Игровые педагогические технологии.
статья на тему

Башмакова Асия Ягфаровна

Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитатель ГПД

 Башмакова А.Я.

Игровые педагогические технологии.

  Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

  Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

 Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

  Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

  С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»).

 По его мнению  лучшая классификация игр была сделана Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым. Эти авторы, в частности, предлагают различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

   Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский.

  Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

  Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.

Б.П.Никитин разработал  технологию развивающих игр, в которой программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. 

 В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: 

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную:  развитие навыков общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Вследствие этого  возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Игровая форма занятий создается  при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

  В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

При использовании игровых технологий  необходимо соблюдение следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий;
  • доступность для учащихся данного возраста;
  • умеренность в использовании.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и  являются одним из уникальных форм обучения и воспитания, которые позволяет сделать жизнь школьника интересным и увлекательным.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

 Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка. Место и роль игровой технологии в  процессе воспитания, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif физические (двигательные),

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif интеллектуальные (умственные),

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif трудовые,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif социальные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif психологические.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif дидактическим целям;

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif организационной структуре;

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif возрастным возможностям их использования;

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif специфике содержания.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif познавательные, воспитательные, развивающие;

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif репродуктивные, продуктивные, творческие;

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif коммуникативные, диагностические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.  

Важнейшие из применяемых типов:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14583_.gif предметные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14583_.gif сюжетные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14583_.gif ролевые,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14583_.gif деловые,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14583_.gif имитационные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14583_.gif игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

 По составу и количеству игроков:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif одиночные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif парные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15136_.gif групповые и пр.

 По спектру целевых ориентаций:

 C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifДидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifВоспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, коллективизма, общительности, коммуникативности.; формирование  нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifРазвивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способности,  мотивации учебной деятельности.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifСоциализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция; обучение общению.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:  C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif игры с предметами и без предметов,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif настольные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif комнатные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif уличные,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif на местности,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif компьютерные и с ТСО,

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14756_.gif с различными средствами передвижения.

Требования к играм, обеспечивающим привлекательность игр:

   C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15023_.gif Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

  C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15023_.gif  Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

  C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15023_.gif  Возможность действия для каждого ученика.

  C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15023_.gif Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. Игровые  задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

 C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD15023_.gif  Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.                                                              

 Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Постепенное возрастание трудности  в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.        

                                                            Заключение.

  Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила.

 Использование игровых технологий в период обучения и воспитания в  школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний и уровня воспитанности учащихся. Поэтому творчески работать следует каждому педагогу. Самым главным является то, что воспитатель должен  умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя  стремлению каждого ученика к знаниям и повышению общечеловеческой культуры.

Литература:

 Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

 Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- С.45.

 Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.

 Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991.- 334.

Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.

Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.

Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова// Современные проблемы философского знания. Пенза,  2002. Т. вып. 3

 О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие. – М.: Сфера, 2003

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков "Угол. Виды углов", игровая педагогическая технология/ "Наглядная геометрия"/

Игровая педагогическая технология         На уроках геометрии по теме «Углы.Виды углов»использовала игровую технологию. Это развивающая игра «Геоконт» с методической ска...

Игровые педагогические технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вооб...

Игровые педагогические технологии

Актуальность темы «Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повы...

Использование игровых педагогических технологий в начальной школе

из опыта работы использование игровых технологий в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

АктуальностьДетство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти в...

Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности

Сценарий внеурочного мероприятия для начальной школы (4 класс)  - "Рыцарский турнир" (праздник, посвященный 23 февраля)...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....