Развитие познавательных способностей младших школьников
учебно-методический материал по теме

Фауст Ирина Викторовна

Систематизированные упражнения  для развития познавательных способностей младших школьников (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Систематизированные упражнения  для развития познавательных способностей младших школьников

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Южная СОШ» Фауст И.В,)

               

Большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание,  память, мышление, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность.

Развивая познавательные способности, воспитывая стремление к знаниям, педагоги развивают личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательных способностей младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Одна из возможностей формирования творческого мышления учащихся – развитие их познавательных способностей. Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использование познавательных заданий.

2.Упражнения и задания на развитие познавательных способностей.

Планирование уроков строю с учётом развития творческой личности учащегося.

Данные задания на уроках выполняются учениками в игровой форме, что очень нравится детям. Интересные по содержанию, они создают положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Благодаря этому у учащихся повышается внимание. Опираюсь на личность ребёнка, учитывая его индивидуальность. Включаю каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

     «Мышление на уроках начинается там, где у ученика проявляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога», - отмечал ещё В.А. Сухомлинский. К чему я и стремлюсь.    

                Тренируем внимание                            

 «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

«Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.  

«Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.  

Найди два одинаковых предмета.

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Найди отличия.

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

Выкладывание узора из мозаики или из палочек.

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

Игра «Делай по заданию».

    Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

«Веселый счет».

Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.

Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.

Чем двузначные числа отличаются от однозначных?

«Мальчики».

 В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий.

Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?

«Разговор по телефону».

 В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте кто кому звонил.

                  Тренируем воображение

Незаконченные фигуры

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

«Волшебные кляксы»

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.

Завершение рассказа

Детям предлагается начало, какого - либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 минут.

 «Кто лучше?»

3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру:        

                                         

Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).

«Веселый человечек».

Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:

«Петушок».

Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.

«Салфетка».

 

        В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.

Задания для дорисовывания

                       Тренируем мышление                            

"Найди закономерность".

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

 

 б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

 Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

 

"На что это похоже"?

развитие мышления у детей, упражнения, задачи


развитие мышления у детей дошкольного возраста
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

"Составь фигуру".

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
"На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

развитие мышления у детей

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

развитие мышления у детей

"Подбери слова".

1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.
"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка
роза                        рыба"

Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Кто что любит?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

Назови одним словом.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

Дидактическое задание «История в картинках».

     При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.

Классификация

     Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3), овощей (3), фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.

«Думай и составляй».

С числами 15 и 4 составьте два задании так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.

«Убери кружки».

Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:

Нарисуй свой способ.

«Составь задачу».

Составь задачу по её решению: 32 – 20. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.

«Художники».

Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.

                       

             Тренируем память

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Цепочка действий
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

«Сколько?»

Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).

«Память на фигуры».

Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.

«Запоминай мгновенно».

Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.

 "Осознание визуального материала".

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

развитие памяти у детей

Пробуждение "чувства деталей".

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

развитие памяти у детей

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

"Осознание словесного материала" (используется для тренировки, как зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

развитие памяти у детей

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".

Игра «Опиши по памяти»

Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т. д.

Игра. «Найди картинку»

Ведущий на короткое время (считая до пяти) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показали.

Память на числа

 Как можно запомнить числовые символы от 1 до 10

 Эти рисунки имеют прямое отношение к соответствующим цифрам. Внимательно рассмотрите отдельные символы и проработайте каждое соответствие в воображении как можно интенсивнее.

1. Рисунок рядом с цифрой 1 соответствует как форме изображаемого предмета, так и числовому показателю: для единицы взята одна свеча

 2. Таким же образом и шея лебедя сразу напоминает цифру 2

 3. Трезубец с тремя зубцами понятен без объяснений

 4. Так же говорит за себя четырехлистник клевера

 5. Цифра 5 – пять пальцев на руке

 6. Хобот слона образует четко распознаваемую цифру 6

 7. Прибавив немного фантазии, Вы увидите в развевающемся флаге семерку

 8. Песочные часы имеют форму восьмерки

 9. Змея сворачивается в цифру 9

 10. Клюшка и мячик для гольфа дополняют друг друга в цифре 10.

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Фауст И.В. учитель начальных классов МБОУ «Южная СОШ» Сроки реализации: 2013-2017 годы

Слайд 2

Актуальность проекта При поступлении в школу у детей слабо развиты познавательные способности ( память, мышление, внимание, воображение), что зачастую влияет на эффективность учебного процесса. Поэтому возникает необходимость более углубленно формировать данные качества у ребёнка. Для этого я применяю различные упражнения и задания на развитие познавательных способностей. Участники проекта: д ети начальных классов, родители. Предполагаемые итоги реализации проекта: 1 .Развитие умственных способностей, формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения у школьников. 2 .Снижение проблемы перегрузки детей через здоровьесберегающие технологии. 3 .Вовлечение родителей как участников этого проекта.

Слайд 3

Познавательные способности Память Внимание Мышление Воображение

Слайд 4

Цель: Систематизирование упражнений для развития познавательных способностей детей. Задачи: изучить научно-методическую литературу по данной теме; установить конкретные задания по развитию познавательных способностей в учебной деятельности

Слайд 5

Тренируем слуховую память класс задания вопросы 1 На тарелке лежало 5 рулетов, 10 конфет и 3 пирожка. Сколько всего предметов лежало на тарелке? Сколько среди них было мучных изделей ? Сколько предметов осталось на тарелке после того, как мальчик взял 1 пирожок, 5 конфет и 3 рулета? Сколько шоколадок надо положить на тарелку, чтобы получилось 25 предметов . 2 Определить на слух одинаковые звуки в каждом ряду: СРЕДА ДОМ ДОЖДЬ КОТ СТОГ ДВЕРЬ МАШИНА СОБАКА ТИГР ОКУНЬ ТОРТ ПОРТФЕЛЬ ОКНО ГАЗЕТА ЦВЕТОК СОЛЬ

Слайд 6

класс задания вопросы 3 Послушать один раз условие , выраженное лишь одним предложением, и ответить на вопросы. Во дворе на лавочке сидели и играли в лото Марья Ивановна с внучкой Таней, Саша с бабушкой Верой, Пётр Дмитриевич с другом детства Михаилом Семёновичем . Сколько всего людей сидели на лавочке? Сколько среди них было детей? Кого было больше – представителей женского пола или мужского? Назовите имена людей , начинающиеся с буквы « М » . Какие мужские имена можно найти в рассказе? 4 Прочитать три раза предложенный ниже ряд чисел. Запомнить в том же порядке, а затем ответить на вопросы. 100 9 24 6 4 Чему равна сумма второго и последнего чисел ряда? Какое по счёту число было нечётным? Сколь в ряду однозначных и двузначных чисел? Какое число , если разделить на два, соответствует количеству месяцев в году ? Правда ли, что второе с конца число соответствует количеству букв в названии самого глубокого озера в мире? Какое число при счёте предшествует девятке? А следует после четвёрки?

Слайд 7

Развиваем зрительную память. КЛАСС ЗАДАНИЕ ВОПРОСЫ 1 Перед вами ряд чисел . Посмотрите на них внимательно, постарайтесь запомнить в предложенном порядке, а затем ответить на вопросы. 5 2 3 10 15 4 6 Какие из предложенных чисел дают в сумме пять? 2 Каких чисел больше – однозначных или двузначных? Является ли предпоследнее число левым соседом пятёрки? 3 Сколько перед вами чётных чисел? 4 Сколько чисел делятся только сами на себя?

Слайд 8

класс задания вопросы 3 Прочитать текст один раз , а затем ответить на вопрос. Мальчик пошёл в магазин и купил 100 граммов МАСЛА, 2 литра СОКА, полтора килограмма САХАРА, 600 граммов КОНФЕТ. Сколько РИСА должен купить мальчик , чтобы общий вес продуктов равнялся 5 килограммам? Внимательно посмотрите на левые таблицы. Постарайтесь запомнить в каждой все изображённые элементы. Закройте через 20 секунд рисунки слева и попытайтесь восстановить те же самые картинки в правых пустых таблицах.

Слайд 9

Посмотрите на левые таблицы в течение 15 секунд, закройте их и попытайтесь восстановить в правых таблицах.(4 класс)

Слайд 10

класс задания 1 Развитие концентрации внимания. Находить , вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Сидит девица в темнице, а коса – на улице.( Вычеркнуть буквы а ,и ) 2 Тренировка распределения внимания . Выполнение двух разноплановых заданий ( чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу) . 3 Развитие навыка переключения внимания . Работа с печатным текстом. Чередование правил подчёркивания и вычёркивания определённых букв. ( Подчёркивать букву о , а зачёркивать букву н ) О днажды о к о л о о зера о тец о бнаружил о гр о мн о г о один о к о г о о леня. Развитие произвольного внимания. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ. 4 Таблица Бурдона ( корректурная проба ). В таблице вычеркнуть чертой буквы А, М, К, З. ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮННЗКИШ ТВЮФГРВВКДУЕКБЖЯАПРСОЮШЛЧБД

Слайд 11

9 5 11 23 20 14 25 17 19 13 16 21 7 3 1 18 12 6 24 4 22 15 10 2 8 4 класс Развитие объёма внимания. Таблицы Шульте. Показать указкой и назвать числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь. (30 – 50 с на таблицу) 14 18 7 24 21 22 1 10 9 6 16 5 8 20 11 23 4 25 3 15 19 13 17 12 2

Слайд 12

класс задания 1 Перед вами ряд чисел. Под каждым из них как можно быстрее подпишите, сколько ему не хватает до 10.Например, под восьмеркой надо написать 2 и т.д. 8 3 5 2 4 1 9 7 6 2 Соедините линиями слова, в которых количество букв совпадает с результатами вычисления : Каша 9 - 5 Пирог 4 - 1 Ручьи 5 - 2 Место 3 + 2 Гриб 10 - 5 Рай 3 + 1 Кот 2 + 3 3 Разделить « склеенные» слова. ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО 4 Развитие избирательности внимания. ( Методика Мюнстенберга ) Среди буквенного текста имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова. Бланк. Бсолнцеюьвлаоугкщрайонондлсмшклаьбкновостьщш Зщшправминуьюкуцисмфактукгнэкзаменнеондыофл Вшщзггученикмиртозуюлбьчжлщчлабекоровалжгъат

Слайд 13

класс Упражнения для развития воображения 1 На что похожи: Облака, солнце, яблоко, кривая линия, окно, треугольник. 2 Найти сходство и различие между предметами: - мальчик и мужчина; - цветок и ягода; - платье и костюм ; 3 Чтение рассказа с прерыванием, спустя несколько минут. Дети придумывают окончание рассказа . Затем сравнивают свой рассказ с прочитанным. Дорисовать узор на полотенце. 4 Называются пары слов, находящиеся в определённом отношении друг к другу. Затем называется ещё одно слово, к которому нужно подобрать другое слово, находящееся в том же отношении к заданному слову, что и первые слова. Яйцо – скорлупа, картофель - ? Ухо – слышать , зубы - ? Чай – сахар, суп - ? Придумать предложения со словами , у которых несуразные смысловые связи. Например, жук – стул , рыба – пожар, кит – сигарета, мухомор – диван. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности

Слайд 14

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. класс задания 1 Подчеркнуть в скобках по два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками: ЦВЕТОК ( запах, красота, корень, птицы, лепестки) САД ( собака, растение, садовник, земля, забор) Лес ( лист, яблоня, дерево, охотник, кустарник ) 2 Найти общее слово, объединяющее понятия. Треугольник, квадрат – Квадрат, ромб – Квадрат, куб – Проанализируйте закономерности и заполните свободные скобки: 1.15 (32) 17 21 ( ) 32 2.15 (2) 17 21( ) 32 3. 15(13) 17 21 ( ) 32 3 Найти лишнее слово: СЛОЖЕНИЕ РАЗНОСТЬ УМНОЖЕНИЕ ВЫЧИТАЕМОЕ ДЕЛЕНИЕ ЧАСТНОЕ РАЗНОСТЬ ДЕЛИМОЕ ДЕЛИТЕЛЬ СЛАГАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ СУММА ДЕЛИТЕЛЬ ДЕЛИМОЕ СУММА МНОЖИТЕЛЬ ЧИСЛИТЕЛЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Слайд 15

класс задания 4 По определениям догадайтесь, о чём идёт речь: Чётное, нечётное – Прямой, острый – Простая, десятичная – Прямоугольный, равнобедренный – Предложите два варианта расстановки знаков « +» между цифрами предложенной даты так, чтобы получилось число, равное 104: 1 9 8 5 1 9 8 5

Слайд 16

Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе. – Ростов н/Д, 2008. Винокурова Н.К. Развитие способностей детей. – М.: Росмен, 2004. Алоева М. А., Бейсова В. Е. Родительские собрания. – Ростов н/Д,2004. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие познавательных способностей младших школьников

    Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательн...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

О развитии познавательных способностей младших школьников во время проведения экскурсий

В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.   В этом учебном году я выпустила детей в среднее звено. Не секрет, что у ребят со стойкой задержкой  психическом...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...