Работа по формированию критического мышления у младших школьников
методическая разработка на тему


Статья рассказывает о  приёмах работы над развитием критичесого мышления младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию критического мышления у младших школьников

Там, где думают одинаково –

никто не думает слишком много!

Человек живущий в современном мире должен мыслить масштабно, глобально, находить выход из любой сложившейся ситуации.

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.

Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.

Поэтому я считаю, что развитие мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.(РКМ)

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Акценты целей технологии РКМ

-       Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

-       Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

-       Развитие аналитического, критического мышления.

-       Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

-       Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Задача научить школьников:

1.     Выделять причинно-следственные связи;

2.     Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

3.     Отвергать ненужную или неверную информацию;

4.     Понимать, как различные части информации связаны между собой;

5.     Выделять ошибки в рассуждениях;

6.     Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

7.     Избегать категоричности в утверждениях;

8.     Быть честным в своих рассуждениях;

9.     Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

10. Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

11. Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

12. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

13. отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Приемы стадии ВЫЗОВА:

  • «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
  • «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.
  • «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
  • «Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
  • «Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.
  • «Да – нет». «Верно-неверно» Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
  • «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ. 
  • «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока

Пример:

Урок окружающего мира в 3 классе, программа «Планета знаний»

Учебник Г. И. Ивченкова «Окружающий мир». 3 класс.

Тема: Размножение и развитие животных.

Стадия ВЫЗОВА. Прием «Верно - неверно»

УУД: Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы; умение оценивать трудность предлагаемого задания. 

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде таблицы. Коммуникативные: обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действия; строить монологические и диалогические высказывания.

Высказывания:

  • Верно ли, что бабочка зарождается в яйце?
  • Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы?
  • Верно ли, что щука появляется из икры?
  • Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры?
  • Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце?
  • Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца?

Верно ли, что медведь, заяц, лиса появляются из икры?

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЕ:
«Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).
Маркировочная таблица
" V " " + " " - " " ? " " ! "

Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

«Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. 

Метод «Думательных шляп» (Эдвард де Боно). Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа: статистическая (сколько?).
Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная (что понравилось?).
Учащиеся могут высказывать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа: негативная (что не понравилось?).
Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа: позитивная (что хорошо?).
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая (почему?).
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

«Кластеры».
"Двухчастный дневник". В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

Пример:

Урок литературного чтения в 3 классе, программа «Планета знаний».

Учебник: Э.Э. Кац Литературное чтение. 3 класс.

Тема: Л.Толстой «Лев и собачка».

Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

УУД: Личностные: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; эстетические чувства на основе знакомства с художественной литературой.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Познавательные: находить нужную информацию в тексте; устанавливать причинно следственные связи поступков героев произведения; строить логические рассуждения в процессе анализа литературного произведения.

Коммуникативные: учитывать позицию других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Чтение 1 части: -Как вела себя собачка оказавшись в клетке у льва?

  • Прочитайте, что она чувствует в этот момент?
  • Что мы знаем о льве? Какое это животное?

Чтение 2 части: - Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в клетке?

  • Какими словами автор показывает, что лев – хищник?
  • Какое это чувство?

Чтение 3 части: Прошло ли чувство тревоги у собачки?

  • Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?
  • Что произошло в отношениях между животными, когда мы видим с одной стороны заботу? А с другой стороны доверие?
  • Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

Чтение 4 части: - Почему животные расстались? Что их разлучило?

  • Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?
  • Сразу ли лев принял смерть собачки?
  • Каким стало поведение льва. Когда он понял, что собачка умерла?
  • Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

При использовании этого приема полезно использовать прием «Дерево предсказаний» после первой и второй остановки.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приемы стадии РЕФЛЕКСИЯ:
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры синквейнов.
1. Предложение. 2. Животные.
Короткое, длинное. Дикие, домашние.
Придумывать, читать, писать. Помогают, охраняют, кормят.
Без предложений жить нельзя. Делают нашу жизнь интереснее.
Мысль. Интересно!
«Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Введение методов и приемов

технологии развития критического мышления

Класс

Название метода или приема

1

«Верные и неверные утверждения»

«Лови ошибку»

«Сюжетные таблицы»

2

«Кластер»

«Чтение с остановками»

«Круги по воде»

Перепутанные логические цепи

«Мозговой штурм»

3

«Толстый и тонкий вопросы»

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Корзина идей»

«ЗХУ»

4

«Инсерт»

«Свободное письмо»

«Письмо по кругу»

Эффективность использования технологии развития критического мышления  исследуется  в  учебном  процессе  совместно  с  психологической службой  школы.  Для исследования используются различные диагностики интеллектуальных способностей учащихся. (Приложение)

 Технология РКМ получает всё большее распространение, за ней возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности. Педагоги, использующие в своей работе данную технологию, должны хорошо знать ее особенности, методы и приемы. Совместная работа с квалифицированным психологом позволит учителю узнать индивидуальные качества ученика, чтобы вовлекать каждого в процесс познания и самопознания, а также учитывать их при организации работы в группах, грамотно проводить диагностику интеллектуальных способностей ученика. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. Использование различного вида интерактивного оборудования в процессе обучения с применением технологии РКМ просто необходимо. Оно позволяет более качественно организовать совместную

деятельность обучающихся над освоением учебным материалом по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого- то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в

критическом мышлении;

– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии

над чьим-либо мнением;

– учитель должен верить в способности каждого ученика.

Приложение

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные

с учетом программно материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений

от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.  

2  субтест  -  исследование  операций  обобщения  и  отвлечения,  способности  выделить

существенные признаки предметов и явлений.  

3  субтест  -  исследование  способности  устанавливать  логические  связи  и  отношения

между понятиями.

4  субтест  -  выявление  умения  обобщать.  Лучше всего проводить данный тест

индивидуально с испытуемым.  Это дает возможность выяснить причины и ход  его

рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики

1.  Выбери одно из  слов,  заключенных  в  скобки,  которое  правильно  закончит  начатое

предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).  

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

 

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну

группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.

Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.  

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.  

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение  

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

 

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые

находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над

чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр,

книги)  Тебе  нужно  выбрать  одно  слово  из  пяти,  которое  связано  со  словом  над  чертой

точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги  

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую

же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр

3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка  

6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная  

10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди  

 

4. Эти пары слов можно назвать одним названием,  

брюки, платье... – одежда

треугольник, квадрат ... – фигура

Придумай название к каждой паре:

1. Метла, лопата...  

2. Шкаф, диван...

3. Окунь, карась...  

4. День, ночь...

5. Осень, весна…  

6. Слон, муравей...

7. Огурец, помидор...  

8. Июнь, июль...

9. Сирень, шиповник…  

10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1  субтест.  Если  ответ  на  первое  задание  правильный,  задается  вопрос:  "Почему  не

шнурок?".  После  правильного  объяснения,  решение  оценивается  в  1  балл,  при

неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся

в  том,  что  ребенку  предлагается  подумать  и  дать  другой,  правильный  ответ

(стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

Если  ответ  снова  неправильный,  выясняется  понимание  слов  "всегда",  что  важно  для

решения  6  и  10  проб  того  же  субтеста.  При  решении  последующих  проб  1  субтеста

уточняющие вопросы не задаются.

2  субтест.  Если  ответ  на  первое  задание  правильный,  задаете  вопрос:  "Почему?".  При

правильном  объяснении  ставится  1  балл,  при  ошибочном  -  0,5  балла.  Если  ответ

ошибочный,  используется  помощь,  аналогичная  описанной  выше.  За  правильный  ответ

после  второй  попытки  ставится  0,5  балла.  При  предъявлении  7,  9,  10  проб

дополнительные  вопросы  не  задаются,  т.  к.  дети  младшего  школьного  возраста  еще  не

могут сформулировать  принцип  обобщения, используемый для  решения этих  проб. При

предъявлении  8  пробы  2  субтеста  дополнительный  вопрос  также  не  задается,  т.  к.

эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет

такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4  субтест.  При  неправильном  ответе  предлагается  подумать  еще.  Оценки  аналогичны

выше приведенным.  

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При  обработке  результатов  исследования  для  каждого  ребенка  подсчитывается  сумма

баллов,  полученных  за  выполнение  отдельных  субтестов  и  общая  бальная  оценка  за

четыре  субтеста  в  целом.  Максимальное  количество  баллов,  которое  может  набрать

обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме

того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб

при второй попытки (после стимулирующей помощи).

Увеличение  числа  правильных  ответов  после  того,  как  экспериментатор  предлагает

ребенку  подумать  еще,  может  указывать  на  недостаточный  объём  произвольного

внимания,  импульсивность  ответов.  Суммарная  оценка  за  вторую  попытку  -

дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей

с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На  основе  анализа  распределения  индивидуальных  данных  (с  учетом  стандартных

отклонений)  были  выбраны  следующие  уровни  успешности,  наиболее

дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся

с учащихся с ЗПР):  

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),

3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),

2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%),  

1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

 

 МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» (методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник

поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке

поставьте плюс, если нет – минус. П-Д А-С С-Л Н-О К

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

21 22 23 24 25

26 27 28 29 30

31 32 33 34 35

36 37 38 39 40

                                     Тестовый материал:

1.         Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.         Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.          Я люблю читать книги.

4.         Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.         Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.         Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.         Я люблю играть в шахматы.

8.         Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9.         Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10.      Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.      Мне нравится все делать своими руками.

12.      В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.      Я придаю большое значение сказанному слову.

14.      Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15.      Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.      При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.      Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.      Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19.      Мне легко представить предмет или животное, которых

20.      Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21.      Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22.      Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.      Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.      Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25.      Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26.      Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.      Я понимаю красоту математических формул.

28.      Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.      Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30.      Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.      Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32.      Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33.      Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.      Красота для меня важнее, чем польза.

35.      Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.      Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.      Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38.      Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.      Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40.      Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в

пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в

каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5

– средний, 6-8 – высокий).

1.         Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают

информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.

Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у

станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею.

Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2.         Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-

теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать

информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни

потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез

сделаны многие открытия во всех областях науки.

3.         Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным

вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-

логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог,

журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение

необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4.         Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом

ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было

и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер,

художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5.         Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные

решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей,

талантливых в любой сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления

встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов

мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетически

 

 Используемая литература

1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2004.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.
4. Халпер Д. Психология критического мышления – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование критического мышления у младших школьников"

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Пр...

Изучение и применение технологий, для развития критического мышления у младших школьников.

Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся ...

Презентация на тему "Развитие критического мышления у младших школьников"

Использование технологии РМК на уроках литературного чтения....

Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...

Как развить критическое мышление у младших школьников

Критическое мышление позволяет выходить за рамки привычного, смотреть на мир под другим углом.С развитием технологий этот навык приобрел особую ценность....