СОЗДАНИЕ ОСОБОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «АКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Приходько Валентина Евгеньевна

Описанные в данном опыте организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

В приобщении детей к исследовательской деятельности  главным должен быть не только результат, но и процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_osobogo_intellektualnogo_klimata.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ОСОБОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «АКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ»

Приходько Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

высшей категории МАОУ гимназии «Мариинская»,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей педагогики

ТИ им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ)  г. Таганрога

«Школа – самая удивительная лаборатория,

 потому что в ней создается будущее…»


        Творить - значит созидать, делать шаги в неизведанное. Именно такую возможность предоставляет исследование, исследовательская деятельность.  В последние годы в каждом образовательном учреждении созданы исследовательские общества, но актуальность такой работы с учащимися не ослабевает.

          Образ современного выпускника школы включает  развитые способности к  самостоятельному поиску, ориентацию на приобретение позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося,  является  исследовательская деятельность.

        Основная цель исследовательской работы состоит в стимулировании познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического и научного мышления учащихся.   Ещё Я. Коменский, основоположник дидактики, считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль «первооткрывателя истины, а не потребителя чужих наблюдений и объяснений».

        Когда и где место учебным исследованиям в школе? Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).

          У А. И. Савенкова представлены методики кратковременного и долговременного исследования. Экспресс–исследование предполагает массовое участие детей по предлагаемой теме.

       Долговременные исследования проводятся во внеурочное время. Продолжительность выполнения проекта может быть несколько месяцев.  Исследования могут быть и теоретическими, и даже фантастическими. Долгосрочные исследования  предназначены для наиболее способных детей.

        В нашей гимназии «Мариинская» особо получили своё развитие два направления исследовательской деятельности: на уроках и во внеурочной деятельности. Чтобы подготовить ребят к исследовательской работе, мы создали творческую лабораторию «активного познания».

      Ко 2 классу уже сформированы определенные предметные и метапредметные умения. На занятиях  я знакомлю ребят с основными видами исследовательских работ, с правилами их написания и оформления. В лаборатории мы разбираем каждый этап проделанной работы. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.  

       Моя задача -  организовать деятельность по изучению исследовательской практики. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. Учащиеся моего класса активно участвуют в интернет-конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности, осуществляемой под руководством учителя. На конференцию выносятся лучшие работы ребят. Все это способствует развитию исследовательских компетенций учащихся, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.

         Конечно, успех исследовательской работы школьников в большей степени зависит от научного руководителя, в частности от меня.  Я помогаю  выбрать  тему исследования и форму самой работы. И здесь необходимо чётко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы. Тема должна быть актуальна, понятной, вызывать интерес у исполнителя и, наконец, не должна вызывать сомнений в возможности её реализации. Именно этими правилами руководствуюсь я, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам.  Например: « О левшах: дети зеркальных богов», «Феномен популярности бренда «Hello, Kitty», «Зачем жирафу пятна?» «Как появился бадминтон?», «Можно ли сделать звук видимым?», «Такой разный песок», «Родительское благословение», «Без страха и упрека».

       Далее мы вместе с учащимся  формулируем цели и задачи исследования. Цель и задачи – не одно  и то же: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы.

        Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого мы вместе  выбираем объект исследования. Это не так просто. Характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам.  Сам объект должен быть доступен и понятен ученикам.

         Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Помочь подобрать литературу для анализа – моя задача, как  руководителя.  Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе.

        Теперь можно сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат, чтобы потом сравнить теоретические представления с эмпирическими данными. Далее переходим к выбору методики проведения исследования. Они должны быть адекватны поставленным задачам, а выбранные методы работы - простыми и доступными для школьников. Число наблюдений должно быть достаточно велико, чтобы данные были достоверны.

        Теперь учащиеся приступают к проведению исследований. После этого наступает момент обработки результатов. По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Закономерный итог выполнения исследовательской работы по определённой теме, без которого деятельность школьника вряд ли может считаться по-настоящему завершенной,  - научный доклад.  В нём должно кратко отражаться основное содержание исследовательской работы. Выступление школьника, как правило, регламентировано и не превышает 10-15 мин. Поэтому выступление должно быть тщательно продумано. Общая структура доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования.
  2. Представление исполнителей и научного руководителя работы.
  3. Актуальность исследования.
  4. Цель работы и задачи исследования.
  5. Гипотеза.
  6. Методика проведения.
  7. Результаты исследования.
  8. Выводы исследования.

        Написание исследовательских работ требует времени и подготовки, от которых  зависит успех всей исследовательской работы школьника. Работу готовим в течение  всего учебного года. Конечно,  далеко не все дети хотят и могут заниматься этим видом деятельности. Но в любой школе есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны природы.  С целью развития интеллектуальных способностей в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей в нашей гимназии  существует ученическое научно-исследовательское общество. Вместе с руководителями школьного методического объединения мы разработали пакет документов, планируем  работу общества на год и как результат ежегодно проводим школьную конференцию, на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы.

     УНИО – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций, а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ. УНИО  как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить здесь опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

        Цели УНИО: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; поддержка научно-исследовательской работы в гимназии.

       Работа руководителя исследовательской работы сводится к тому, чтобы помочь ребёнку правильно сориентироваться в выборе темы, в постановке цели и задач, помочь выбрать правильно методику.

       Кроме настоящих школьных исследований, которые требуют времени и детальной подготовки, на уроках я применяю элементы исследовательской деятельности, что так же способствует развитию познавательного интереса учащихся, закреплению основных  понятий и развитию  мышления.  Такая  работа не должна требовать сложного или специального оборудования. В ходе её проведения   развиваются следующие исследовательские умения: понимание сущности  проблемы и формулирование проблемного вопроса, обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента и наблюдения, обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчёта о выполненном исследовании.

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления, как правило, для определенного круга: своих одноклассников, учащихся параллельных классов;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей.

С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках  использую и учу составлять:

- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;

- задания на развитие творческих способностей;

- игры-исследования;

        - игры-путешествия;

- ролевые игры.

Во внеклассных мероприятиях большое внимание уделяю исследовательской работе по краеведению:

- встречи со знатными людьми нашего города;

- праздники в нашем городе;

- родословная моей семьи;

- достопримечательности малой родины.

Таким образом, описанные в данном опыте организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

В приобщении детей к исследовательской деятельности  считаем главным не только результат, но и процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.

     

Список литературы:

  1. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
  2. Румянцева  Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-  pedsovet.org
  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2013. – с.204
  4. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2013. №1. – С. 48-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...

Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА

Доклад.  НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА  УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА...

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра

Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных  коррекционно-развивающих занятий  для  обучающихся  ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...

Особый интеллектуальный климат в классе, как средство творческой лаборатории познания.

laquo;Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее…»...

Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА

Доклад.  НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА  УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА...