Использование современных ИКТ в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
статья по теме

Сухарева Елена Сергеевна

Системное использование электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить ряд психолого-педагогических проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_achalnoy_shkole.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Сухарева Е.С.

Использование современных ИКТ в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Основной чертой сложившейся к настоящему времени в отечественной школе ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность учителей поощрялась, однако не являлась для них обязательной.

Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),  содержащим требования к результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы.

Системное использование электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить ряд психолого-педагогических проблем. В начальной школе невозможно провести урок без наглядности. Раньше это были различные плакаты, картинки, иллюстрации и многое другое. В настоящее время с применением наглядности проблем не возникает – на помощь пришёл компьютер.  Я считаю, что одним из результатов обучения и воспитания младших школьников должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность добывать и перерабатывать полученную с помощью компьютера информацию для дальнейшего самообразования. Только учителю нужно помочь своим ученикам грамотно использовать неограниченные возможности современных информационно-коммуникативных технологий.

 В начальной школе, используя ИКТ можно добиться: активизации познавательной деятельности, повышения умственной активности младших школьников;  повышения эмоционального отклика учащихся на уроке (малыши не поверят, пока не увидят);  качественной успеваемости учащихся;  развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;  повышения темпа урока;  развития умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;  овладения практическими способами работы с информацией.

 Я работаю учителем начальных классов три года. Мне всегда  интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

     Систематическое использование ИКТ позволяет мне:

- сделать учебный процесс доступным, интересным дя детей, наглядно  представить учебный материал;

-    повысить качество усвоения учебного материала;

-    повысить познавательную активность;

-    усилить образовательные эффекты;

-  осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

-    рационально использовать время учебного занятия;

- быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;

- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако  получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ  в  учебном процессе. В своей работе я использую мультимедийный  проектор и настенный экран, интерактивную доску, персональный компьютер.

Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий.  Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией  и другие формы деятельности:

-  ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

-  обсудить просмотренный материал с классом;

-  совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

-  индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;

-  выполнить некоторые задания в группах или парах.

           В своей работе я постоянно использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира.  Используя  сайты  Интернета,  я  подбираю  наглядный  материал  для  своих  уроков:  картинки,  фотографии,  аудиофайлы,  звуковые  эффекты,  видеофайлы,  фильмы. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для меня являются опорой для объяснения нового материала, закрепления  в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Слайды, выведенные на большой экран, – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на кране. Презентации эффективно используются на различных этапах урока.

          На уроках окружающего мира использую  презентации по темам: «Планеты», «Круговорот воды в природе», «Части света, материки», «Формы земной поверхности», «Реки», «Экосистема», игра «Природное сообщество», «Природные зоны – ледяные пустыни, тундра, зоны лесов, степей, пустынь, субтропических лесов», викторины  по всем природным зонам, «Путешествие тучки по Европе», «Страны Европы» и т. д.

        При подготовке к урокам окружающего мира использую следующие диски:

  • познавательные материалы об окружающем мире: «Мир природы»,   «Я живу в России», «Золотое кольцо России»;
  •  «Таинственный календарь» (энциклопедия в загадках);
  • энциклопедии «Мир животных», «Детёныши и родители»,  «Животный и растительный мир России»

 На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения  орфографии необходимо многократное  и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.  На уроках русского языка – мультимедийный  проектор и настенный экран используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер   в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.  На уроках обобщения  использую яркую красочную презентацию, привлекающую внимание детей, позволяющую продуктивно обобщить знания по теме. Это уроки-презентации «Имена собственные», «Правописание буквосочетаний жи-ши», «Однокоренные слова», «Приставки и предлоги» и т.д.

 При подготовке к урокам пользуюсь следующими дисками:

  • энциклопедии Кирилла и Мефодия «Русский язык»;
  • универсальные мультимедийные тренажёры по русскому языку;
  • программно-методический комплект «Семейный наставник. Русский язык»;
  • «Путешествие в страну Лингвинию»

 При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к  помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).

 На уроках математики   использую  презентации на разных этапах урока. Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно.

Использование  презентаций повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний. Например: важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение таблицей необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.

В настоящее время в учебном процессе мною  используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность является ведущей для детей 6-8 лет. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Для меня обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным. Интерактивные средства увлекают и призывают младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения.  Интерактивная доска помогает детям преодолеть психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

При использовании интерактивной доски можно назвать следующие преимущества для преподавателя:

  • совместимость с программами для всех лет обучения;
  • возможность рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  • можно сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;
  • экономия времени урока;
  •  частая смена видов деятельности.

Преимущества для учащихся:

  • повышается мотивация;
  • появляется больше возможностей для участия в коллективной работе;
  •  развиваются личные и социальные навыки; происходит понимание более сложных идей в результате ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся более уверенными в себе [2, стр. 32].

Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. Систему составляют медиаобразовательные приёмы, которые  использую в работе и накопление медиаобразовательного дидактического материала (аудио и видеозаписи, мультимедийные презентации к урокам, конспекты уроков  с использованием ИКТ). При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:

-   понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;

-      систематичность использования;

-      серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.

           Практика использования ИКТ даёт мне возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

 

Литература

  1. Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И.С. Дёмин // Школьные технологии. – 2001. №5.
  2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации /А.В. Осин. – М.: ООО «Ритм», 2005
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования /И.В. Роберт. – М.: «Школа-пресс», 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕКСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен опыт работы по привлечению детей к чтению через виртуальные экскурсии...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ...