Выступление на городском семинаре Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»
учебно-методический материал на тему

Плясова Нина Дмитриевна

Выступление на городском семинаре по теме: "Приемы и методы формирования УУД умений младших школьников на уроках литературног чтения в рамках реализации ФГОС НОО"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если литература храм, то чтение — дорога к нему .» Л.А.Ефросинина Приемы, средства и методы ф ормирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения.

Слайд 8

Формирование УУД на уроках литературного чтения Личностные УУД Смыслообразование Самоопределение и самопознание Морально-этическая ориентация и нравственная оценка

Слайд 9

Коммуникативные УУД в курсе литературного чтения Виды коммуникативных действий: Сотрудничество и кооперация Интеллектуальный аспект коммуникации Постановка вопросов по изучаемому произведению Речевые умения

Слайд 10

Регулятивные УУД в курсе литературного чтения Виды регулятивных действий: Целеполагание, планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Слайд 11

Общеучебные универсальные действия Выбор вида чтения Рефлексия на содержание и форму произведения Поиск и выделение необходимой информации Знаково-символические действия



Предварительный просмотр:

МГПУ кафедра управления образовательными

Системами ГБОУ СОШ № 1280 с углубленным изучением                                                             английского языка Юго-Западного административного округа

г. Москвы

Городской семинар

Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»

Выступление учителя начальных классов Плясовой Н.Д.

по теме:  «Приемы и методы формирования универсальных учебных умений младших школьников на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО»

                                            14 мая 2015 год

           Выступление на научно-практическом семинаре

учителя начальных классов Плясовой Нины Дмитриевны

Тема: «Приемы, средства и методы формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения в рамках ФГОС НОО»

     Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информативных технологий.

 Приоритетной целью школьного образования в этих условиях, становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    Поэтому задачами работы на уроках является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, такими как, умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью, составляющими основу умения учиться.

   Роль уроков чтения в системе общего начального образования достаточно высока. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию.
Средством формирования УУД  средствами предмета «Литературное чтение»
служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат.

В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1.
Смыслообразование - через прослеживание «судьбы героя»

2. Самоопределение и самопознание - на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка-  действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование эстетических чувств.     

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.
Виды коммуникативных действий:

  1. Сотрудничество и кооперация: чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям).

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.


    3. Постановка вопросов по изучаемому произведению 

например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».


   4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках.

 Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.


Виды регулятивных действий:


1.
Целеполагание, планирование

2. Прогнозирование 

3.Контроль
4.
Коррекция

5. Оценка

 Общеучебные универсальные действия:


1.
Выбор вида чтения 
2.
Рефлексия на содержание и форму произведения
3.
Поиск и выделение необходимой информации 
4.
Знаково-символические действия.

   Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением.
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ

Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Выступление на городском семинаре по преемственности «Содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков»

В данном выступлении проведена параллель работы над словом в детском саду и школе, так как   учителя начальных классов должны  опираться на на работу воспитателей в дошкольных учреждени...

Цикл занятий в рамках реализации образовательной программы «Мы - твои друзья»

Цикл занятий в рамках реализации образовательной программы «Мы - твои друзья»...

Отзыв на научно-практический семинар Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы

Отзыв на научно-практический семинар Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы...