Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте
методическая разработка на тему

Сенькова Елена Васильевна

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_myshlenie_v_mladshem_shkolnom_vozraste.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте

Е.В. Сенькова учитель начальных классов

Д.А. Перепелицина учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 Майкопского района поселка Тульского

Человеческое мышление и способность к творчеству – это самое великое из даров природы. Этим даром природы наделен каждый человек живущий на нашей планете. Но также возникает мысль о том, что свои дары природа одинаково не делит. Кого-то она награждает больше, а кого-то меньше. 

В настоящее время всем необходима подготовка к творческой деятельности. Поэтому школа активно участвует в воспитании активных, ловких и творчески мыслящих детей. Развитие творческих способностей учеников всегда важно во всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Цель: целью работы является особенности развития диагностики творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
          Задачи: выявить особенности психических процессов младшего школьника; представить психологические особенности детей младшего школьного возраста; отрекомендовать особенности творческого мышления младших школьников. 

При поступлении в общеобразовательное учреждение ребенок достигает достаточно высокого уровня психического развития. Все психические процессы: память, мышление, воображение, речь, уже прошли достаточно долгий путь развития. Творческое начало есть в каждом малыше. Каждый ребенок, переступивший порог школы, несет в себе творческие способности или талант.

Перед педагогическими работниками стоит задача раскрыть эти способности у всех детей. Но это не всегда оказывается результатом. В наше время более развитый талант ребенка направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные менее развитые таланты гаснут не получая развития.

Ребенок в младшем школьном возрасте уже многое может: он хорошо ориентируется в окружающем мире, легко запоминает информацию разнообразного содержания, знает многочисленные стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может придумывать небольшие истории, связанные с событиями его жизни, высказывать свое мнение, умеет и любит рисовать, лепить и конструировать.

Особенностью творческого мышления младших школьников является то, что ребенок лояльно относится к своей выполненной работе. Мышление ребенка не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, поэтому оно разностороннее.

Развитие мышления неограниченно от формирования умений и навыков. Чем лучше и выше творческое развитие учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Научное понятие - одна из форм познания мира в мышлении. Для того чтобы развивалось словесно-логическое мышление, дети должны иметь четкое представление о житейских понятиях - приобретенные в дошкольном возрасте  на основе собственного опыта. Житейские понятия имеют различные пути развития, но лишь с трудом определяются ребенком.

Проблемой развития творческого мышления у младших школьников является несоответствие воображения и уровня интеллекта. Лев Семенович Выготский говорил, что проявления фантазии у ребенка более яркие и неожиданные, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет результатам своего воображения и меньше их контролирует.

Учитель, который работает с детьми над развитием творческого мышления, должен сам быть творческим человеком. Должен уметь находить новое и интересное в уже изученном, организовать учебный процесс так, чтобы классу было интересно в нем участвовать.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки, а на внутренние свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, то есть от типа обучения.

Психологами установлено, что развитие мышления ребенка неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач и называть основные элементы. Словарный запас очень важен для формирования и развития детей. При всяком творческом процессе задачи решаются сначала в уме, а затем переносятся на бумагу.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался ответить Джой Пол Гилфорд (американский психолог). Он считал, что творческое мышление связано в преобладании в нем четырех особенностей: 1. Беглость - это способность быстро воплощать идеи и находить решения.

2. Гибкость - это способность находить подходы и варианты  решения проблем.

3. Оригинальность – это способность создавать умные и необычные идеи.

4. Точность - фактор, влияющий на выбор правильного решения в зависимости, поставленной цели.

           Таким образом, соблюдение этих особенностей дает возможность формировать творческое мышление школьников.

Существует два основных условия формирования творческого мышления:

1) индивидуализация образования;

2)исследовательское обучение.

           Существуют различные методы, для уровня развития творческих способностей у детей. Среди наиболее распространенных методов выделяют: - метод сравнения;

- метод придумывания;

- метод вживания;

- метод самоорганизации обучения;

- метод взаимного обучения.

          Эти методы разработаны для выявления уровня творческого развития у младших школьников.  Использование прикладных материалов поможет эффективнее повысить уровень мышления в данной возрастной категории, проанализировать текущий уровень развития и определить готовность перехода школьника на новый уровень, к старшим классам.

          Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется взаимоотношением не только между учащимися, но и между учащимися и педагогом.

          Для развития творческих способностей необходимо создавать условия не только в процессе учебной деятельности, но и во вне учебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях.

            Творческое мышление младшего школьника развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Лев Семенович Выготский.

Список использованной литературы:

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998

2.Выготский Л. Н. Вопросы детской психологии. – М., 1997

3. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипновой; отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

Как развить у школьников творческие способности? Предлагаю задания и упражнения.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее...

01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....