ТЕМА: Информационно-коммуникационные технологии,он-лайн сервисы интернет применяемые в обучении школьников.
статья по теме

Информационные и коммуникационные технологии(икт) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Роль ИКТ в современном обществе.

  В наше реальное время мы наблюдаем постоянный рост и влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще несколько лет назад ребенок предпочитал бы посмотреть фильм, чем почитать книгу. Но сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современные дети все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. На переменах не бегают друг за другом и не играют в настольные игры, а сидят за партами и играют в игры скачанные в телефон или планшет.  Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. Я часто замечаю( как практикующий учитель), что общение детей сводиться к обсуждению компьтерных игр , кто и на каком уровне игры, как пройти сложный сложный уровень. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Именно для этого разрабатываются новые технологии с использованием Smart доски и компьютера и т.д.

Для детей восприятие новых технологий легче и привычнее. Поэтому для организации увлекательной продуктивной деятельности младших школьников и развития их метапредметных компетенций мы используем современные технологии.

Cм. Схема 1

Понятие коммуникационных и информационных технологий.

 Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Развитие информационных и коммуникативных технологий.

 С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к информационным ресурсам планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся группы новостей, электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Средства ИКТ, которые применяются в современной системе образования.

 Основным средством ИКТ-технологий для информационной среды системы образования – это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий – работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п. Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ – интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции. А также на уроках используются Smart доски и проекторы , на которых можно не «скучно» учиться, а ещё и поиграть, убрать облачко над правильным ответом, увидеть грустный смайлик, если ты не прав и т.д. Таким образом учебный процесс становиться увлекательным и интересным.

Вот например рассмотрим несколько методов обучения по современным технологиям:

« Фишбоун»

 Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Схема 2

 

 

Составление схемы «Фишбоун»

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

 

Формы работы на уроке:

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Пример использования технологии «Фишбоун» в обучении:

Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».

  • Голова — причины феодальной раздробленности.
  • Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
  • Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
  • Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
  • Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

 

 

 

 

Использование ментальных карт на уроках начальной школы:

 

Ментальные карты, майндмэппинг - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.

Для чего нужны ментальные карты?


  • Для представления в сжатой форме большого количества информации.
  • С их помощью вы сможете наиболее наглядно и полно презентовать товар, компанию, услуги.
  • Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуациями, когда новая, незнакомая тема ускользала от вашего понимания.
  • Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи
  • В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

    Основные принципы:

В ментальных картах мысли отображаются в виде своеобразных «деревьев» биохимических импульсов, а сама карта обладает радиальной структурой. В основе создания ментальных карт лежат следующие принципы:

  1. Ментальная карта должна активизировать память и восприятие.
  2. Обеспечение максимальной удобочитаемости, что делает мышление более осознанным.
  3. Анализ составленной вами карты позволяет понять «устройство» вашего мышления.

Правила создания:

  1. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.
  2. При создании используйте более 3 разных цветов.
  3. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.
  4. Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей).

Как выбирать компьютерную программу для построения ментальной карты?

Обращайте внимание на достоинства приложений. Каждый программный продукт обладает своими преимуществами и недостатками, которые следует обязательно учитывать при выборе.

Что нужно знать:

  • Картостроители классифицируют от простых в эксплуатации до тех, в интерфейсе которых разобраться без спецкурсов нельзя.
  • Одними программами можно пользоваться бесплатно, другие нужно приобретать за деньги, а третьи доступны только в режиме онлайн.
  • Для сохранения карт в основном применяется формат PDF.
  • Одни продукты дают возможность протягивать стрелку между категориями, а другие нет (это очень важный аспект для ментальных карт).

 

 

Пример ментальная карта по теме глагол 4 класс начальной школы: составила Нуйкина Е. М.

 

Схема 3

 

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности. Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.  

Видеообучение.  Сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько классов подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ-средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей. Видеозаписи могут использоваться как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Интересным является тот факт, что в европейских и американских курсах обучения главный материал излагается на видеокассетах и в печатном издании. Телевизионные ИКТ Телевидение является наиболее распространенным ИКТ на уроках, оно играет огромную роль не только в современном образовательном процессе, но и в жизни людей, ведь практически в каждом доме есть телевизор. Уже давно обучающие телепрограммы используются во всем мире и являются весьма ярким примером дистанционного способа обучения. Благодаря данному средству ИКТ появилась возможность трансляции лекций для широкой аудитории с целью повышения ее общего развития без последующего контроля за усвоением знаний.  

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения. Средства ИКТ бывают: 1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала. 2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока. 3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации. 4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования. 5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики. 6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании. 7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования. 8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции. 9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме. Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ 1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения. 2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов. 3. Индивидуализация работы преподавателя. 4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики. 5. Повышение мотивации к обучению. 6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к исследовательской деятельности. 7. Обеспечение гибкости обучения. Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все формы обучения, приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения – диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования. Чем же это так опасно? В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге. В заключение Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества – общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Таким образом, любой педагог, желающий получить высокие результаты  в процессе обучения, просто ОБЯЗАН изучать и использовать методы и информационно- коммуникационные технологии .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьниковСовременные   технологии   в образовании Место информационно-коммуникационных технологий в обуч...

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средства формирования учебно-предметных компетенций у младших школьников»

Современная школа призвана быть ориентированной на будущее, учитывать быструю смену “набора” знаний и умений, постоянную ориентацию на все новое и усвоение этого нового, необходимо научить подрастающе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие  процесса обучения школьника" с презентацией...

Доклад «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для повышения качества образования младших школьников с легкой умственной отсталостью»

Обучение младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики требует специального подхода и индивидуального подбора материала и методов обучения....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы).

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы)....