Мастер-класс МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НА ВДНХ
статья на тему

Бизина Светлана Анатольевна

Развитие мыслительных навыков учащихся и реализация комплексного подхода в воспитании и обучении детей в начальной школе через технологию «Развитие критического мышления» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vdnh.docx633.46 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие мыслительных навыков учащихся и реализация комплексного подхода в воспитании и обучении детей в начальной школе через технологию «Развитие критического мышления»

Сегодня в современном обществе важно не присваивать готовое знание, а уметь конструировать собственное, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков стали актуальными для меня.  

Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Я полностью согласна с его утверждением. И поэтому, задавая себе вопрос, зачем использую эту технологию, отвечаю: для того, чтобы научить своих учеников мыслить. Ведь только добытые знания, пропущенные через собственную голову, так сказать, рождённые в муках, и становятся личным достоянием, значимым продуктом деятельности.  Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся учатся воспринимать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно ценности и точности данной информации.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Оно означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Происходит развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Критическое мышление помогает в развитии следующих качеств обучающегося:

  • Готовности к планированию: кто ясно мыслит, тот ясно излагает;
  • гибкости: восприятие идей других;
  • настойчивости: достижение цели;
  • готовности исправлять свои ошибки: воспользоваться ошибкой для продолжения обучения;
  • осознанности: отслеживания хода рассуждений;
  • поиска компромиссных решений: важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми.

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми, необходимо знать особенности организации данной технологии, её структуру, приёмы.

Главная цель технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Главное: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

 Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, осмысления и сади рефлексии.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На этой стадии я стараюсь так ставить вопросы, чтобы ребёнок «встрепенулся», почувствовал себя успешным, предоставляю возможность проанализировать то, что он уже знает.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия – «рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать. Этим отличается умный человек». Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

обратный синквейн,

синквейн-бабочка,

зеркальный синквейн.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на развитие умений находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. 

Синквейн способствует развитию критического мышления.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам: состоит из 5 строки по форме напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). слова-предметы (существительные)

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. слова-признаки (прилагательные)

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. слова-действия (глаголы)

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. слова-предметы (существительные)

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

отрабатываются знания о частях речи;

знания о предложении;

умение соблюдать интонацию;

значительно активизируется словарный запас ребёнка;

совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

активизируется и развивается мыслительная деятельность;

совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

1. Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

2. Дом

Большой, красивый

Защищает, греет

Нужен всем людям

Убежище

3. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Это большая ягода.

Лето

4. Семья

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

Выводы о синквейне:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)

«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья)

1. Новый год.

2. Радостный, чудесный.

3. Приближается, веселит, удивляет.

4. Я люблю получать подарки.

5. Волшебство.

Литература:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.-Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы . Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

Журнал «Логопед», No5 (2005).

Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002

Окунцова Е.А. Трудности устной речи Словарь-справочник  Изд-во Московский Университет 2004

http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн

Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёл

Любите ли вы играть?

Предлагаю игру – я говорю, вы отвечаете.

Ведущий: Настроение каково?

Ребята: Во! (показывают кулак с поднятым вверх большим пальцем)

Ведущий: Все такого мнения?

Ребята: Все, без исключения

Ведущий: Может вы уже устали?

Ребята: Мы таких с собой не брали

Ведущий: Может лучше отдохнём?

Ребята: Лучше мы играть начнём

Ведущий: Да?

Ребята: Да!

Ведущий: Тогда: Ура!!!  

Ребята: Ура! Ура! Ура!

А знаете ли вы кто сочиняет такие кричалки и вообще любые стихотворения? (Поэты)

Легко ли быть поэтом?

Верно, но сегодня вы сможете стать поэтами все до одного! Это легко, если стихотворение особенное: синквейн.

Для начала отгадайте загадки, и вы легко поймёте, как их сочинять.

1. Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

2. Дом

Большой, красивый

Защищает, греет

Нужен всем людям

Убежище

3. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Это большая ягода.

Лето

Девочки расскажут, что это такое.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», но без рифмы.

Первая строка. 1 слово – заголовок или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого предмета или его свойства (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы для выражения своих чувств, ассоциаций - предмет

Попробуем сочинить вместе

Например:

Кто?   -  Медведь.

Какой?  -   Мохнатый, большой.

Что делает?  -  Рычит, Лакомится, Спит.

Предложение  -   Зимой спит в берлоге.

Ассоциация  -   Зверь.

1. Новый год.

Радостный, чудесный.

Приближается, веселит, удивляет.

Я люблю получать подарки.

Волшебство.

2. Осень

Весёлая, разноцветная   Солнечная, тёплая.

Украшает, восхищает, танцует   Дарит, светится, радует.

Красивое и яркое время года   В парке осыпаются листья.

Красавица! Золото, красота, счастье!

Осень поздняя

Серая, холодная

Дождит, шумит, прячет.

Люди смотрят в окна.

Грусть, тоска, сырость!

3. Мама

Красивая, нежная

Ласкает, любит, заботится

Мой самый родной человек!

Любовь

4. Ёжик

Серый, колючий

Фыркает, сопит, сворачивается

Спит зимой

Лес

5. Машина

Быстрая, мощная.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

6.  Дождь

Мокрый, холодный.

Капает, стучит, льётся

Я не люблю дождь

Вода

Желаю вам

Здоровье

Бесценное, крепкое

Бережёт, делает сильным, радует

Здоровье иметь – счастливо жить

Жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...

Мастер -класс международного уровня

В 2018 году с 24-26 декабря участвовала в Международном  фестивале  педагогических инноваций в области преподавания русского языка как иностранного Монголия  г. Улан –Батор. Прово...

Мастер класс "Подготовка учащихся к конкурсам и фестивалям по курсу ОРКСЭ и ОДНКНР

Материал может быть интересен учителям, преподающим предмет ОРКСЭ и ОДНКНР...

Международный фестиваль детей и молодёжи «ЯРКИЙ МИР» - 2021

Весь мир таков, как мы его себе рисуем,Какое восприятие его у нас внутри,Раскрасишь черным, сам уж рад не будешь,Цветами радуги раскрась и, радуясь, живи.          У каж...