Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Метальникова Нина Ивановна

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках  посредством педагогики сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метальникова Нина Ивановна,

МБОУ Школа № 168 г.о. Самара

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках  посредством педагогики сотрудничества

   

  Одним из мощных рычагов воспитания желания и умения учиться – это  создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.

     В.А.Сухомлинский писал: “Успех в труде – это гордость человека, достигшего успеха. Без гордости за свой труд нет настоящего человека”.

            Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого.

           Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Условно учащихся можно разделить на  несколько групп.

     Классификация нужна для продуманного выбора педагогических действий. В основе лежит отношение к учебе, соответствие результатов затраченным усилиям, характер ожидания.

  1. “Надежные”

  1. “Уверенные”

  1. “Сомневающиеся”

  1. “Отчаявшиеся”

Отличительная черта – добросовестное отношение к своим обязанностям.

Исполнительны, надежны, активны в общественной работе. Приучены к самостоятельности, уверены в себе.

В классе чувствуют себя комфортно, защищено. Авторитетны, эмоционально устойчивы. Секрет надёжности, устойчивости в работе – в постоянном ощущении сбывшейся радости.

Способности могут быть выше, чем у “надежных”, но система работы слабее. Добросовестное отношение к своим обязанностям кое-когда “пробуксовывает”. Повышенно эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки и отметки бурно переживают. Отношение коллектива доброжелательное. Быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности  в  самоуверенность.

Познавательные интересы у них связаны с учебой. Способности хорошие, к делу относятся добросовестно. Учатся неплохо. Отличительная черта – неуверенность в своих силах. Активны, добросовестны, сообразительны в период подъема. Не вступают в пререкания, не пытаются “качать права”, не жалуются. Они тихо, но глубоко переживают, не выражают недовольства.

Имеют неплохую подготовку, способности, успехи в учебе. Причины отчаяния: серия неудач, бестактность педагога, выразившего сомнения в способностях, позиция семьи.

Не предлагать помощи, не навязываться с разговорами, на время оставить в покое, дать самим разобраться в себе и в обстановке.

Хорошее действие оказывает педагогический прием типа “холодный душ”.

Эмоциональное поглаживание.

Анонсирование.

( упреждающий контроль )

Внушать уверенность в свои силы.

     Учебно-познавательную деятельность школьников стимулируют не только  интересный учебный материал и методы обучения, но и та атмосфера, в которой протекает процесс обучения. В обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.

     В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика – его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Вот основные группы приемов, которые способствуют установлению благоприятной атмосферы в процессе обучения.

     Объединяются эти приёмы тремя руководящими принципами:

  • сотрудничать с учащимися в процессе обучения;
  • верить в способности каждого школьника;
  • радоваться вместе с детьми.

     Учитель должен уметь сотрудничать и советоваться с учениками. Сотрудничество педагога и учащихся – это объединение их интересов и усилий в решении учебно-познавательных задач. Это такая форма общения, в которой ребенок чувствует себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность. Педагог обращается к нему за помощью, вместе  с ним выясняют и устанавливают свойства, особенности предмета или явлений, намечают пути решения задачи и т.д.

     Школьник должен постоянно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположения, делать выбор. Педагог должен создавать видимость, что ему без сотрудничества с учениками было бы трудно справиться с разрешением учебно-познавательных задач.

         Педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного подхода к нему. Воспринимать неуспехи школьника как его неспособность и реагировать на них раздраженно или сдержанно, но без ориентировки на перспективу развития ребёнка – недопустимо.

     Важно систематически внушать школьникам, что все они способные. Перед тем, как предъявлять учащимся новую учебную задачу, нужно предупреждать школьников о возможных трудностях и выражать надежду, что все они смогут их преодолеть.

      Ссылка педагога на силы и возможности школьников способствуют тому, что дети сосредотачивают все свои усилия, чтобы добиться успеха. Учебно-познавательную деятельность школьника стимулирует искреннее и оптимистическое отношение педагога к его успехам и неуспехам.

     Учитель должен выражать радость в связи с успехами учащихся. Форма тут может быть разной; главное, чтобы дети чувствовали гордость учителя за свой класс, за каждого своего ученика.

      Гуманное отношение к школьникам надо мыслить не в рамках ласки или строгости, а в рамках справедливости и вежливости.

     Возвысить ребёнка, можно только развивая и укрепляя в нем чувство собственного достоинства. Единственный способ добиться этого – уважение к его становящейся личности.

      Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности, установление отношений сотрудничества и взаимопомощи в процессе обучения, вообще управление учебно-воспитательным процессом с позиции детей исключает необходимость лгать  педагогу, списывать, преднамеренно опаздывать на уроки или пропускать их без причины, ябедничать, завидовать друг другу. В классе создаются условия для установления атмосферы взаимного доверия и уважения. Положительное отношение ребенка к школе, учению формируется на уроке. Отношение ребенка к педагогическому процессу будет зависеть от двух основных условий.

     Первое заключается в следующем.

     Ребёнок каждый день приходит в школу не только со знаниями и умениями, не только ради усвоения новых знаний и умений, но и со своими увлечениями. Он не может их оставить за порогом школы и выйти в класс, так сказать с “чистым” стремлением учиться.

     Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребёнка таким, как он есть.

     Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и с  помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение  каждого школьника на познание мира и утверждение добра.

     Второе условие, от которого будет зависеть отношение школьника к учебно-воспитательному процессу, - насыщенность урока жизнью. Здесь имеется в виду не только научность и современность содержания образования. Но нужно,  чтобы дети  знакомились с жизнью страны через непосредственное участие в этой жизни, чтобы они познавали характер отношений, проявляющийся  в доброте, отзывчивости, сопереживании, дружбе, товариществе, взаимопомощи, уважении к личности.

    Подводя итог, мне хочется сказать, что создавая ситуации успеха я стремлюсь помочь детям незаметно, так чтобы они были убеждены, что успехом  обязаны себе. Самой большой наградой для меня стала радость в горящих детских глазах на уроке и вопрос: «А что мы будем делать на следующем уроке?».

Хочется закончить мою работу словами Б.Ш.Окуджавы из книги «Заезжий музыкант» - «Наслаждение процессом работы – ведь это восхитительно!». Прекрасные слова, прекрасно, когда человек ощущает это, как была бы счастлива Земля, если бы все стремились к этому!»

Список литературы.

  1. Анализ ситуации – условие успеха “Нар. Обр. – 1996г. - №1. – с.80-84.
  2. Амонашвили Ш.А.  Как любить детей (опыт самоанализа). – Донецк, 2010г
  3. Белкин А.С.. Ситуация успеха. Как её создать. Москва “Просвещение”, 1991г.
  4. Вилюнас В.К.   Психология эмоциональных явлений.
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990
  6. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов школьников. Нач. школа – 1999г. - №3 с.60-61.
  7. Казакова Е. Путь по лестнице успеха. // Нар. обр. – 1996г. - №6 – с. 87 – 90.
  8. Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991г.  – 272 с.
  9. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов. В 3 кл. Кн. З М.: Просвещение: ВЛАДА., 1995 – 512с.
  10. Питюков В.Ю. основы педагогической технологииУчебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М Изд-во `Гном и Д` 2001г.
  11.  Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006г. – 376 с.
  12. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.; Педагогическое общество России, 2002г.

Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...

Игровые технологии как средство создания ситуации успеха на уроке.

Игровые технологии как средство создания ситуации  успеха на уроке....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка

Использование  игровой  технологии    на  уроках  русского языка (программа, адаптированная для обучающихся с иннтеллетуальными  нарушениями)...