Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы
статья

Павлова Мария Николаевна

  Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_raboty_nad_proektom.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности в организации групповой проектной деятельности

(из опыта работы)

          С 01.01.2011 в начальное образование были введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

     В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, важно научить ученика овладеть новыми знаниями, новыми видами деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных и исследовательских работ.

         Многие метапредметные умения, формирование и оценка которых предполагается новым стандартом, не могут быть проверены в виде привычных для школы письменных работ. Их можно оценить, только наблюдая за живой деятельностью и общением детей. Поэтому в региональной системе оценки качества начального образования появилась диагностика «Групповой проект», которую выполняют ученики 4-х классов. Это еще не проектная деятельность, поскольку задача здесь ставится не самими детьми, не они задумали эту работу. Это диагностика в виде задания проектного типа для оценки регулятивных и коммуникативных умений учеников.                                                                                                                                                 В каждой группе оценивается 4 умения.

    Регулятивные умения:                                                                                                                                                                                   ---участие в уточнении замысла проекта (целеполагание),                                                                                                       ---участие в планировании,                                                                                                                                            ---распределение функций и их выполнение при работе в группе,                                                                                                         ---контроль своих действий и действий партнеров.

 Коммуникативные умения:                                                                                                                                                                     ----участие в представлении результатов проекта, активностьинициативность,                                                                                                          ----ориентация на партнера и согласованность позиций,                                                                                                        ---лидерство (способность брать на себя организаторские функции и ответственность, умея при этом  работать в команде).                                                                                                                                                                                Кроме того, ученик сам оценивал личный вклад в работу группы по 10-балльной шкале.  В ходе группового проекта оцениваются индивидуальные действия учеников, общая работа групп и соответствие выполненной работы заданию. Данные о работе групп, зафиксированные наблюдателем, и оценка итогового продукта, зафиксированная в карте эксперта, предназначены только для  внутриклассного анализа. Важно понять, могут ли ученики удерживать задачу, как они работают с информационными ресурсами, могут ли использовать ИКТ, если они есть в их распоряжении и т.п. Но на присвоение ученикам того или иного уровня достижений эти данные не влияют. При оценке индивидуальных достижений учитывается только процесс, а не результат.  Критерии присвоения уровней разработаны авторами федеральной модели оценки метапредметных умений. Они основаны,  прежде всего на количестве умений (элементов деятельности), сформированность которых показывает ребёнок. Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Критерии эффективности групповой работы.

Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.

Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами уроках по данным критериям.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.

Какие возникли у меня в организации деятельности над групповыми проектами?    

     Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

1 этап – мотивация. На этом этапе важно пробудить в учащихся интерес к предстоящей работе. Называется тема проекта, выявляется учебная проблема, происходит обсуждение различных вариантов решения проблемы и в результате этой работы определяется цель и задачи проекта. Далее идет четкая установка на результат проекта, и обговариваются критерии оценивания результата работы. Необходимо подключить к этому этапу как можно больше ребят, выслушать все предложения и идеи. Именно на этом этапе появляется желание действовать, рождается коллективный дух творчества.

2 этап – организация деятельности. При групповых проектах ребята разбиваются на группы. Необходимо учитывать  интересы и желания всех детей - участников проекта. Но тут могут возникнуть некоторые проблемы. В каждом классе есть группа учеников, не совсем успешных в учебной деятельности, или, по тем или иным причинам, многие ребята не желают с ними сотрудничать, так как не уверены в их ответственности и трудолюбии. Ни в коем случае нельзя заставлять насильно принять таких детей в группу. Стоит терпеливо и. как можно, дипломатичнее разъяснить важность участия всех ребят в проекте, ведь способности у каждого разные, но посильный вклад в общее дело может внести каждый. Как правило, есть ребята, которые обязательно поддержат учителя и возьмут таких учеников под свою опеку, тем более, если в классе систематически проводится групповая работа.

      На этом же этапе в каждой группе участниками выбирается «старший». Обычно это тот ученик, который пользуется авторитетом у ребят и наиболее успешен в учебе. Здесь важно обговорить роль «старшего». Это не командир, а координатор всех действий. Он несет ответственность за всю работу группы и, в то же время, должен учитывать интересы всех участников. Иногда очень трудно сдерживать авторитаризм таких детей и направить их деятельность в нужное русло, но, проявляя терпение, такт и постоянную разъяснительную работу, удается добиться положительного результата.

    Затем намечается план действий для каждой группы, и распределяются роли для каждого участника проекта. И опять могут возникнуть разногласия и, даже, конфликты внутри группы. Очень трудно создать «зону комфорта» для каждого участника процесса. Выходом из этой ситуации, является разъяснительная работа как индивидуально (с зачинщиком конфликта), так и со всей группой. Важно учить договариваться, идти на компромисс. А также необходимо проследить, чтобы работа была посильной для каждого ребенка в группе.

3 этап – непосредственная работа над проектом. Ребята в основном работают сами по намеченному ранее плану. Учитель, в основном, находится в роли наблюдателя, консультанта.

4 этап – презентация результата проекта. Ребята сами выбирают, в какой форме будут представлять результат своей деятельности. Если тема проекта одна для всех групп, лучше ориентировать ребят на разные формы защиты проекта. Необходимо заранее определить регламент выступления и строго его придерживаться. Иначе выступление той или иной группы может затянуться и интерес слушателей потеряется. Необходимо назначить (по желанию) того, кто будет следить за временем.

    Обсуждение и оценивание работы должно происходить обязательно по принципу: «Сначала говорим, что удалось, а затем, на что нужно обратить внимание». Учим ребят не повторять уже сказанное, ориентируем на те критерии,  которые принимались ранее. Учим тактично отмечать тот вклад, который внес каждый участник группы в общую работу, особенно подчеркивая вклад так называемых «слабых» учеников (положительная оценка).

      Целенаправленная работа над проектами позволяет решить многие задачи и для учителя и для учеников. Это не только интересно, но и полезно для каждого участника процесса. А с каждым проектом проблем становится все меньше, а работы получаются все лучше. Меняется и отношение к каждому ребенку в классе, что способствует созданию сплоченного коллектива.    

Рекомендуемая литература:

 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

Савенков А.И. Я - исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература». - 2004. -32с.

Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...