Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
статья на тему

Ренжина Татьяна Александровна

Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon renzhina_t.a.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на занятиях игротерапии  как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями  

Ренжина Т.А.,  Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Г.С. Плюснина с. Верховонаданка Даровского района»

Для детей, имеющих интеллектуальные нарушения, характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. Нарушенное чувственное познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноценные представления об окружающих его предметах и явлениях. Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности и т.д. Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость.

Игровая деятельность наиболее близка младшим школьникам. Так как игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения. Поэтому в  программу коррекционной работы включены занятия игротерапии, которая  является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей с интеллектуальными нарушениями, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие коммуникативную, релаксационную, воспитательную, развивающую, дидактическую функции.

На современном этапе одним из требований ФГОС с одной стороны является требование к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, с другой стороны формирование умений учащихся применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. Существует множество педагогических технологий, но ни одну из них нельзя использовать в традиционном виде в специальной (коррекционной) школе, любую технологию нужно адаптировать к индивидуально-типологическим особенностям ребенка с ОВЗ.

Так использование ИКТ на уроках игротерапии дает возможность отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук, видео. Позволяет быстро перемещаться от одного источника информации к другому. Привлекает детей ярким видеорядом. Позволяет экономить время урока. Позволяет обучающимся самостоятельно находить нужную информацию. А игры, упражнения, тесты, задания, интерактивные плакаты, разработанные в различных программах (MS Word,  MS PowerPoint, Paint, SMART Notebook и др.) являются эффективным средством коррекции мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, эмоциональной сферы, что и  решает цель  предмета игротерапии.

Так на одном уроке возможно использовать различные варианты интерактивных средств.  

Приведу пример использования интерактивного плаката на уроке игротерапии в 1 классе по теме «Закрепление знаний об основных цветах: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый». Это урок комплексного применения знаний.

Дидактическая цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на закрепление знаний об основных цветах.

Коррекционно-развивающими задачами урока являлись:

        коррекция и развитие  мыслительной деятельности  при выполнении упражнений на сравнение и анализ, классификацию;

        развитие воображения детей;

        коррекция и развитие моторики посредством выполнений упражнений

« раскрась», «собери грибы», «покажи бабочку»;

        коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы через создание ситуаций, требующих эмоционального отклика.

        формирование умения применять полученные знания с опорой на инструкцию, уметь составлять целое из частей;

        формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

        формировать умение оценивать правильность выполнения своих действий;

        формировать умение оценивать свою деятельность во время выполнения упражнений;

        формировать умение слушать и слышать учителя;

        развивать компоненты устной речи в разных формах и видах деятельности

        учить умению поддерживать диалог с педагогом;

        развивать умение слушать друг друга, высказывать своё мнение;

        учить умению сотрудничать в совместной деятельности;

Личностные задачи:

        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать;

        воспитывать бережное отношение к природе;

        воспитывать умение распознавать и передавать собственные эмоции;

Предметные задачи:

         упражнять в умении различать основные цвета;

        учить применять на практике  полученные знания;

        способствовать развитию творческой активности детей.

Используемое на уроке техническое оборудование: проектор, компьютер, планшет (на каждого ученика). Программное обеспечение - презентация в программе  MSPowerPoint  (слайд – выполнен в режиме интерактивного плаката).

Используемая на уроке презентация состояла из нескольких слайдов. Работа с первым слайдом проходила на этапе мотивации и целеполагания, где происходит диалог между педагогом и учащимися по сравнению  красок зимней и летней природы с помощью картинок и звуков леса.

Второй слайд - основной  применяется в режиме интерактивного плаката (с использованием пиктограмм и триггеров), где сначала появляются контуры серой бесцветной летней поляны.

         -Нравится ли вам полянка?

-Предположите, что с ней могло случиться?

-Хотелось бы вам, чтобы полянка стала красочной и разноцветной? Что нам для этого надо сделать?

После наводящих вопросов педагога дети ставят цель и задачи урока.

         -Какого цвета д.б. полянка?

-Найдите в классе предметы такого же цвета.

По щелчку на объект поляна становится зеленой.

         - А какого цвета летнее небо?

- Найдите такой цвет на одежде друг друга.

По щелчку на объект небо становится голубым.      

После того, как картинка приобрела основные цвета (зеленый, голубой) дети выполняют различные упражнения для получения полной картины летнего дня одновременно обобщая и систематизируя полученные знания.

Так, работая на индивидуальных планшетах, дети выполняют упражнение «Цветы», где самостоятельно находят на рабочем столе программу для рисования, выбирают по образцу нужный цветок и раскрашивают его по индивидуальному заданию учителя. После того как учащиеся раскрасили у себя на планшетах цветы на плакате тоже появляются цветы, деревья.

С помощью интерактивного плаката учитель организует анимационную динамическую паузу, подводящую к следующему заданию с насекомыми.

         -С кем мы сейчас отдыхали?

-Как сказать одним словом?

-Какие из насекомых самые красивые и разноцветные?

После выполнения упражнения «Покажи бабочку» (наборы бабочек из разнофактурной ткани)  поляна обновляется бабочками, муравьями.

Выполняя упражнение «Собери грибы» ребята используют магнитные доски и наборы геометрических фигур на виниловых магнитах. После обобщающей беседы, где дети опирались на свой жизненный опыт, на поляне тоже «вырастают» грибы.

Этап рефлексии настроения и эмоционального состояния также проводится с опорой на интерактивный плакат:

- Подумайте, а чего же нам на хватает для веселой, яркой, летней полянки?

-Какого цвета солнышко?

-А когда на небе нет солнышка, а все наоборот, погода совсем другая, что бывает на небе?

-Какого цвета тучи?

-Как мы себя чувствуем, когда светит солнце? А когда тучи?

-Сейчас подумайте, а как вы себя чувствовали на занятии? Если вам было комфортно, интересно и приятно – поднимите солнышко, а если скучно, грустно – тучку. Полянка обновляется солнышком, возможно - тучками.

После подведения итогов и рефлексии деятельности, где учащиеся аргументированно оценивали работу товарищей, плакат «оживает»: раздаются голоса птиц, появляются порхающие бабочки.

Таким образом, ярко, неожиданно, интересно и непринужденно в игре малыши   систематизировали и обобщили изученный материал в соответствии с задачами урока. А использование такого средства как интерактивный плакат на уроке позволило за счет визуального и звукового сопровождения активизировать образное мышление учеников, что способствовало более целостному восприятию изучаемого материала. Очевидно, что для создания плаката требуются определенные навыки работы с программным обеспечением, соблюдение правил его построения. Грамотно составленный интерактивный плакат может стать одним из самых эффективных наглядных средств обучения  на уроках игротерапии.

Литература

  1. Асвацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока:методика, технологические приемы, фрагменты уроков/Г.О. Аствацатуров, канд.ист.наук. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Инновации как важный фактор развивающей среды образовательных организаций: Сборник научно-методических материалов / Под науч. ред. Н.В. Поликашевой, И.А. Крестининой, Л.М. Проценко. – М.: Издательство «Спутник +», 2017. -495 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...

Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие развивающие методики  совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш  посвятил исследованиям, препода...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....

«Особенности формирования сенсорных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целом, отстает по срокам формирования и проходит неравномерно....