обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
материал (1 класс) на тему

Мишурова Екатерина Григорьевна

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ НОШ г. Покров

Проблема адаптации школьников к процессу обучения

( Из опыта работы учителя начальных классов Мишуровой Е.Г.)

г. Покров

2017 г.

                              УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

 Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, и др.).  Изучение адаптации детей к школе и коррекция ее нарушения, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями. Введены новые программы, изменилась сама структура преподавания все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе. Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической адаптации детей к обучению в школе, показывают, что от 37% до 60% - детей в том или ином отношении имеют трудности в адаптации к обучению в школе и полноценном усвоении действующих в начальных классах школьных программ. У многих даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку ребенок не готов к социальной позиции школьника. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

                                               АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

 В настоящее время в нашем обществе очень высокие требования как к процессу обучения, так и к самим школьникам. Ключевая задача системы образования воспитание и развитие свободно мыслящего человека, способного анализировать и рефлексировать. У самого школьника на момент поступления в школу должны быть развиты многие навыки и умения.

Проблема благополучного прохождения периода адаптации к школьному обучению детьми 6-8 лет была и остаётся наиболее актуальной в образовательном процессе.

                                                      ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности.

                                                          ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

 Отслеживания процесса адаптации первоклассников проводится психологом школы. По результатам диагностики в начале учебного года 81% детей успешно освоили новую социальную роль – роль ученика, приняли новые требования, овладели новой для них деятельностью, активно вступили в новые для них отношения. Однако у остальной части учащихся (19%) этот процесс протекает по разным причинам довольно сложно и болезненно.

      Установив причины школьной дезадаптации, мною, по рекомендации психолога, разработан комплекс коррекционных мероприятий.

Коррекционные мероприятия по установлению школьной дезадаптации у младших школьников.

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям: «Ты-ученик!», «Твои друзья», «Что тебя тревожит?» и др.

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей: индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, всеобучи.

Анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

Работа с семьей; определение оптимального режима нагрузки ученика:(посещение ребенка на дому, знакомство с его комнатой, рабочим местом, его интересами; беседа с родителями о режиме дня ребенка и др.)

      В адаптационный период большое внимание уделяю использованию на уроках развивающих технологий. Игровая деятельность остается весьма значимой и актуальной, поэтому учебный процесс сопровождается серией игр: «Дежурная буква», «Лестница», «Эхо», «Говорящее зеркало» (при обучении грамоте), «Почтальон», «Магазин», «Математическое лото» и др.(на уроках математики).

        Самочувствие детей в школе во многом зависит от межличностных отношений, поэтому, чтобы быстрее познакомить детей друг с другом провожу сюжетные игры по темам: «Правила поведения, самообслуживания», соревнования по  подвижным играм, художественные конкурсы (лепка, рисование, изготовление аппликаций). Все эти мероприятия формируют атмосферу для начального этапа жизни коллектива.

              Рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.

            Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий 45 мин. 35-40 мин I I полугодие. I полугодие сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин). После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учитель проводит дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

                                                                         ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

          Цель: создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений).

          Задачи:

  1. Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения в новый вид деятельности.
  2. Сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности.

                                                                         РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА.

Результаты своей деятельности я отследила в следующей диагностике: «Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе».

Уровень адаптации

сентябрь

декабрь

Зона адаптации

70%

73%

Зона неполной адаптации

15%

15%

Дезадаптация

15%

12%

 За два месяца уровень адаптации изменился в положительную сторону. В классе уровень дезадаптации снизился на 3% , имеет место неполная адаптация.

Вывод: 88% диагностируемых учащихся показали успешную адаптацию на данный период.

                                                             АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данный опыт могут использовать классные руководители и организаторы школ. Технология опыта проста и может быть использована как частично, с применением отдельных методик для использования в образовательном процессе, так и комплексно.

                                                                  БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ.

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования

М.Просвещение 2010 г.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Кризис семи лет.

Психология М. Просвещение 2000г.

3.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.

 М.Просвещение 2000г.

4.Венгер Л.А. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?

М.Просвещение 1994 г.

5.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.

М.Просвещение 1999 г.

6.Карпова Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова.- Ярославль: “Академия развития”, 1997.- 240с.

7.Интернет-ресурсы (Яндекс, Рамблер)

                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ.

Серия различных игр направленных на облегчения адаптации учащихся в 1 классе:

«Магазин»

Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с].

«Эхо»

^ Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом, познакомиться с понятием тембра голоса, то уместно будет проверить задание, поиграв в конкурс пародистов.

https://domateplo.com/pics/Nastolnaya_igra_Vesnadizain__Loto_Matematicheskoe__D223_o.jpeg

Обучение грамоте:

http://i08.fotocdn.net/s11/39/public_pin_l/228/2312430374.jpg

1. «Жмурки с поводырем»

Дети разбиваются на пары. Одному из пары завязывают глаза, другой – «поводырь». Первый кладет руку на плечо второго и ходит за ним до конца игры. Задача поводыря – оберегая своего подопечного, водить его по группе в течение пяти минут, после чего игроки меняются ролями.

2. «Да и нет»

Ведущий собирает на ковре детей. Загадывает любое слово, а игроки должны отгадать его. Можно задавать такие вопросы, чтобы на них можно было ответить одним из пяти ответов: «да», «нет», «и да и нет», «об этом неизвестно», «это не важно». Дети эмоционально включаются в игру. Ведущий придумывает подсказки, которые можно дать игрокам, определяя область поиска.

3. «Кто к нам пришел?»

Ведущий рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно, они должны догадаться сами. Ведущий приглашает 3-4 детей, договаривается, кто какого животного изображает, устанавливает очередность.

Ведущий объявляет: «Вот идет первый гость. Кто к нам пришел, покажись!» Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя.

4. «Необычное сражение»

Дети делятся на две команды. Педагог объявляет, что начинаются военные действия, нужно добыть из тыла «врага» секретное донесение. Небольшие мягкие игрушки делятся поровну между командами. Их можно кидать в противников. Игра заканчивается и начинается по хлопку ведущего. Когда игра завершается, все улыбаются, пожимают друг другу руки в знак наступления мирного времени, а затем наводят порядок в группе.

5. «Тень»

        Ведущий расставляет в пары детей. Один из играющих  должен выполнять движения, действия. За его спиной находится ребенок – «тень», которой необходимо повторять то, что делает ее обладатель.

6. «Цвет - движение»        

        За четырьмя цветами закрепляются движения. Красный – присесть, синий – подпрыгнуть, зеленый – хлопки, желтый – стоять на месте.

        Дети становятся в шеренгу. Ведущий стоит с цветными карточками перед ними. Он поднимает карточку определенного цвета, а игроки выполняют закрепленное за этим цветом движение. Тем, кто ошибается, дается любое задание (спеть песенку, рассказать стихотворение и т.д.)

7. «Сова»

        Ведущий приглашает детей поиграть. Из учащихся выбирают водящего – сову, остальные – мышки, дети и родители играют вместе. По команде «День» сова спит, а мышки бегают, играют, резвятся. По команде «Ночь» сова просыпается и летит искать мышек, которые при этой же команде должны замереть и не шевелиться, чтобы сова не заметила. Те, кого сова увидит шевелящимися, отправляются к ней в гнездо. Самый выдержанный и внимательный становится совой.

8. «Прилетела птичка»

        Ведущий в начале игры распределяет детям фанты и названия деревьев. Он выбирает собирателя фантов, а остальные усаживаются в круг на ковер. Каждому игроку присваивается название дерева – липа, ольха, береза, клен, рябина и т.д. Собиратель фантов начинает игру и говорит: «Прилетела птичка и села на сосну». «Сосна» должна ответить: «На сосне не была, улетела на ольху». «Ольха» называет другое дерево и т.д. Кто прозевает или неправильно откликнется, отдает свой фант. В конце игры все должны вернуть фанты. Собиратель фантов предлагает каждому фанту выполнить задание, после чего они могут получить свой фант обратно.

9.  «Снежный ком»

        Дети садятся на ковер в большой круг. Все по очереди добавляют по одному слову к начатому предложению. Задача игроков – произнести без ошибок все предложение с начала и до конца и добавить что-то свое, подходящее по замыслу.

        Например: Я знаю разные фрукты – яблоко.

                                  Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас.

Тематика игры может быть различна: Собираемся в поход, возьмем с собой…

                                                                          У бабушки в огороде растет…

                                                                          Мама варит суп из…

Программа деятельности в адаптационный период.

Вид деятельности

Задачи

Сроки

Технологии

Планируемый результат

Первый этап

Диагности-

ческая

1.Выявить уровень интел-

лектуального, физического и социального развития.

2.Информирование родителей о состоянии физического и социального развития

апрель-

май

диагностика психологом

собеседова-

ние учителя, психолога с родителями

1.Умение адекватно реагировать

 на ситуации.

2. Умение понимать задание.

3. Владение саморегуляцией.

4. Умение организовать свою

деятельность

Второй этап

Диагности-

ческая

1.Выявить уровень интел-

лектуального, физического и социального развития.

2. Выявить уровень мотивационной готовности.

3.Информировать пед. коллектив о результатах набора детей в 1 классы.

сентябрь

собеседова-

ние,

родитель -

ское собрание,

педсовет

1.Умение адекватно реагировать на ситуации.

2. Умение понимать задание.

3. Владение саморегуляци-

ей.

4. Умение организовать свою деятельность

5.Речевая активность

6. Владение звуковой культурой.

7. Значение числовой последовательности.

8. Выявление общей понятливости, осведомленности.

9.Знание своей фамилии, имени, года рождения, дом. 10. Освоение роли быть школьником.

 

Третий этап

Исследова-

тельско-

диагности-

ческий

1.Выявить отно-

шение ребенка

к роли школь-

ника.

2.Изучить разви-

Тие крупной и

мелкой мотори-

ки.

3.Определить уро

Вень развития мыслительных операций.

4.Изучить отдель

ные свойства внимания памяти

и восприятия.

5.Определить уро

вень сформиро-

ванности рече-

вой активности.

6.Изучить осо-

Бенности пове-

денческих реакций.

7.Изучить пред-

ставление о рабо-

тоспособленнос-

ти ребенка в монотонной деятельности.

8.Информиро-

вать коллектив школы, родителей о результатах исследователь-

ско- диагности-

ческой деятельности.

октябрь

Система

развивающих

задании и

упражнений

«Проведи дорожку»,

«Графический

диктант»,

«Ассоциативные ряды»,

«Рисунок семьи».

«Сравни картинки»,

«Выбор парных картинок»,

«Вербальное

И визуальное представление объектов»

1.Умение слушать и слышать.

2.Умение выполнить задание учителя.

3.Умение ориентироваться на листе

 бумаги.

4.Умение проводить зрительный

 контроль.

5.Умение управлять движением

своей руки.

6.Самостоятельно делать

умозаключе-

ния.

7.Умение контролировать свои

 действия.

8.Умение распределять и

концентрировать свое внимание.

9.Умение составлять рассказ на

 определенную тему.

10.Граммати-

чески правильно строить предложения.

11.Умение придавать эмоциональную

 окраску голосу при передаче

 содержания.

Четвертый этап

Развиваю-

щая

1.Формировать

деятельностно-

коммуникативные,

познавательные,

общеучебные умения.

2.Способствовать

Их дальнейшему

Развитию для успешного включения уч-ся в образовательную деятельность.

3.Формировать адаптивное поведение в школе.

4. 8.Информиро-

вать коллектив школы, родителей о результатах развивающей деятельности учащихся.

5. Выявить неадаптированных детей.

ноябрь-

декабрь

Система тренинговых упражнений на уроках:

«Графический

диктант»,

«Ассоциативные ряды»,

«Рисунок семьи».

«Сравни картинки»,

«Выбор парных картинок»,

«Вербальное

И визуальное представление объектов»,

«Рисунок змейки», «Четвертый лишний», «Сложи рисунок», «Домики на поляне», «повтори слова», «Сравни слова», «Выложи сам», «Пляшущие человечки».

1.Умение слушать и слышать.

2.Умение выполнить задание учителя.

3.Умение ориентироваться на листе бумаги.

4.Умение проводить зрительный контроль.

5.Умение управлять движением своей руки.

6.Усвоение основных этических, дисциплинар-

ных правил, взаимоотноше-

ний между детьми и учителем.

7.Самостоятельно сравнивать, обобщать и анализировать.

8.Устанавливать взаимосвязь, делать умозаключение.

9.Контролиро-

вать свои действия.

10.Распределять и концентриро-

вать внимание.

11. 10.Граммати-

чески правильно строить предложения.

11.Умение придавать эмоциональную окраску голосу при передаче содержания.

Пятый этап

Диагнос-

тическая

Заключи-

тельная

диагнос-

тика

1.Выявить уровень адаптации учащихся к школьной среде.

2.Информировать коллектив школы, родителей орезультатах адаптации детей.

январь

Система заданий, тестирование, анкетирование.

Качественные

Данные об уч-ся, об успешности их

 адаптации к новому виду

 деятельности( заполнение

индивидуальных карт развития

учащихся)

Шестой этап

Коррек-

ционно-

консуль-

тативная

1.Развивать познавательные, психические, общеучебные умения.

2.Обеспечивать контроль за индивидуальным развитием характеристик показателей дезадаптированных детей.

3.Индивидуально информировать родителей, администрацию, коллектив школы об итогах коррекции дезадаптированных детей.

февраль-

май

Система индивидуальных упражнений, групповая работа.

Качественные

показатели индивидуально

го (динамика)

дезадаптирован

ных учащихся.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Ориентировочный план.

1.Итоги адаптации на период второй четверти.

2.Как взрослые могут и должны поддержать первоклассника.

3.Что помогает первокласснику справиться со школьными нагрузками и напряжением первого года обучения.

1.Прошла уже половина первого учебного года. Втарая четверть тоже подходит к концу. На данный момент можно уже говорить об некоторых успехах и неудачах ваших и ваших детей. ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ по адаптации:

-1Б класс.

2. Об окончании адаптации можно будет судить не раньше чем в конце мая. Очень хочется, чтобы родители все-таки принимали активное участие в этом процессе. Взрослые должны поддерживать своих детей. До сих пор многие дети еще применяют дошкольные формы поведения, что и показала диагностика. Как показывает практика, у некоторых детей эта деятельность усиливается, т.к. ожидания ребенка не оправдываются, а скорее наоборот, появляется тревога – не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых, боязнь не усвоить или не понять материал урока, и не дай Бог быть хуже Маши, Юры, Тани и т.д. со слов мамы. Ведь в школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для ребенка с первым положительным и первым отрицательным опытом, и от того как этот опыт переживете вы родители, будет зависеть, как этот опыт переживет ваш ребенок. Каким образом он будет реагировать на дальнейшее оценивание.

   Какие вопросы вы задаете вашим детям? Когда мы спрашиваем:»Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего оценки. А вопросы:»Что нового ты сегодня узнал? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были сегодня особенно интересными для тебя?»- дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. Ведь вы интересуетесь кругом его общения, друзьями и т.д.

    Для многих детей оценка – это оценка не его работы, а его самого. Если я получаю хорошие оценки – я хороший, и наоборот. Такая позиция очень опасна, т.к. может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем, и на наше отношение к нему. Важно донести до ребенка, что если у него что-то не получается, то сам он при этом не становится плохим. Иногда надо сказать, что оценивается не сам ребенок, а результат его деятельности. Важно оказывать ребенку еще и эмоциональную поддержку:»Я вижу ты расстроился, даже ничего не хочется тебе делать, и в школу не хочется идти?» «Давай попробуем поговорить, и найти выход.Может надо было поступить как-то иначе?»

   Быть родителями первоклассника совсем непросто. Бывает нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

   Мне хочется предложить вам один простой эксперимент. Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: «Мой ребенок – первоклассник». Не правда ли просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строчки. Как ровно и красиво мы пишем правой (левой) рукой и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем ручку в другую руку.  Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

3.

а.Поддержка родителей. (О чем говорилось выше) .

-сосредоточение на достоинствах ребенка, укрепляя самооценку тем самым.

-помощь поверить в свои силы;

-помощь в избежании ошибок;

-не осуждай, а помоги анализировать.

-не заниматься после 7 часов вечера

-не вспоминать дневные неудачи

не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать вместе

-пойти вместе погулять, отвлечь ребенка

-перед сном дать стакан теплого молока с медом, чай.

-Спокойный и глубокий сон не менее 8-10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность.

 -ограниченное время просмотра телевизора (20-30 мин., минимум час)

-если боится темноты, включите ночник

-не забудьте на ночь поцеловать ребенка, погладить его. Ласка не пустяк. На нее тоже надо найти время.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ.

  • Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни.
  • Внушайте каждому ребенку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
  • Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами.
  • Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
  • Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…

   Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье.

            1.СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ.

   Справляться  с учебными нагрузками гораздо легче, если

 ребенок будет вставать , есть, гулять, делать уроки и отправляться

в кровать примерно в одно и тоже время. Младшие школьники

не должны ложиться позднее 21-22 часов.

            2.ЧЕРЕДОВАТЬ НАГРУЗКИ.

      Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном

 положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг

 попадает мало кислорода. От усталости и переутомления

спасет чередование умственных и физических нагрузок.

Запишите школяра в спортивную секцию, которая ему

 по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание

 и спортивные игры.

            3.ПИТЬ ВЫТАМИНЫ.

     Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм

 еще не конца привык к низким температурами, и ребенок может

 с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как

 правило , изматывают организм и усиливают усталость.

Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.

         4.ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ.

     Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание

должно быть разнообразным, полноценным, богатым

витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной

 работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир,

 бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать

 много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов,

 вопреки распространенному мнению, только мешает

школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек шоколада

 не повредит.

      5. ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР

   Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и

забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку

или занятия спортом. Младшим школьникам не стоит разрешать

 сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше

 часа в день.

      6. НЕ ТРЕБОВАТЬ СЛИШКОМ МНОГО.

   Выдающимися математиками и физиками становятся далеко

 не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у

Васи Иванова, или что он снова схватил трояк за контрольную.

 Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну

 или дочке возможность проявить себя в чем-то другом – например,

 в рисовании, музыке или фотографии.

Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители)

Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент

I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.

1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»

5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

     а) тревожность, огорчение, иногда страх;

     б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

    б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.

Обработка результатов:

19-30 баллов – зона адаптации;

13-18 баллов – зона неполной адаптации;

0-12 баллов – зона дезадаптации.

Уважаемые родители!

        Для определения адаптации первоклассника к условиям школьной жизни , на начальном этапе, просим ответить на следующие вопросы, подчеркнув тот из ответов, который более всего характеризует вашего ребенка.

Фамилия и имя вашего ребенка____________________________________

  1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

-как правило, неохотно;

-как правило, охотно, с радостью;

-когда как;

-затрудняюсь ответить.

2. Приспособился ли он к школьному режиму?

-пока нет;

-приспособился;

-затрудняюсь ответить.

  1. Ваш ребенок привык к учителю и коллективу класса?

-пока нет;

-привык;

-затрудняюсь ответить.

  1. Часто ли ваш ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

-практически никогда;

-делится довольно часто;

-делится всегда.

  1. Какие впечатления преобладают у вашего ребенка?

-отрицательные;

-положительные;

-положительных и отрицательных поровну;

-в основном,  положительные.

6.Переживает ли ваш ребенок по поводу своих неудач?

-нет;

-скорее нет, чем да;

-скорее да, чем нет;

-да.

7.Как обычно ваш ребенок преодолевает трудности в работе?

-сразу пасует;

-обращается за помощью;

-старается преодолеть сам;

-затрудняюсь ответить.

8.Способен ли ваш ребенок самостоятельно найти и исправить свою ошибку или ошибку одноклассника?

-если побудить его к этому;

-не сможет;

-как правило, может.

9.Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?

-довольно часто;

-бывает, но редко;

-практически не бывает;

-затрудняюсь ответить.

10.Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без усталости и переутомления?

-нет, не справляется;

-скорее нет, чем да;

-скорее да, чем нет;

-да.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ НОШ г. Покров Мишуровой Екатерины Григорьевны 2017г.

Слайд 2

Тема: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Слайд 3

Что такое адаптация первоклассника? «Адаптация» – термин ввёл А. Уберт (немецкий психолог) « adaptatio » – приложение, приспособление. Адаптация к школе – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоциональной – волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению». (Я. Л. Коломинский )

Слайд 4

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА : Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф. Берцфаи , Л.И. Божович , Л.А. Венгер , Г. Витцлак , В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек , А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел , Д.Б. Эльконин , и др.).

Слайд 5

Актуальность опыта В настоящее время в нашем обществе очень высокие требования как к процессу обучения, так и к самим школьникам. У самого школьника на момент поступления в школу должны быть развиты многие навыки и умения . Проблема благополучного прохождения периода адаптации к школьному обучению детьми 6-8 лет была и остаётся наиболее актуальной в образовательном процессе.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея. Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности.

Слайд 7

По изучению данной темы совместно с психологом я провела подготовительный этап, который включил в себя: -диагностику; -консультативную работу с педагогами и родителями; -методическую работу; - коррекционно развивающую работу; -аналитическую работу.

Слайд 8

Цель: Провести анализ педагогической деятельности в адаптационный период обучающихся, создать и обеспечить педагогические условия позволяющие обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Слайд 9

Задачи: 1. Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения в новый вид деятельности. 2 . Сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности . 3. Ввести понятие самооценки своих поступков и поступков своих одноклассников. 4. Научить ребёнка задавать вопрос (не только в процедурном плане, сколько в смысле решимости); 5. Подготовить родителей к новой роли-родителя школьника.

Слайд 10

В начале учебного года педагогом-психологом проведен опрос на выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения по методикам: «Беседа о школе», «Незавершённая сказка».

Слайд 11

По результатам диагностики в начале учебного года 81% детей успешно освоили новую социальную роль – роль ученика, приняли новые требования, овладели новой для них деятельностью, активно вступили в новые для них отношения. Однако у остальной части учащихся (19%) этот процесс протекает по разным причинам довольно сложно и болезненно . Установив причины школьной дезадаптации , мною, по рекомендации психолога, разработан комплекс коррекционных мероприятий.

Слайд 12

Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям: «Ты-ученик!», «Твои друзья», «Что тебя тревожит?» и др. Н еспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) Работа с семьей: индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания. Анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Работа с семьей; определение оптимального режима нагрузки ученика:(посещение ребенка на дому, знакомство с его комнатой, рабочим местом, его интересами; беседа с родителями о режиме дня ребенка и др.) Коррекционные мероприятия по установлению школьной дезадаптации у младших школьников.

Слайд 13

Родительские собрания: 1. Тема : Знакомство с родителями учеников-первоклассников. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой . 2. Тема : Проблема адаптации первоклассников в школе . Во время собрания учитель обсуждает с родителями: - Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе. - Психологические трудности адаптации первоклассников в школе. Система взаимоотношений детей в классе . 3. Тема: Итоги адаптации на период второй четверти. - Итоги адаптации на период второй четверти. - Как взрослые могут и должны поддержать первоклассника. - Что помогает первокласснику справиться со школьными нагрузками и напряжением первого года обучения.

Слайд 14

Игровая деятельность остается весьма значимой и актуальной, поэтому учебный процесс сопровождается серией игр: - « Дежурная буква», «Лестница», «Эхо», «Говорящее зеркало» (при обучении грамоте ); -« Почтальон», «Магазин», «Математическое лото» и др.(на уроках математики). Самочувствие детей в школе во многом зависит от межличностных отношений, поэтому, чтобы быстрее познакомить детей друг с другом провожу сюжетные игры по темам : -« Правила поведения, самообслуживания »; - Соревнования по подвижным играм; - Художественные конкурсы (лепка, рисование, изготовление аппликаций).

Слайд 15

Игра «Дежурная буква » Цель: закреплять умение подбирать слова с заданной буквой. ( Учитель называет дежурную букву и идёт между рядами. Тот, перед кем останавливается, называет слово, начинающееся с этой буквой. Кто повторит уже названное слово или промедлит, выходит из игры ). Игра: «Магазин .» Цель: развивать вычислительные умения. 1-в . В роли продавца учитель или ученик. На столе учителя товары: карандаши, ручки, тетради, открытки. У детей карточки с числами. Учитель сообщает цены товаров, а учащиеся готовят карточки с числами. Например, ручка стоит 4 рубля. Какими монетами можно за нее заплатить? 2-в . На красочном плакате или доске размещаются рисунки игрушек, под ними записаны примеры. Чтобы «купить» игрушку, надо решить пример.

Слайд 16

Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Рефлексии настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.

Слайд 17

Рефлексия содержания учебного материала Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Слайд 18

Организация режима школьной жизни первоклассника Ступенчатый режим занятий 45 мин. 35-40 мин I I полугодие. I полугодие сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин ). После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учитель проводит дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

Слайд 19

Результативность опыта «Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе » (промежуточная диагностика). -Зона адаптации у 73% учащихся. -Зона не полной адаптации у 15% учащихся. -Зона дезодоптации у 12% учащихся. Вывод : 88% диагностируемых учащихся показали успешную адаптацию на данный период.

Слайд 20

Заключение: В процессе изучения данной проблемы я проанализировала свою педагогическую деятельность, что позволило мне подобрать самые удобные способы для создания и обеспечения педагогических условий позволяющих большенству обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде в адаптационный период и после него.

Слайд 21

Адресная направленность Данный опыт могут использовать учителя начальных классов. Технология опыта проста и может быть использована как частично, с применением отдельных методик для использования в образовательном процессе, так и комплексно.

Слайд 22

БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ: 1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования М.Просвещение 2010 г. 2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Кризис семи лет. Психология М. Просвещение 2000г. 3.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.Просвещение 2000г. 4.Венгер Л.А. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Просвещение 1994 г. 5.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.Просвещение 1999 г. 6.Карпова Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова.- Ярославль: “Академия развития”, 1997.- 240с. 7.Интернет-ресурсы (Яндекс, Рамблер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Психолого-педагогический аспект адаптации обучающихся 1 –х классов к новым условиям обучения.

В данной статье отражена теория о школьной адаптации и работа школы-интерната №1 ст. Елизаветинской в этом направлении....