ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бровар Марина Юрьевна

В статье идёт речь о целесообразности и эффективности групповой работы в коллективе младших школьников, благодаря которой учитель имеет возможность профессионально формировать и совершенствовать универсальные учебные действия учеников, как во время уроков, так и во внеклассной работе. Автор подчёркивает значимость развития УУД младших школьников для дальнейшего успешного развития личности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_formy_raboty.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

«ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Учитель

 высшей квалификационной категории Бровар Марина Юрьевна

Аннотация. В статье идёт речь о целесообразности и эффективности групповой работы в коллективе младших школьников, благодаря которой учитель имеет возможность профессионально формировать и совершенствовать универсальные учебные действия учеников, как во время уроков, так и во внеклассной работе. Автор подчёркивает значимость развития УУД младших школьников для дальнейшего успешного развития личности

Ключевые слова: младший школьник, групповая работа, универсальные учебные действия, стандарты нового поколения.

Самое значительное и очень важное отличие стандартов нового поколения от бывших программ состоит в том, что они не рассказывают, как и что должен делать педагог, они обозначают, каков должен быть результат его деятельности. Учителю предоставлено право самостоятельно  выбирать, каким образом построить систему предоставления знаний своим ученикам. Несомненно, пользуясь широтой своих возможностей, учитель опирается на возрастные способности школьников.

Вырабатывание коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников – одна из основных задач педагога начальной школы, решить которую возможно только путём формирования в среде обитания ребёнка ситуации, требующей от него осознанного, самостоятельного выбора способа поведения, вида действия

 Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Значение коммуникативной компетенции для младшего школьного возраста велико. Она влияет на учебную успешность, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

 Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе урока и во внеурочной деятельности. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Школьники благодаря групповой работе меняются на глазах, общение в маленьком коллективе позволяет ребёнку несколько расслабиться, чаще высказывать своё мнение, проявлять активность. Ребёнка с низкими учебными возможностями радует и оживляет факт быть полезным в общей работе. Порой именно групповая работа способствует раскрытию утаенных возможностей личности. В процессе коллективных обсуждений и принятия рациональных решений, у детей формируются необходимые умения, знания и навыки совместной работы.

Приходя в первый класс, ребёнок вступает в очередной этап социализации, который по понятным причинам сложнее даётся детям, не посещавшим дошкольные учреждения. Период адаптации к новым, школьным условиям и требованиям, несомненно, вызывает определённые трудности у каждого ребёнка. И, если выражать своё мнение, предлагать свой алгоритм действий при всём классе школьник стесняется или теряется, то при обсуждениях задач в более тесном коллективе – группе – расковывает школьника, даёт возможность продемонстрировать одноклассникам свои знания, способности и достоинства.

 Школьники, объединившись в группы, привыкают работать вместе, помогать друг другу,  учатся пересиливать сложности общения, находить общий язык даже с теми детьми, с кем не было взаимопонимания ранее.  Применяя групповую форму работы, педагог одновременно решает ряд учебных и воспитательных задач:

- учитель имеет возможность расширить объём изучаемого материала;

- школьники получают удовольствие от процесса приобретения и усвоения новых знаний;

- тратится меньше ценного времени на формирование умений, понятий, навыков;

- значительно возрастает творческая самостоятельность и познавательная активность младших школьников;

- меняется в лучшую сторону характер взаимоотношения между детьми, формируется чувство ответственности, толерантности, дружелюбия, товарищества, взаимопомощи[2];

- у детей возрастает желание общения с одноклассниками, уходят растерянность и стеснение, соответственно формируется сплочённость класса.

Благодаря профессионально построенной групповой работе педагог начальной школы имеет возможность не только проводить качественные уроки, но и организовывать внеклассные мероприятия, осуществлять реальный подход к каждому ученику.

Список литературы

1. Балканский Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. – 2012. – №4. – С.63–69.

2. Гречко, О.В. Групповые формы работы на уроках в начальной школе. – Добрятинск, 2014.

3. Крутилова, Л.И. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. – М., 2013.

4. Свиридова Е.М. Индивидуализация обучения: проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 4.С.57–64.

5. Спадабаева, О.А. Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе / О.А. Спадабаева, Т.В. Караваева, И.Б. Киевская, С.И. Кузьмина. – СПб., 2014.

6. Филиппова, Л.В. Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе / Л.В. Филиппова, Е.А. Киселёва, Т.В. Царькова // Молодой ученый. – 2015. – №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

В этой статье я рассказываю о том, как лучше и эффективно формировать УУД на разных предметах и различных этапах урока...

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

Эта тема, над которой я работала. Хотелось бы поделиться своим опытом в работе....

Групповые формы обучения как средство формирования УУД младшего школьника

Эта статья о Педагогической мастерской и об этапах ее построения....

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

Групповые формы работы как способ формирования УУД младших школьников.

В данной публикации обосновывается актуальность заявленной темы, описываются задачи групповой работы. Дается краткое описание коллективных способов обучения. Также можно узнать о плюсах и минусах рабо...

Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать во...