Данная технология  формирует умение осознать себя в уроке и оценить собственные  действия.

После заполнения мишени, учитель делает краткий анализ.

А следующие рефлексивные технологии актуализируют творческий потенциал ребенка,  формируют умения находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое.

Ключевое слово

С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.

«Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

       «Острова»

Данная технология является личностно-ориентированной и рассматривает широкий спектр эмоционального состояния учащихся. Помогает каждому человеку включиться в речевое взаимодействие со своими одноклассниками, сформировать базовые навыки общения и научиться эти навыки применять.

(Остров удовольствия, радости, просветления, воодушевления, грусти, тревоги, неопределенности, недоумения, бермудский треугольник)

«Анкета-газета»

 Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

        Применение рефлексии в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносить разнообразии в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации.

Прием «Пишем синквей» (от английского «путь мысли») применяется для присвоения новой информации. Правила написания синквея:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквея.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Таким образом: синквей по теме «рефлексивная технология»

Рефлексивная технология

Нужная, важная.

Активизирует, учит, развивает.

Принимать взвешенные решения помогает.

За ней будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника

В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД....

Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.

В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классо...

«Формирование орфографической зоркости младших школьников на основе современных педагогических технологий»

laquo;Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даё...