Современный урок в условиях реализации требований ФГОС
статья на тему

ovechkinanm

Статья, в которой раскрываются основные требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_usloviyah_realizatsii_trebovaniy_fgos.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

                       Современный урок в условиях реализации требований ФГОС

Цель:

  1. Применить компетентный подход в комплексном характере (УУД) неразрывности знаний умений и навыков.
  2. Показать на примере анализа современного урока понимание ценностного восприятия, отношения и применение на практике.
  3. Находить интегрированный подход в обучении, применяя в анализе урока.
  4. Повышать мотивацию к образованию( проблемный подход к уроку, интерес.)

    «ТЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБЕН СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕШЬ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ».
    Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».
    В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных , предприимчивых выпускников, которые:
  • Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • Способны к сотрудничеству.

Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.

Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и их желания учиться,  сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель».
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который:
. демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
. инициирует действия учащихся;
. консультирует и корректирует их действия;
. находит способы включения в работу каждого ученика;
. Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.

В- третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Так каким же все-таки должен быть современный урок?

Современный урок , как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.
Требования ФГОС к методике преподавания
1. Компетентностный подход –комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений, навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности(целеполагание,рефлексия, оценка).
3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5. Акцент на активную деятельность и результативность
(личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках ( в том числе структуирование и анализ).
7. Дискуссионный  и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.
10. Повышение мотивации к образованию ( проблемный подход, интерес).

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках , принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
Для учителя самоанализ урока , рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель , не научившийся осмысливать свои собственные действия , не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.

В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия , позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.
Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку.
1. Учитель , как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему , цель, задачи урока.
2. Урок долен носить гуманистический подход.
3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
9. В центре внимания на уроке должны быть ученики( урок для детей, а дети для урока).
10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
13. Должна быть рефлексия учебного занятия.
Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.
Очень важно , чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут           оказать

критерии , применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня. (№п/п  Критерии  Оценка)
1 Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку. 012345
2 Постановка цели урока и умение выделить задачи урока. 012345
3 Умение учителя стимулировать мотивы обучения( актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать , выражая свои мысли собственными словами) 012345
4 Уровень общепедагогического и методического мастерства( умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария( нестандартные методы, приемы, средства обучения) 012345
5 Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность) 012345
6 Восприятие материала учащимися ( интерес, напряженность) 012345
7 Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик» 012345
8 Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики) 012345
9 Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 012345
10 Системность изложения материала , способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся. 012345
11 Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока. 012345
12 Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 012345

13 Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся) 012345
14 Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке. 012345
15 Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения) 012345
16 Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, напрвленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач( что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей) 012345
17 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока. 012345

Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока , выявления резервов его совершенствования.
К примеру , вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.
Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то , что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.

Литература:
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг.
Ильина Т.А. Педагогика: М.: Просвещение,1984.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Прсвещение,1980.
В.М. Петруленко «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС» М., «ВАКО» 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок как основная реализация требований ФГОС». Элементы психологического тренинга.

«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС (начальная школа)

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры....

Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС

Cовременная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Дидактические требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС

Дидактические требования к этапам современного урока в условиях реализации ФГОС...

Статья "Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС"

В данной статье рассматвриваются отличия современного урока по ФГОС и традиционного урока....

ДОКЛАД «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...

Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ Тема: "Современный урок в условиях реализации требований ФГОС"

Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ учителя начальных классов МБОУ «Васильевская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева ЗМР РТ» Аникиной Гюзель Шам...