Интерактивные технологии в обучении слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
статья на тему

Куликова Юлия Игоревна

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Данный материал содержит практические советы и упражнения для преодоления проблем в учебе у слабоуспевающих учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии в обучении слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.

(Слайд 2). Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, состояние здоровья учащихся;  так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно – мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность впф.

Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Для того чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

Итак, почему неуспевающие дети – это “вечная” проблема школы? (Слайд 3).

Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

  1. Недостатки познавательной деятельности учащихся.
  2. Недостатки развития мотивационной сферы детей.
  3. Недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.

Для преодоления неуспеваемости, в основе которой лежат те или иные психологические причины, широко используются интерактивные методы обучения.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три группы методов: (Слайд 4).

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

(Слайд 5). 

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

(Слайд 6).

 3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личносто-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. (Слайд 7-8). 

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.

В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интерактивных методов на разных этапах урока. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по русскому языку с элементами коррекции аграмматической дисграфии. (Слайд 9).

 Аграмматuческая дuсграфuя связана с несформированностью у ребёнка грамматических систем словообразования и словоизменения, что прежде всего находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. Эти затруднения не могут не переноситься и на письмо.

Конспект занятия.

Тема: Путешествие в Бумажную страну (развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе).

Цель: закрепление знаний детей об имени прилагательном.

Задачи:

Коррекционные: - устранение аграмматизма в устной и письменной речи,

- закрепление правильного употребления притяжательных прилагательных,

Развивающие: - развитие умений словообразования прилагательных,

- развитие мелкой моторики,

- развитие зрительного восприятия,

- развитие зрительно-пространственной ориентировки,

Образовательные: - закрепление навыков согласования прилагательных с существительными,

Воспитательные: - воспитание любви к родному языку.

Ход занятия. (Слайд 10).

1) Орг. момент.

(Катаем маленький мячик - одной рукой по полу, другой рукой по полу, перекладываем  из ладошки в ладошку, гладим его).

Я, катаю круглый мяч,
Не даю пуститься вскачь,
Правою ладошкой,
Покачу немножко,
Левою ладошкой,
Покачу немножко.
Я хороший крошка!
Положу его в кулак,
Не отнимите ни как,
А потом возьму в другой,
Спрячем мячик небольшой.
Очень он у нас хороший,
И на ёжика похожий!

2) Подготовительная работа.

а) Закрепление правильного употребления притяжательных прилагательных.

- Посмотрите, кто-то шёл перед нами и оставил следы. Кто это мог быть? (На доске иллюстрации следов разных животных, когда дети отгадывают, учитель выставляет на доску иллюстрации этих животных). (Каждый раз учитель спрашивает: «Чьи это следы?»).

б) Подбор признаков к предметам.

- Посмотрите на картинки, на которых изображены животные.  Подберите признаки к  словам, ответив на вопрос «Какая?», «Какой?».

- С какой частью речи будем работать на занятии?

3) Сообщение темы занятия.

4) Основная часть. (Слайд 11).

а) Обогащение словаря предметов. Подбор предметов к искомому признаку.

- Сегодня на занятии мы отправимся в волшебную страну. А как называется эта страна, мы сейчас узнаем. Прочитайте прилагательные, записанные на доске и подберите к ним существительные.

(Слова: бумажная, бумажное, бумажный, бумажные)

Кто догадался, как называется эта волшебная страна? (Слайд 12).

б) Развитие зрительно-пространственной ориентировки. (Слайд 13).

- Для того чтобы попасть в эту волшебную страну, нужно пройти лабиринт. Возьмите листочки на партах и попробуйте найти путь в волшебную страну. (Работа в парах)

в) Развитие слухового внимания. (Слайд 14-15).

- Вот мы и оказались в Бумажной стране. Здесь все сделано из бумаги. В этой стране живут бумажные человечки. Они ездят на бумажных машинах, живут в бумажных домах, в городах растут бумажные деревья и цветы. Бумажные человечки хотят загадать вам загадки.

Сито большое, сито голубое. Сеет-веет белый пух на леса, поля и луг. (Небо и снег)

У песочных ям, у горы крутой стоит великан с железной рукой. (Экскаватор)

Рукастая, зубастая идет-бредет по улице. Идет, и снег сгребается, а дворник улыбается. (Снегоуборочная машина)

Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я не кот. Часто прыгаю упруго, покачусь – и под комод. (Клубок)

- Послушайте загадки еще раз и выпишите из них прилагательные. (Учитель читает загадки в медленном темпе. Если ребенок испытывает затруднение, он может взять карточку с загадкой и воспользоваться ей как подсказкой. Затем производится проверка в парах)

г) Развитие зрительного восприятия. Закрепление знаний о цветах. (Слайд 16).

- На пути ко дворцу нам встретился лев. Нужно преодолеть это препятствие. Думаю, что лев пропустит нас, если мы составим слова из букв и слогов, которые написаны на картинке. (Дети составляют слова и записывают их рядом с рисунком. Работают в группе).

- Раскрасьте льва по инструкции: тело, голова  и хвост – оранжевым цветом, грива и кисточка на хвосте – коричневым, глаза – голубым, нос – черным, язык – розовым.

д) Развитие устной речи. (Слайд 17).

- Перед нами дворец Бумажной королевы. Чтобы попасть во дворец королевы Бумажной страны, нужно подняться по высокой лестнице из прилагательных. Но посмотрите, некоторые ступеньки лестницы повреждены. Мы должны их восстановить. Для этого подберите к прилагательным антонимы. Что такое антонимы?

(Слова: высокий - …, далекий - …, холодный - …, белый - …, болтливый - …, смелый - …, мягкий -…)

е) Закрепление навыков словообразования. (Слайд 18).

- Вот мы поднимаемся по ступеням бумажного дворца. Нас встречает королева Бумажной страны. Отчего она так грустна? Повелительнице подарили странную книгу: на каждой странице записаны словосочетания, которые нужно превратить в слова, обозначающие признаки предметов. Давайте поможем королеве. Прочитайте словосочетания на карточках и замените их прилагательными по образцу. (Образец: мяч для тенниса – теннисный).

доска в классе - …                           часы на стене - …

вилка из металла -….                      парта для школьника - ….

утро зимой - …                               сумка для дамы - …

(фронтальная работа)

ж) Физкультминутка. (Слайд 19-23).

- В Бумажной стране жители прекрасно умеют делать разнообразные поделки из бумаги – оригами и аппликации. Сегодня они хотят и вас научить этому ремеслу.

(Дети вместе с учителем выполняют поделку из бумаги).

з) Развитие логического мышления. Игра «Прятки». (Слайд 24).

- Вы прекрасно справляетесь со всеми заданиями. Но королева хочет предложить вам очень трудное и интересное задание. Только самые способные мудрецы ее королевства способны с ним справиться. Если вы выполните его правильно, королева посвятит вас в сан наимудрейших мудрецов своего Бумажного королевства. Возьмите карточку, на ней написаны буквы, среди которых спрятались слова. Найдите все слова, определите, к какой части речи они относятся.

(Взаимопроверка).

И) Работа с предложением и текстом. (Слайд 25).

- Бумажные человечки очень рады тому, что вы справились с заданием королевы. Они просят вас выполнить последнее задание. Прочитайте текст. Вставьте подходящие прилагательные, спишите текст. (Детям, испытывающим затруднения, предлагается карточка-помощница).

(проверка: чтение получившихся текстов)

5) Итог занятия. (Слайд 26).

- В какой волшебной стране мы побывали? С какой частью речи работали?

6) Орг. конец. (Слайд 27).

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ».

1.   Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

 

2.  Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь
ждать.

 

3.   Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное
     повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

 

 4.  Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с
классом, самостоятельно).

 

5.  Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики,
мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

 

6.  Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и
закрепить.

 

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и
результатов обучения.

 

8.  Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

 

9.  Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется -
на способных, средних и... «слабоуспевающих».

 

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

Учитель должен: (Слайд 28 -29).

  • Знать психическое развитие ребёнка: 

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  • Проявлять 

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринуждённый диалог
  • Стремиться к  занимательности  заданий
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  • В обучении применять

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль

При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные технологии в обучении слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Слайд 2

Причины школьной неуспеваемости Непсихологические: 1) семейно-бытовые условия; 2) педагогическая запущенность; 3) уровень образования родителей; 4) состояние здоровья учащихся; Психологические: 1) недостатки в познавательной сфере; 2) недостатки в потребностно – мотивационной сфере; 3) индивидуально- психологические особенности учащихся; 4) несформированность впф;

Слайд 3

Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы: Недостатки познавательной деятельности учащихся. Недостатки развития мотивационной сферы детей. Недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.

Слайд 4

Пассивные методы обучения:

Слайд 5

Активные методы обучения:

Слайд 6

Интерактивные методы обучения:

Слайд 7

Активные и интерактивные методы обучения: 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры. 4. Использование общественных ресурсов. (приглашение специалиста, экскурсии) 5. Социальные проекты. (соревнования, выставки, спектакли, представления) 6. Разминки (различного рода).

Слайд 8

Активные и интерактивные методы обучения: 7. Изучение и закрепление нового информационного материала. 8. Работа с документами. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем. 10. Разрешение проблем.

Слайд 9

Занятие по русскому языку с элементами профилактики и коррекции аграмматической дисграфии. Тема: Путешествие в Бумажную страну (развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе).

Слайд 10

Ход занятия. 1) Орг. момент. (пальчиковая гимнастика) 2) Подготовительная работа. а) Закрепление правильного употребления притяжательных прилагательных. б) Подбор признаков к предметам. 3) Сообщение темы занятия.

Слайд 11

4) Основная часть. а) Обогащение словаря предметов. Подбор предметов к искомому признаку.

Слайд 12

Бумажная страна

Слайд 13

б) Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

Слайд 14

в) Развитие слухового внимания.

Слайд 16

г) Развитие зрительного восприятия. Закрепление знаний о цветах.

Слайд 17

д) Развитие устной речи.

Слайд 18

е) Закрепление навыков словообразования.

Слайд 19

ж) Физкультминутка.

Слайд 24

з) Развитие логического мышления. Игра «Прятки». валгспелыйротиловкраснаядлярнеидеревянныйпаноранний

Слайд 25

и) Работа с предложением и текстом. Наступило … утро. На траве ещё блестит … роса. На огороде уже слышны … голоса. Дети ухаживают за … растениями. Они поливают грядки из … лейки. Школьники выращивают … деревья на своём … участке.

Слайд 26

5) Итог занятия.

Слайд 27

6) Орг. конец.

Слайд 28

Учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка. Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Проявлять - разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика

Слайд 29

Учитель должен: Уметь встать на позиции ученика НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к занимательности заданий Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом В обучении применять - опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль

Слайд 30

Спасибо за внимание! ГОУ СОШ № 143 Учитель начальных классов: Куликова Ю.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Думать легко, а превращать мыслив действие – самая трудная вещь на свете.И.В.ГетеРаннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает ...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...