Методика преподавания русского языка в начальной школе.Лекции НГПИ
учебно-методическое пособие на тему

Кущенко Екатерина Николаевна

методика преподавания русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_mog.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1.

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

1. Процесс обучения грамоте (подготовительный период)

в традиционной школе.

Традиционное обучение грамоте ведется в современной школе по разным учебно-методическим комплектам: Горецкий В.Г. «Русская азбука»; Джежелей О.В. «Азбука»; Бунеев Р.Н. и др. «Моя любимая азбука»; Журова Л.Е. и др. «Грамота» и др.

Период обучения грамоте состоит из 3 этапов: 1) подготовительный; 2) основной; 3) повторительно-обобщающий.

Задачи подготовительного периода:

1) приобщение детей к учебной деятельности: а)  усвоение детьми правил поведения на уроке и перемене; б)  формирование умения работать на уроке (поднимать руку перед ответом, громко и четко говорить); в)  выработка умения слушать указания учителя и выполнять их; слышать ответы детей и реагировать на них; г) выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой.

2) выявление степени готовности учащихся к обучению: а) выявление умения читать, писать (письменные буквы, печатные); б) выявление умения анализировать звучащую речь, правильно артикулировать; в) выявление уровня развития связной речи (ребенок знает стихотворения, может составить рассказ по картинке); г) выявление степени богатства лексики (точность и правильность употребления слов, разнообразие слов).

3) усвоение звуков в результате анализа звучащей речи: а) проведение аналитико-синтетических упражнений для формирования фонематического слуха; б) обучение различию гласных и согласных звуков; в) знакомство со слогами.

4) подготовка к чтению и письму: а) знакомство со схемами; б) изучение правил посадки, знакомство с инструментами письма, прописью; в) изучение основных элементов письменного шрифта.

5) развитие речи, навыков говорения: а) активизация словаря детей (пополнение словарного запаса, устранение недочетов артикуляции); б) формирование умения строить полные правильные высказывания.

В подготовительном периоде («Русская азбука» В.Г. Горецкий) выделяются две ступени.

На первой ступени, безбуквенной:

1) дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние; 2) происходит знакомство с учебной книгой азбукой, со средствами письма; 3) начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги; 4) проводятся упражнения, тренирующие руку для письма; 5) в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух.

На второй ступени 

1)  изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у]; 2)  изучаются гласные буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу; 3)  изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению; 4) дети осознают слогообразующую роль гласных звуков; 5)  ведется работа по активизации словаря детей.

В учебнике «Моя любимая Азбука» Р.Н. Бунеева подготовительный период соответствует разделу «Говорим, рассказываем». В этот период осуществляется: подготовка детей к чтению; развитие умения слышать звучащее слово; развитие устной речи детей.

Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают первые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.

Виды работ в подготовительный период

Речь. Предложение:  выделение предложений из речевого потока, ответы на вопросы; составление предложений по картинкам; составление предложений по серии картинок; подсчет предложений; подсчет слов в предложениях; распространение предложений.

Слово:  подбор слов к схеме; распределение слов по тематическим группам (учебные предметы, игрушки, посуда); выделение слова из предложения; лексическая работа (многозначность, синонимы, антонимы).

Слог. Звук. Ударение: деление слов на слоги; выделение ударного слога; выделение звуков: первый звук в слове и т.д.; из каких звуков состоит слог; произнесение отдельно взятых гласных и согласных звуков, слияний гласных с согласными; произнесение слогов.

Чтение:  чтение учителем текстов, доступных пониманию детей; беседа по прочитанному; чтение стихов, заученных детьми до школы.

2. Процесс обучения грамоте (основной период) в традиционной школе.

Задачи основного периода:  изучение всех букв; правильное соотношение звуков и букв; усвоение правил графики; выработка умения плавного слогового с переходом на целые слова чтения; развитие орфографической зоркости; развитие связной речи.

Основной период обучения грамоте в «Русской азбуке» В.Г.Горецкого

Начало основного периода совпадает с изучением первых согласных звуков [н] [н,] и буквой Нн. Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

Первая ступень: страницы 45 – 75 (самые частотные звуки и буквы, их обозначающие). Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги. В столбиках слов читают слова. По предметным картинкам анализируют слого-звуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами, антонимами, омонимами. По сюжетным картинкам учатся связному рассказыванию. Овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии.

Вторая ступень: страницы 77-133 (усложняется изучением йотированных букв). Первоклассники учатся быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов. Закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Читают тексты, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают прочитанное.

Третья ступень: страницы 135 -201 (изучение малочастотных звуков и букв). Совершенствуется техника чтения. Изучаются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). Проводится работа по активизации и обогащению словаря детей.

Четвертая ступень: страницы 202 – 209 (обобщение изученного). Ученики читают произведения детских писателей. Проводится орфографическая пропедевтика (написание сочетаний чу, щу, ча, ща, жи, ши).

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке»:

1. Последовательность изучения звуков и букв основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (а, о, и, ы, у, н, с, к, т), затем идут менее употребительные, и наконец, вводится группа малоупотребительных.

2. Материалы каждой страницы учебника объединены одной темой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности.

3. На каждый урок отводится две страницы букваря (разворот азбуки).

4. Одновременно изучаются парные по твердости/мягкости согласные звуки.

5. Дети усваивают слоги типа СГ (слог-слияние).

6. Используются цветовые схемы для обозначения звуков.

7. Проводится грамматическая и орфографическая пропедевтика.

8. Формируются основные виды речевой деятельности: говорение и слушание, чтение и письмо.

9. Приводятся тексты для читающих детей.

Страницы азбуки для урока изучения нового звука и буквы построены однотипно. На них имеется: образец буквы, предметные картинки и схемы для слого-звукового анализа, слоги с изучаемой буквой для первичного чтения, слова с новой буквой,  сюжетная картинка, текст.

Основной (букварный) период обучения грамоте в учебнике

 «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеева

Раздел «Учим буквы - учимся читать» соответствует основному периоду обучения грамоте.

Каждый разворот учебника содержит материал одного урока.

Левая страница разворота − это страница для тех, кто учится читать, но и уже читающие первоклассники работают по ней: участвуют в беседе, думают над лексическим значением слов.

Для слого-звукового анализа слов даны специальные картинки; под которыми нарисована черная линия  схематическое изображение слова. Дети определяют, из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей  твердый согласный, зеленой  мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение.

Страницы, на которых вводятся новые звуки и буквы, оформлены одинаково:

- в левом верхнем углу дано изображение печатной и письменной буквы,

- схематичное изображение буквы и ее звуков (звука) (ребенок дорисовывает «звуковичка»: колпачки у звонких согласных и шляпки у глухих, закрашивает кружочек у гласного звука красным цветом, башмачки у согласных  синим или зеленым),

- картинки, с помощью которых дети называют слова для слого-звукового анализа,

- столбики слогов и слов для тренировки техники чтения,

- материал для упражнений в составлении слов,

- предложения, небольшие тексты.

Правая страница каждого разворота  это текст для читающих детей, который тематически связан по содержанию с предыдущей страницей.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учета сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы) и т.д.

Виды работ в основной период обучения грамоте

Обязательным компонентом урока обучения грамоте является анализ и синтез.

Анализ

1.  Выделение слов из речевого потока: речь → предложение → слово.

2. Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

3.  Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке.

4.  Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, характеристика каждого, обозначение их буквами.

5. Артикулирование звука.

Синтез

1.  Чтение слога или слова.

2.  Образование слоговых таблиц на основе гласного или согласного.

3.  Добавление гласных или согласных в начале или в конце слова: мал – мало, мел –смел и т.п.

4. Добавление звука в середине слова: плот – пилот.

5.  Перестановка слогов: сосна – насос.

6. Добавление слога: наша – Наташа.

3. Исторический обзор методов обучения грамоте

В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. По исходным языковым единицам различаются методы: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.

Буквослагательный метод

Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный метод. Его суть заключалась в механическом заучивании названий букв, слогов и слов. Обучение грамоте по этому методу предполагало прохождение ученика по четырем ступеням. Первая – заучивались все букв алфавита (аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля…). Все ученики обязаны были твердо знать наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитном порядке, потом в обратном порядке и вразбивку. Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов. Чтению слогов обучали так: сначала нужно было назвать первую букву слога, например, «веди», затем присоединяли к ней название второй буквы «аз», потом произносили весь слог сразу «ва» («веди» - «аз» - «ва»), всего более 400 слогов. Третья ступень – обучение чтению отдельных слов по складам. В выбранном для чтения слове ребенок выделял первый слог и называл каждую букву её полным названием, затем произносил весь слог сразу, далее переходил к следующему слогу и проделывал с ним ту же операцию.

Например, слово «дерево»: «добро» - «есть» = де;

                                               «рды» - «есть» = ре;

                                                 де – ре

                                                 «веди» - «он» = во

                                                  де – ре – во

Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т. е. слова прочитывались целиком, без какого-либо выделения букв и слогов, так, как читает современный человек. Обучение письму проводилось только с лучшими учениками.

Недостатки буквослагательного метода: большая продолжительность по времени: два-три года; механическое заучивание букв; отсутствие мотивации к учению (принуждение и устрашение физического порядка – побои, стояние на горохе, порка розгами); низкий профессиональный уровень большинства учителей (в их роли  выступали отставные солдаты, которые в годы несения службы выучились читать, и церковнослужители – дьячки).

Звуковые методы

В 40-е гг. ХIХ в. в России был принят аналитический звуковой метод, на Западе его называли «методом Жакото», в России – «методом Золотова». Согласно этому методу школьники делили предложения на слова, слова – на слоги, а слоги раскладывали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в письменном варианте).

Недостатки: заучивались слоги, начертания слов; путем многократного чтения заучивались даже предложения; преобладали зрительные упражнения.

Синтетический звуковой метод в России разрабатывал Н.А. Корф. Обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем соответствующих букв. Далее звуки сливали в слоги, слоги – в слова; из букв также составляли слоги и слова. Затем усваивалась следующая группа звуков и т.д.

Недостатки: чтение сводилось к называнию ряда звуков, обозначаемых буквами (т.е. чтение было побуквенным); слог не являлся единицей чтения.

Слоговые методы

«Слуховой» (или «слогослуховой») метод, разработанный Л.Н. Толстым, предполагал большую слоговую работу: разложение слогов на звуки, соединение звуков в слоги, чтение слогов, их произношение. Данный метод содействовал в первую очередь развитию речевого слуха детей. Тексты для чтения были составлены таким образом, чтобы трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Метод включал артикуляционные упражнения, предусматривал одновременное обучение письму, печатание букв, слов.

Недостаток: слог не являлся единицей чтения.

Метод целых слов

Единицей чтения становилось слово. Дети за первые 2–3 месяца занятий зрительно запоминали до 150 слов, почти без звукового и буквенного анализа. Перерисовывали их, угадывали по картинкам. Затем проводили буквенный анализ.

Недостатки: метод не способствовал развитию фонематического слуха; опирался на механическую и зрительную память.

Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского

Создателем наиболее совершенного звукового метода обучения грамоте в России был К.Д.Ушинский. Он назвал его методом письма-чтения (письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения). По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шрифтом, затем вводились печатные буквы, но новая буква после изучения звука давалась сначала в письменном варианте.

В своей методике К.Д. Ушинский объединил анализ и синтез; ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами; обучение грамоте соединил с развитием речи учащихся; разработал десятки приемов звуковой работы. Дети изучали народные пословицы, загадки, сказки, т.е. читаемые тексты были знакомы и доступны им.

Недостатки: К.Д. Ушинский не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный [ш].

Д.И. Тихомиров и В.П. Вахтеров, последователи К.Д.Ушинского, совершенствовали его метод: ввели добукварные звуковые упражнения, цель которых – развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока; изменили порядок изучения звуков и букв; отказались от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем письменные; добавили подготовительные упражнения к письму (элементы букв, орнаменты, контуры).

4. Характеристика современного метода обучения грамоте

1. Современный метод обучения грамоте является звуковым, так как:

а) За основу работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

б) Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию фонематического слуха (например, в слове кот – 3 звука: первый звук [к] согласный, твердый, глухой; второй звук [о] гласный, ударный; третий звук [т] согласный, твердый, глухой; назовите слова со звуком [д]).

в) Ведется слого-звуковой анализ слова, в процессе которого выделяются звуки, устанавливается их последовательность и количество, определяются связи между ними (например, в слове деньги два слога, т.к. два гласных звука, первый слог – день – 1-й звук ,] согласный, звонкий, мягкий, 2-й звук [э] гласный, ударный, 3-й звук ,] согласный, звонкий, мягкий; второй слог – ги – 1-й звук ,] согласный, звонкий, мягкий, 2-й звук [и] гласный, безударный, всего в слове 5 звуков: 3 согласных, 2 гласных).

г) Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (принцип частотности – «Русская азбука» В.Г. Горецкий, позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука) и учет сходства внешнего облика букв (г п т р и) – «Моя любимая азбука» Р.Н. Бунеев).

2. Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан (например, назови звуки, из которых состоит слово книга; дополни до целого слова слоги ми – , он – , лар – ).

3. В качестве единицы чтения берется слог, проводится слоговая работа: чтение и произношение слогов, использование слоговых таблиц.

4.  Письмо идет параллельно с чтением.

5. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения.

6. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты (например, отгадай загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице, объясни отгадку).

7. Проводится пропедевтическая работа (вводятся элементы грамматики, словообразования, орфографии, пунктуации, лексикологии).

8. Осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи с разным уровнем подготовки в общем развитии и готовности к чтению и письму (в «Моей любимой азбуке» Р.Н. Бунеева правая страница рассчитана на читающих детей).

9. Обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер (например, содержание уроков опирается на систему наблюдений над природой и окружающей жизнью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методики преподавания русского языка в классах КРО (из опыта работы)

Данный материал содержит описание системы работы на уроках русского языка в классах, где обучаются дети с ЗПР. Данные упражнения направлены на повышение уровня познавательной активности младших школьн...

" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциал...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья о роли информационных технологий в преподавании русского языка в начальных классах....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...

Методика преподавания английского языка в начальной школе

Методика преподавания английского языка в начальной школеХачатрян Армине Араратовна...