Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО
учебно-методический материал на тему

Рожкова Светлана Сергеевна

Предварительный просмотр:


Школа_хотьково_лого1

Управление образования

Администрации Сергиево-Посадского

муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хотьковская средняя общеобразовательная школа N1

141370, Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, г.Хотьково, ул.Седина, 30

тел./факс: 8(496)543-00-37

E-mail: xosh1@mail.ru

ШМО учителей начальных классов.

Доклад по теме самообразования: «Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО».

Дата проведения :                                 2016-2017 уч.год

                                Подготовил и провёл учитель начальных классов

                        Первой квалификационной категории

                        Рожкова Светлана Сергеевна

Тема: «Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО».

                        Скажи мне — и я забуду,

                        Покажи мне — и я запомню,

                        Дай сделать — и я пойму.

                                                        Китайская притча.

         «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения...» (М. Поташник, действительный член Российской  академии образования).

          «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» воплощение в жизнь нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования требует создания организационных механизмов проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы и поиска средств эффективной реализации ее развивающей и воспитательной функций.

         Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

      Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

       Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

       Неотъемлемой частью нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.

      Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

      Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного Стандарта.

               Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметные: освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), метапредметные понятия.

 Предметные: освоение деятельности для получения новых знаний, их преобразование и применение, системы основополагающих элементов научного знания.

               Что изучается с использование ИКТ?

 Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

       Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдение, и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопов, фотоаппарата и видеокамеры.

   В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового Стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа может, продолжена на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением природных зон РФ. Результатом такой деятельности становится, например, видеорепортаж, видео зарисовка, описывающая выбранную природную зону.

        

 Использовать компьютерные модели можно на уроках различных видов:

   1.  Интегрированный урок - закрепления знаний.

    Здесь возможны как индивидуальные, так и групповые задания: тесты с автоматической проверкой, теоретические вопросы, на которые можно найти ответ в интернете и т.п. Здесь важно продумать систему оценки работы обучающихся и довести ее до их сведения. 

2. Урок-исследование.

    При этом необходимо сформулировать тему и цель исследований, теоретические вопросы, на которые необходимо ответить обучающимся в процессе работы.

   3.  Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

    Эти задачи могут быть предложены как для работы в классе, так и дома.

Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерной программы усиливает познавательный интерес обучающихся, делает их работу творческой.

4.  Контроль знаний.

     Преимущества компьютерного контроля:

-  индивидуальный контроль

-  повышается объективность оценки

-  детальная картина собственных недоработок

-  минимум времени на оценку выполненной работы

5. Домашнее задание.

         Применение новых информационных технологий в школьном образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения. Огромные возможности  представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. С помощью компьютера возможно в несколько раз повысить интенсивность урока, использовать вариативность материала и индивидуализацию обучения.

 

   Компьютер — это, прежде всего

1.      источник учебной информации

2.      наглядное пособие

3.      тренажер

4.      средство диагностики и контроля

    Дидактические возможности компьютера разнообразны:

-          усиливает мотивацию учения

-          способствует моделированию реальных процессов

-          помогает видеть причины, следствия и смысл изучаемого

-          развивает познавательные способности обучающихся : не учит знаниям, а учить учиться.

-          развивает метапредметные связи

-          прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок

-          расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся

-          интегрирует обучение предмету

      Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом ребенок выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, субъекта обучения, сотрудника коллектива.

      Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера: если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (это компьютерное обучение). Если компьютер совсем не используется - это обыкновенный урок. При частичном использовании ПК — компьютерный урок.

        Все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.

        Разнообразие «компьютерных уроков» зависит от :

-          общей дидактической структуры урока

-          какие средства ИКТ используются: мультимедийный ПК, интерактивная доска, проектор и т.д.

-          объем тех функций, которые должен выполнить компьютер

         Варианты использования средств ИКТ:

1.      полная замена деятельности учителя компьютерными программами, электронными учебными пособиями; (данный вариант практически не применим в начальной школе)

2.      частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением частичного компьютерного обеспечения по предмету)

3.      фрагментарное, выборочное использование компьютерного материала

4.      использование тренинговых программ для закрепления материала

5.      использование диагностических и контролирующих материалов, что улучшает контроль за деятельностью обучающихся, позволяет вести мониторинговый режим, сохранять ход и результаты решений и исследований.

6.      выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией на уроках

7.      использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки

                    Таким образом, ИКТ с правильными технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

            Использование ИКТ возможно на различных этапах обучения.

Этап усвоения новых знаний: активизируются такие процессы обучающихся, как восприятие, внимание, память, мышление; повышается познавательный интерес. Более 80% информации у людей воспринимается им через зрительное восприятие. При использовании ИКТ создается эффект присутствия («Я это видел»).

            Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.

Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.

Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.

           Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока.

-  1-5 минут сокращает подготовительный период и сдвигает усталость и потерю внимания на 5-10 минут позже обычного.

-  15-20 минут;  30-35 минут - позволяет поддержать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока.

                         Соблюдение санитарных норм.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут.

   

       Таким образом, использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, куда включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Поэтому, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий  труд учителя, а лишь одно из средств позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условия внедрения ФГОС.

Воспитательный потенциал современного урока. Статья практика образования, в которой рассматриваются вопросы духовно-нравственного просвещения и роль современного урока в реализации воспитательных зада...

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

Доклад на тему: «Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО...

Доклад по теме самообразоания " Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО"

Доклад по теме самообразоания " Развитие ИКТ-компетентности  младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО"...