ИКТ компетентность учителя начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника.
статья на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых  компетентностей учителя начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.

Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_kompetentnost.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

ИКТ компетентность

учителя начальных классов

как фактор формирования 

мотивации обучения
младшего школьника.

                                                                                                     

                                                                                                    Выполнила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                                                        Деменкова Ю.Л.

2012 г.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых  компетентностей учителя начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.

Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.

Чтобы ответить на вопросы: чему учить, как учить,  зачем учить, следует вспомнить, что в результате обучения выпускнику современной школы нужны  не сумма знаний и умений, а способности к получению знаний и умений, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Происходит смещение с того, что не знает и не умеет ребёнок, на то, что знает и умеет!

Я считаю, что главные приоритеты новых стандартов образования должны основываться на развитии ИКТ грамотности и формировании ИКТ компетентности на всех ступенях обучения.

Что же обозначает понятие: ИКТ-компетентность? Это приобретение  умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

Для того чтобы урок был интересен детям, чтобы активизировалась их мыслительная деятельность, я стараюсь уделять большое внимание отбору методов, приемов, средств обучения, их разнообразию и целесообразности их применения. Так на уроках математики в ходе устного счёта применяю интерактивный тренажёр, при решении задач использую флешь - анимацию,  схемы-опоры, на этапе первичного закрепления применяю электронные тесты.

На уроках русского языка при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные» большой интерес у учащихся вызывает интерактивное задание «Проверь себя», на котором учащиеся могут сами оценить свои задания.  Ни одна тема урока не обходится без заданий  в презентациях, сопровождаемых различными героями.

На уроках чтения при знакомстве с автором произведения использую портреты писателей в презентациях, применяю электронные тексты при проверке технике чтения.

Уроки с использование презентационного материала имеют высокую плотность, интенсивность смены видов деятельности детей, они приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Почти ежедневно перед первым уроком на этапе самоопределения к деятельности использую аудио-зарядку, повышающую настрой учащихся на работу и поднимающую настроение. А в течение уроков провожу электронные зарядки для глаз и подвижные упражнения.

Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

В заключение замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...

Формирование положительной учебной мотивации, как основного фактора успешной деятельности школьника.

           Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотив...

«Классный коллектив как фактор формирования личности школьника»

Влияние коллектива на формирование личности школьника....

Основные формы и методы активного обучения,как фактор развития младших школьников( из опыта…)

Методологическаой основой стандартов начального общего образования нового поколения.является системно-деятельностный подходСистемно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формиро...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Изучение мной данной проблемы показывает, что трудности большинства учеников в освоении предмета, связаны не с его пониманием, а с не умением скоординировать свою деятельность с остальными членами гру...