«Формирование исследовательских умений в процессе обучения математики в начальной школе»
статья на тему

Елена Николаевна Куркина

Формирование исследовательских умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskie_umeniya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование исследовательских умений в процессе обучения математики в начальной школе»

Изменения, происходящие в настоящее время в социальной, экономической, культурной жизни России оказывают влияние на демократические процессы в обществе, на становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, важнейшим принципом построения которого становится ориентация на личность обучающегося, на взаимодействие учителя и ученика. Это нашло отражение в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Главной целью становится воспитание личности, способной к самоопределению, к самообразованию и самовоспитанию. Приоритетные направления развития современной школы получили теоретическое обоснование в трудах  Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.В.Запорожца, В.ПЗинченко, В.А.Ильенкова, В.Л. Матросова, В.А.Трайнева, В.Д.Шадрикова и др. ученых.

Обучение математике обладает уникальными возможностями в планеинтеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления, необходимых не только для продолжения образования и освоения новых областей знаний, на и обеспечивающих успешность профессиональной деятельности и полноценность повседневной жизни в современном обществе. Современной психологией и дидактикой накоплен большой теоретический и практический опыт по исследованию и решению проблемы интеллектуального развития учащихся при обучении математике. Основу его составляют психологические закономерности умственного развития школьников в процессе обучения, раскрытые в трудах А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.Н.Кабановой-Меллер, З.И.Калмыковой, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, И.СЯкиманской и др.

У человека, постоянна воспитывающегося в условиях репродуктивной деятельности, формируется инертный тип мышления, он не способен выйти за пределы ситуации, найти нестандартные решения и взять на себя ответственность за их принятие. Создание новой школы диктует потребность в выпускнике как личности саморазвивающейся, способной реализовать свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Одним из условий решения современных задач образования является формирование исследовательских умений учащихся.

Современная школа до недавнего времени руководствовалась принципом «учить всех всему». Анализ опыта массового и элитарного обучения, результаты опросов учащихся, учителей свидетельствуют, что исследовательские методики и технологии в образовательных учреждениях распространены недостаточно. Способностью- самостоятельно «открывать* знания обладают немногие школьники. Поэтому следует организовать такое обучение, при котором «учащийся на занятиях был бы не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, т.е. человеком, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия».

Проблема исследовательской деятельности школьников имеет богатую историю, однако с момента появления в педагогике исследовательского метода основное внимание уделялось учебным исследованиям в естественнонаучной и гуманитарной областях (Б.В.Всесвятский, В.Е.Райков и др.); эти направления исследовательской деятельности школьников продолжают оставаться приоритетными и на сегодняшний день (В.И.Андреев, Л.И.Анциферова, А.В.Леонтович, Л.М.Федоряк, И.Д.Чечель и др.).

Между тем, один из принципов новой концепции школьного математического образования состоит в том, чтобы при обучении математике «предпочитать эвристическое исследование доктринальному изложению». Появление задач-исследований в учебниках по математике для начальной школы свидетельствует о возможности включения в процесс обучения математике технологии формирования исследовательских умений.

К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологи» трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного- обучения и др. Но, как показывает анализ методических публикаций, дидактических пособий, изучение опыта работы учителей, развивающий потенциал многих технологий, их возможности для формирования исследовательских умений не реализуется в полном объеме, что определяет, на наш взгляд, целесообразность проведения дальнейшей работы в этом направлении.

Формирование у школьников исследовательских умений должно происходить в процессе разработки конкретных математических моделей в некоторой исследовательской среде. Мы полагаем, что такой оптимальной исследовательской средой для младших школьников являются исследовательские задачи, т.е задания, выполнение которых, предполагает  прохождение учеником основных этапов математического исследования.

Выбор был обусловлен тем, что новая исследовательская среда для решения задач не только обладает богатым набором функциональных возможностей для решения целого ряда нестандартных задач, возникающих в учебной деятельности старшеклассников, но и тем, что эти возможности доступны младшим школьникам.

Основная педагогическая задача - научить младших школьников самостоятельно- решать нестандартные задачи, возникающие в учебной деятельности, требует внести изменения в сложившуюся практику преподавания математик», нацеленной в основном на механическое запоминание основных понятий и отработку отдельных навыков. Поэтому проблему формирования исследовательских умении у младших школьников мы рассматриваем во взаимосвязи с познавательным интересом, мыслительными операциями, методами проблемного обучения.

Сказанное выше определяет актуальность темы, которая обусловлена противоречием- между общественной потребностью- в творческой личности, способной решать практические задачи в своей профессиональной области с использованием современных средств обучения, и реальной практикой обучения математике, формирующей специалистов, умеющих выполнять только ограниченный набор шаблонных действий.

Цель исследования состоит в разработке технологии формирования исследовательских умений учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования заключается в том, что повышению качества знаний обучаемых в значительной мере способствует развитие математического мышления за счет внедрения в процесс обучения технологий формирования исследовательских умений, основанной на деятельностном подходе, и включающую в себя следующие этапы:

  • мотивация деятельности обучающихся через осознание и принятие ими задачи по формированию исследовательских умений;
  • ознакомление учащихся с содержанием исследовательских умений, выделение умственных действий;
  • осознанное применение имеющихся знаний при проведений обучающего упражнения, выделение алгоритма выполнения действий;
  •  оперативный (текущий) контроль и коррекция процесса формирования исследовательских умений;
  • закрепление исследовательских умений в процессе проведения самостоятельного исследования;
  • контроль и самооценка сформированности исследовательских умений при выполнении специальных заданий.

    В  соответствии с целью, предметом и гипотезой, исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность понятии «формирование», «исследовательские умения» в применении к учащимся начальной школы.

2. Опираясь на деятельностный подход в обучении и развитии учащихся, создать технологию формирования исследовательских умений.

3. Экспериментально проверить предлагаемую технологию формирования исследовательских умений.

Для решения сформулированных задач исследования были использованы следующие методы:

  • теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы па теме исследования);
  • эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ продуктов учебной деятельности);
  • организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы;
  •  статистические методы обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе деятельностного подхода в обучении математике разработана технология формирования исследовательских умений учащихся начальной школы, которая состоит из 6 этапов (мотивационный, ознакомительный, осознанное применение умений, оперативный контроль, закрепление, контроль и самооценка), раскрыта на материале тем «Переместительное свойства умножения»-, «Задачи на движение в одном направлении», «Решение составных уравнений, сводящиеся к цепочке простых», реализующейся на трех уровнях: проективном, связанном с конструированием содержательной составляющей технологии формирования исследовательских умении в учебном процессе; операционном, направленном на внедрение теоретических положений разработанной технологии в образовательную практику с целью ее совершенствования; рефлексивном и корректировочном, предполагающем оценку влияния технологии формирования исследовательских умений учащихся ш результаты обучения математике в начальной школе и последующую корректировку взаимодействия научной теории и практической деятельности.

Теоретическая  значимость исследования состоит в том, что в нем:

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы сформулированы основные характеристики развивающего обучения, опирающиеся на закономерности учебной деятельности учащихся;
  • выделены исследовательские умения соответствующие возрастным особенностям младших школьников;
  • определены условия и средства их формирования на всех этапах обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что использование разработанной технологии формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения математике в начальной школе и значительно расширяет возможности математической подготовки школьников.

Результаты и выводы исследования, разработанная технология формирования исследовательских умений могут быть использованы в практической деятельности учителей общеобразовательных школ, а также служить основой для создания методических материалов, реализующих развивающую функцию обучения математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе

            Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)

Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...