Самообразование: формы, виды, результативность.
статья на тему

Башмакова Асия Ягфаровна
«САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала» (сайт dictionary.fio.ru) Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно. Определим составляющие потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ. Конкуренция. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Интерес. Учиться просто интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

Башмакова А.Я.

Самообразование: формы, виды, результативность.

                                                                       

                                                                Содержание:


1.  Введение

2.  Направления самообразования

3.  Источники
4.  Формы

5.  Результаты  и продуктивность

6.  Личный план самообразования

7. Заключение.

                                                                         

                                                      «Воспитание, полученное человеком, закончено,  достигло своей      цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и

 волей самого себя    образовывать в течение дальнейшей

жизни   и знает способ и средства, как он это может

осуществить  в качестве воздействующего на мир».
     

                                                                                                                                      А. Дистервег

                                                               

 

                                                                  1.  Введение.

  Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

  Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.   Если процесс образования осуществляется добровольно и сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.                                                           
 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ -  целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники,

культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося  в

органичном сочетании с самостоятельным изучением материала»  (сайт dictionary.fio.ru)

  Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно.   Определим составляющие  потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же  поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна доставлять удовольствие.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Стремительный рост современной науки.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ.

   Конкуренция.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14578_.gif  Интерес. Учиться просто интересно.

                                           2. Направления самообразования педагога.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знаниями, методиками воспитания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков  педагог  не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Профессиональное.  (Предмет преподавания).

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Методическое  (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения).
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Правовое.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif Эстетическое (гуманитарное).
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Историческое.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Иностранные языки.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Политическое.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Информационно-компьютерные технологии.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Охрана здоровья.

  Интересы и хобби.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14565_.gif  Иное.

                                                  3.  Источники самообразования.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Интернет.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Видео, аудио информация на различных носителях.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Семинары и конференции, мастер-классы.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Мероприятия по обмену опытом.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Курсы повышения квалификации.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gif  Путешествия.

                                                 4.  Формы самообразования.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп  обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

--научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

--посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

--участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

--посещение мероприятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания;

--теоретическую разработку и практическую апробацию разных внеклассных мероприятий и учебных материалов;

--Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности.


                                             5. Результаты самообразования.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Повышение качества воспитания.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Публикации методических пособий, статей, учебников, программ, сценариев,  исследований.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Разработка новых форм, методов и приемов обучения.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Доклады, выступления.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Создание комплектов педагогических разработок
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gif   Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по     исследуемой проблеме (теме).

                                   
Продуктивность процесса самообразования.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14582_.gif   Реализация  потребности педагога к собственному развитию и саморазвитию.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14582_.gif   Овладение  способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.                                           C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14582_.gif   Развитие способности к рефлексии.                                                                                                                C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14582_.gif   Стимулирование исследовательской, поисковой деятельности.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14582_.gif  Формирование  готовности к педагогическому творчеству.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14582_.gif  Осуществление взаимосвязи личностного и профессионального развития.  

                                            6. Личный план самообразования.


                   В плане указываются:
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   название темы;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   цели;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   задачи;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   предполагаемый результат;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   этапы работы;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   сроки выполнения каждого этапа;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   способ демонстрации результата проделанной работы;
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD14580_.gif   форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой составляется отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

                                                   

                                                                  7. Заключение.

Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта педагогического мониторинга как форма оценки результативности воспинанников ОДОД

Выступление на VII Научной -методической педагогической Ассамблеи "аучно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности образовательных организаций Санкт-петербурга, экспериментальны...

Форма 2«Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

1.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5) 2. Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п. 2.6)...

Форма 4«Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе»

Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса (п. 4.1)Результаты повышения квалификации по профилю (направлению) деятельнос...

Форма №2 "Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой, физкультурно - спортивной деятельности"

1 .Участие обучающихся в олимпиадах,конкурсах, соревнованиях(п.п.2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.5)2.Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п.2.6)...

Форма 4 "Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе"

1.Результаты участия педагогического работника в разработке программно- методического сопровождения образовательного процесса(п.4.1)...

Форма 4 "Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе"

2 Публикация педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов  в сети Интернет...