Исследовательская деятельность младших школьников в рамах реализации ФГОС НОО
статья на тему

Елизарова Елена Михайловна

Статья "Исследовательская деятельность младших школьников в рамах реализации ФГОС НОО"  рассказывает о том, как организовать исследовательскую деятельность в начальной школе, цели и задачи исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Елизарова Е.М (Волгоград)

Исследовательская деятельность младших школьников в рамах реализации ФГОС НОО

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Рассмотрим некоторые вопросы исследовательской деятельности учащихся, оформление исследовательских работ.

Исследовательская работа имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного             вида деятельности. 

Научная работа вначале тщательно продумывается и планируется.

Примерный план проведения исследования:

  1. Выбор конкретной темы.
  2. Изучение литературных источников по теме.
  3. Формулировка гипотезы исследования (какие результаты предполагается получить)
  4. Проведение экспериментов (сбор данных), статистическая обработка и анализ результатов.
  5. Обсуждение результатов  исследования и  формулировка выводов.

6. Оформление работы, подготовка научного доклада и компьютерной презентации.

Рассмотрим три главных составляющих исследовательской работы: тема, цель, задачи.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования.   Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет  саму возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы.

Основные требования к выбору темы исследования: тема должна быть: актуальной,   интересной  и оригинальной, остаточно конкретной, тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения работы.

Рассмотрим типичные ошибки при формулировке названий: слишком  объемное,  выходящее за рамки  конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная; слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы; не соответствующее содержанию работы; слишком «бойкое»,  журналистское (например: «Быстрое питание – скорое заболевание», «Заливается звонок - начинается урок» и др.)

  • Общие, неконкретные  формулировки так же не приемлемы (например: «Влияние света на живые организмы», «Исследование состояния воздуха»).

Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования.  Грамотно  и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех  всего исследования.

Цель – это:  формулировка  основной проблемы исследования,  ответ на вопрос, заданный в названии работы,  предвидение результатов исследования.

Задачи исследования: это этапы работы, способы достижения цели, они  не могут повторять цель или быть крупнее цели, задачи рекомендуется формулировать только после  обдумывания рабочей  гипотезы, так как при одной и той же цели  можно использовать различные подходы и  методы исследований, к  задачам научного исследования не относятся учебные задачи – изучение литературы по теме, освоение методов, подготовка презентации и т.д.

В данной статье мы рассмотрели только три вопроса: тема, цели и задачи. Но мы можем сделать вывод о том, что, привлекая учащихся к исследовательской деятельности,  мы с уверенностью можем сказать, что реализация исследовательского метода развивает способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Литература

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной  школе. – М., 2000
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008.
  2. Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...

Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Организация  исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации   ФГОС НОО...

Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО...

Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. ...