Мастерские по развитию коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ
консультация (1 класс) на тему

Козлова Лариса Ростиславовна

Как организовывать детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Институт Детства

Кафедра специальной (коррекционной) педагогии

                   

                   

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА (ПРОЕКТ)

НА ТЕМУ:

«МАСТЕРСКИЕ  ПО  РАЗВИТИЮ  КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ  У  ОБУЧАЮЩИХСЯ  С  ОВЗ»

Автор работы (проекта):

                                                                                     Козлова  Л.Р.

                                                                      Руководитель:

                                                                                     Ивлева М.Г.

г. Санкт-Петербург

2016__ г.

                               

       

 «МАСТЕРСКИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ  У ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ОВЗ»

                                         

Слушатель  курса

«Коррекционная  направленность

обучения детей с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

                    КОЗЛОВА  ЛАРИСА  РОСТИСЛАВОВНА

                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                   

1. Введение                                                                                                     4-5

2.Формирование коммуникативных универсальных   учебных действий как одна из задач системы

образования                                                                                               6

 2.1. Важность сформированности коммуникативных умений

при работе с детьми, с ОВЗ.                                                                           7-8

 2.2.  Значение  коммуникативной компетенции для

 школьника.                                                                                                          9

3.Развитие коммуникативных навыков в условиях внеурочной деятельности                                                                 10

 3.1.Применение современных технологий в ходе внеклассных занятий.                                                                                                                11-12

  3.2.Формирование  коммуникативной  компетенции   у обучающихся.                                                                                                     13-15

 4.Педагогическая мастерская                                                        16

 4.1. Реализация целей данной технологии.                                         17

 4.2. Алгоритм технологии.                                                                          18-19

 4.3.Принципы построения педагогической мастерской.               20-22

 5.  Результативность                                                                            23

 6. Заключение                                                                                          24

 7.   Литература                                                                                         25

        

                                                                  3

                                           1.    Введение

                                             

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к личности  обучающихся с ОВЗ, внедрении различных инновационных учебных программ, реализующих принцип гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого конкретного ребенка и возможности развития этих способностей.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребёнка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепление его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в обучении и неудовлетворительном поведении. Это важно в младших классах, когда начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы  и отношение к себе как к субъекту  познания (познавательные  мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству  и пр.).                                

   Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он

                                                             4

должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

   Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

                                                 5

2.Формирование коммуникативных                    универсальных учебных действий                                         как одна из задач системы образования

       Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.

     Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

     Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться

в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.                                           

     Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,

чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности.

 Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.  

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

                                                  6

        2.1.Важность сформированности коммуникативных умений при работе с детьми, с ОВЗ    

                           

Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.  

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их социализации.                                                  

  Данные выводы определяют цель  работы - развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость.  Не всегда эти дети обучаются в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, часть их учится в обычных классах т.е. с проблемами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сталкивается в своей работе каждый учитель.

Уровень развития речи детей, как правило, не соответствует норме. Речевой диагноз у них общее недоразвитие речи 3 уровня, при котором страдают все компоненты речи: звуковая сторона, лексико-грамматические категории, связная речь. Часто эти дети не умеют общаться друг с другом.

                                              7

Им свойственны невнимательность к речи другого, отсюда смысл сообщения ускользает от них, они могут выразить мысль только при помощи наводящих вопросов; предстоящее сообщение не планируют, высказывания носят ситуативный характер. Во взаимодействии они часто не обращают внимания на партнера, либо отказываются работать совместно; из конфликтов, которые часто вспыхивают, выходят с помощью взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого.

Дети   с интеллектуальной недостаточностью очень плохо распознают социальные раздражители (мимику, жесты и т.д.), они неспособны расшифровать   реакцию людей на свое поведение. Таким детям очень трудно держать дистанцию со взрослыми, контакты со сверстниками носят поверхностный характер.

Результаты проведенных   психологических исследований показали, что у детей с интеллектуальной недостаточностью задерживается развитие операционального и мотивационного  компонентов деятельности, эмоционально-волевой сферы,  наблюдается нарушение самоконтроля, агрессивность поведения, депрессия,  сопровождаемая чувством неуверенности, страха, одиночества.

                                               

                                               

                                                  8

           2.2.  Значение   коммуникативной компетенции для школьника

     Каково же значение   коммуникативной компетенции для школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной омпетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

 Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

 В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности   и благополучия его будущей жизни.

  Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков  школьников  проводятся  наблюдения за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень  речевой активности, коммуникативных умений. 

                                             

                                                9

3. Развитие коммуникативных навыков

 в условиях внеурочной деятельности

 Одной из важнейших ключевых компетентностей учащихся с ограниченными возможностям здоровья является развитие коммуникативных навыков.

От развития навыков общения   во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоционально - психологическое благополучие в классном коллективе. Коммуникативные умения влияют на учебную мотивацию. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется в процессе учебной деятельности (на самоподготовке).

       Однако,   формирования базовых компетенций лишь посредством  самоподготовки недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен процесс самоподготовки, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт внеурочная деятельность. Кроме того  внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает кругозор школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

                                                        10

            3.1.Применение современных технологий в ходе

   внеклассных   занятий

     Развивающее обучение немыслимо без постоянного  общения , при котором обучающийся понимает , чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняет недостаток знания и включает в этот процесс учителя, как более опытного партнера. На помощь учителю приходят разные технологии:

а) игровые (имитационное моделирование). Характерной чертой игровой технологии является моделирование жизненных ситуаций и поиск путей их

 решения. Организационными формами могут быть деловые и дидактические игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия;

б) коммуникативно-исследовательские. Организация учебного процесса и процесса воспитания происходит в содружестве с использованием работы в группах, диалога, дискуссии. С помощью таких организационных форм происходит совместный поиск решения проблемных ситуаций на  основе  активного взаимодействия всех участников процесса.  

    Для  достижения  этих  целей  на  первое  место  ставится  создание комфортных условий в школе и в классе. Упор   в работе делается на развитие эмоционально- волевой сферы обучающихся, коммуникативных способностей: сопереживания, сочувствия, внимания к другим людям, преодоления негативных черт характера, умения говорить и слушать не перебивая. Учащимся дается возможность высказаться, оценив себя и окружающих. Стимулируется  желание учащихся ставить и  задавать  вопросы,  самостоятельно  выделять  и  обсуждать  проблемы,  имея свою точку зрения, уметь её отстаивать и отказываться от неё, если она неправильная.

                                                     11

Виды, используемых  внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тренинги, «заочные путешествия», и другие. Применение современных технологий в ходе внеклассных занятий: «Сказкотерапия»- инсценирование сказок, элементы телесно-ориентированной психотехники, метод отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а  так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение предлагаемых  проблемных ситуаций. На это направлен цикл занятий: «Вокруг тебя Мир», «Наши эмоции», «Умей управлять своими эмоциями» и другие. Классные часы направлены на общение и дают детям возможность самовоспитания и самореализации.                                    

      Дети  упражняются в удобных и правильных формах общения, осуществляют выбор собственных действий и, главное – чувствуют важность человеческих отношений, построенных на основе этических норм. Также дети учатся анализировать поведенческие действия.

     Все в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков.

                                                      12

        3.2.  Формирование  коммуникативной компетенции   у                                                 обучающихся

        При работе над формированием коммуникативных навыков учащихся, ставятся следующие задачи: внедрение в деятельность технологий обучения, которые позволили бы мне максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся; осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии воспитанников; реконструировать и восстанавливать  нарушенную  систему взаимодействия личности; корригировать эмоциональное отношение к окружающему миру и преобразовывать деструктивную тревожность.          

      Для развития коммуникативности важно регулярно применять работу в паре и в группе. В отличие от фронтальных и индивидуальных форм организации работы, групповая форма предполагает не только общую цель, но и взаимодействие, согласованную деятельность, взаимоответственность учащихся.

Для детей парная работа на уроке чрезвычайно трудна.  Перед началом парной работы  повторяются  правила общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, умей слушать и слышать.  Дети учатся, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Учащимся трудно договориться, распределить работу, они  начинают ссориться.                

Находятся дети, которые вообще отказываются работать вместе. Они могут сидеть с безучастным видом, отходить в сторону, обижаться. Причина: аутические проявления,  заниженная самооценка, неврологические заболевания.

Работать в группе детям с ограниченными возможностями здоровья еще труднее, чем в паре. При работе в группе сначала дети учатся  выполнять единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют

                                            13

задание, одинаковое для всех групп), а затем - и дифференцированную групповую работу (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Поэтому парную и групповую форму работы   нужно вводить очень осторожно, дозированно, кратковременно, но часто. Здесь учителю важно правильно подобрать пару, т.е. учесть не только личные предпочтения ребенка, но и  психологические и речевые особенности каждого ученика. Это необходимо для того, чтобы все дети были задействованы в работе.      Работать в паре или группе дети учатся  на классных часах в игровой форме, потому что интеллектуально-личностные особенности ребенка ярче проявляются в игровой деятельности. У всех детей с интеллектуальной недостаточностью  в первую очередь резко снижена активность игрового поведения. Поэтому, формированию  игровой деятельности и различных ее структурных компонентов,  способствуют  занятия  не только по усвоению знаний, умений и навыков, но и по  развитию психических свойств личности,  способностей каждого ребенка. 

ИЗ ОПЫТА.

      В своей деятельности активно используем групповую форму работы. Целью воспитательной работы в классе  является развитие и раскрытие индивидуальности ученика с ОВЗ, умеющего жить в классном  коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.            Вся работа в классе строится под девизом: «Человек- творец добра».

        Она организуется в форме коллективных творческих дел, в которых и дети, и родители- активные участники. Именно в совместной деятельности появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить детей договариваться друг с другом, брать на себя какие-либо функции, видеть и понимать, что кто- то нуждается в твоей помощи, учитывать не только  свои интересы, но и интересы других.

                                                       14

    В результате такой деятельности у обучающихся формируется умение совместно работать в группе. С помощью групповой формы организации учебного процесса развиваются важные компоненты учебной деятельности: взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль и самооценка.

    Для работы в группе был выработан алгоритм: выслушай, спроси, объясни, докажи. Работа строилась так, чтобы обучающиеся в групповой работе пробовали  себя в разных социальных ролях: лидера- организатора, исполнителя, контролёра, выступающего.  Такая смена ролей заставляет одного научиться слушать и слышать других, а другого раскрыться по- новому: «Все учат каждого и каждый учит всех по очереди».

    Как показал практический опыт, организацию детского сотрудничества необходимо начинать в первый год обучения с «мелочей»: как сидеть, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться или возражать, если в этом есть необходимость. Для работы групп парты расставляются так, чтобы учащимся было удобно смотреть друг на друга.

    Успешность совместной деятельности во многом зависит от того, как комплектуется группа, т.е. от количества детей в группе и их взаимоотношений. Ученики объединяются в группы с учетом их личных склонностей, темперамента, способностей. При этом многое зависит от цели деятельности. Например, соседние парты (4 человека)- ученики впереди стоящей парты поворачиваются к сидящим за ними; «Открытка- мозаика»- несколько разрезанных открыток собирают из отдельных кусочков                                                            ( в данном случае совместная деятельность начинается тогда, когда обучающиеся, нашедшие свои группы, собирают открытку и т.д.). С помощью групповой работы учащиеся с ОВЗ включаются в творческую деятельность.

   

                                                         15

                            4. Педагогическая мастерская

      Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

    Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

                                                       16

            4.1.  Реализация целей данной технологии

     Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

    Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:

- создание атмосферы сотворчества в общении;

- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания  работы ученика;

- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

     Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

    Психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

                                                        17

          4.2.  Алгоритм технологии

     Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий.     Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму.  Алгоритм данной технологии отличается от традиционного урока. Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля.

 Алгоритм  построения:

    Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.

    Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по                                                              

определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

    Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

    Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

                                                     18

    Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников ( текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе

групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие                                                            

познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению,

затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

    Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

   

                                                       19

            4.3.Принципы построения педагогической мастерской

    Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации — это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию» .

    Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.

     Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

     Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на                                                          

основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.

    В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с научным или художественным открытием. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию.

     Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько

                                                        20

 процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения.  Это необходимый элемент мастерской. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

     Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

      Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное голодание. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до работы со словарем — могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.    По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные (от 1 часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.                                                      

   В данной технологии учитель  выполняет  роль мастера.

    Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственный, пусть даже маленький шаг вперёд. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе

которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость

                                                          21

собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

   Одно из замечательных качеств мастерской является ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.

      Принципы   построения педагогической мастерской:

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

    Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения, открытия закона, формулирования                                                          

правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования.

                                                        22

                                   5. Результативность

         Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.

  Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами,   схемами и моделями.     Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

   Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

     Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.

   Конечной целью работы по формированию коммуникативных навыков учащихся является их социализация и адаптация в обществе.

   Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает                                                              

абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом  ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе педагога.

                                                         

                                                                       23

                                       6.  Заключение

     Педагогическая мастерская — это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

    Основой открытия является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Здесь достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, и каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры в свободной деятельности.

    В мастерской это может быть представлено так:

творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей —соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

    Это метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора, тем самым создавая условия, необходимые для творчества.

    Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой.                                                      

   На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога.

                                                        24

                                         Литература:

1. Батаршев Л.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллинн: ЦИСТ, 1998.

2. Глинский А. А. Сотворчество субъектов образовательного процесса в условиях проектной деятельности. http://ripo.unibel.by/index.php?id=626

3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2005. 

4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - Издательство «Баллас» 2013.

5. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

6. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008

7. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.-СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.

8.Степанова Г.В. Педагогические мастерские // Начальная школа.-1998.-№5.-с.-34-39.

9. Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями // начальная школа.- 2003.-№2.-с.33-38.

10. Хижнякова О. Н. технология педагогических мастерских в практике начальной школы //Начальная школа.- 2007.-№12.- с.46.

Из статьи И.А.Мухиной, заслуженного учителя РФ, доцента кафедры педагогикисоциального творчества СПбГУПМ

                                                         

                                                        25







           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках  по программе «Перспективная начальная школа». Выступление на ШМО....

Формирование коммуникативных умений у обучающихся начальных классов

Некоторые методические приемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся начальной ступени, в том числе и через использование метода проектов....