Технологии критического мышления. Прием "Толстые и тонкие вопросы"
методическая разработка (2 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Технологии критического мышления. Прием "Толстые и тонкие вопросы. Выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления. 

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

    Здравствуйте те, уважаемые коллеги! На своём мини мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приём ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы».

     Прием «Тонкие и толстые вопросы» довольно простой, но от этого не становится менее эффективным.

      Я уверена, что вы знакомы с данным приемом. Для начала беседы, если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Поэтому я  обращусь к стратегии «Вопросительные слова», развивающей умение задавать вопросы.  По сформулированным вами вопросам можно будет судить о том, что вы уже знаете об этом приеме и  об основных направлениях изучения темы, которые вас интересуют.

     Вашему вниманию предлагается таблица, состоящая из двух колонок, слова. В левой колонке записаны вопросительные слова, в правой колонке -  понятия, связанные с изучаемой темой. Вам предлагается сформулировать вопросы, складывая по смыслу слова из двух колонок. 3 вопроса, на которые вы знаете ответ и 3, на которые хотели бы получить ответ.

Когда?

тонкие вопросы

Как?

толстые вопросы

Какие?

стадия вызова

Что?

стадия осмысления

Куда?

рефлексия

Кому?

этапы изучения

Почему?

таблица

Сколько?

вопросы

Где?

работа в парах

Зачем?

работа в группах

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

      Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

     Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Таблица вопросов

Тонкие вопросы                                                                   Толстые вопросы

  • кто...                                                              дайте объяснение, почему...
  • что...                                                              почему вы думаете…
  • когда...                                                           почему вы считаете…
  • может...                                                          в чем разница…
  • будет...                                                           предположите, что будет, если…
  • мог ли...                                                          что, если…
  • как звали...                                      
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу.

После составления таблицы ученики работают в парах, микрогруппах, задавая вопросы друг другу, выбирают самые интересные, которые можно задать всему классу.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

  • на стадии вызова – это вопросы до изучения темы (вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы);
  •  на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
  • при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
  • 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
    2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
    3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
  • В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему рекомендуется использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон.
  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
  • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Репка ( тонкие вопросы )

  • Кто посадил репку?
  •  Что выросло?
  •  Когда можно убрать репку?
  •  Может, стоит позвать внучку?
  •  Согласны ли вы, что без мышки не справятся?
  •  Верно ли тянули репку наши герои?

Урок русского языка в  3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов» 

Тонкие вопросы

  • Что такое приставка?
  • Для чего нужна приставка?
  • Где пишется приставка в слове?
  • Как обозначается приставка?

Толстые вопросы

  • Почему приставка так называется?
  • Чем приставка отличается от суффикса?
  • В чём отличие приставки от предлога?
  • Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Литературное чтение. Н.Носов «Огурцы»

На уроках литературного чтения – ответы на тонкие вопросы – опора на текст, ответы на толстые вопросы – постижение тайн текста.

Тонкие вопросы

Кто главный герой рассказа?

Что произошло с мальчиком?

Когда происходит действие рассказа?

Толстые вопросы

Дайте объяснение, почему мама отправила мальчика обратно7

Почему вы думаете, что мальчик совершил плохой поступок?

Предположите. Что будет. Если мальчик не вернет огурцы?

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

     Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится вдумчивым, осознанным.

Мысль в подарок. «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»

Дж. Тэрбер.

  • · Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технологиии критического мышления. Тонкие и толстые вопросы.

Технологии критического мышления. Толстые и тонкие вопросы....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....